Священное Писание 27 января: "Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17)"
27 января, 2025 г.
Отдание праздника Богоявления. Равноап. Нины, просветительницы Грузии (335).
Утреня -
Равноапостольной:
Евангелие от Матфея, 10 глава
ОТПРАВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ НА ПРОПОВЕДЬ
1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он <Иисус> дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
5 Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите;
6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
8 больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
Литургия -
Рядовое:
Евангелие от Марка, 10 глава
ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОГО ВАРТИМЕЯ
46 …Когда выходил Он <Иисус> из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.
47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
48 Многие заставляли его молчать; но он ещё более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовёт тебя.
50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришёл к Иисусу.
51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошёл за Иисусом по дороге.
Равноапостольной:
Евангелие от Матфея, 25 глава
ПРОРОЧЕСКАЯ БЕСЕДА НА ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ. ПРИТЧА О ДЕСЯТИ ДЕВАХ
1 <Сказал Господь притчу сию:> Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: «вот, жених идёт, выходите навстречу ему».
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут».
9 А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе».
10 Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам».
12 Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас».
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Рядовое:
Послание Иакова, 2 глава
ИСТИННАЯ ВЕРА. ВЕРА БЕЗ ДЕЛ МЕРТВА САМА ПО СЕБЕ
14 Что пользы, братия мои… кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти* его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
ДЕЛАМИ ВЕРА ДОСТИГАЕТ СОВЕРШЕНСТВА. АВРААМ
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречён другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
РААВ БЛУДНИЦА
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путём?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Равноапостольной:
1-е послание Коринфянам, 4 глава
РАЗДЕЛЕНИЯ В ЦЕРКВИ. СМИРЕНИЕ АПОСТОЛОВ
9 <Братия!> Нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговорёнными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
ПРИЗЫВ АПОСТОЛА ПАВЛА
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
* <СПАСЕНИЕ>
Преподобный Силуан Афонский (Антонов) (1866–1938), афонский старец русского происхождения, духовный наставник, молитвенник и прозорливец:
«Главное спасительное дело - послужи ближним во спасение, любя их, как чад Божиих, прощая их грехи, сочувствуя им во всем. за заботы о других Господь Сам незаметно уврачует твои страсти».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Святитель Макарий Московский (1482–1563), митрополит Московский и всея Руси, под его руководством была проведена большая работа по канонизации русских святых и составлению их житий:
«Но как одна вера без знания может привести к суеверию и фанатизму, так и одно знание, без веры, может привести к надменности и гордыне».
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва» («Хощеши же ли разумeти, о, человeче суетне, яко вeра без дeл мертва есть?»)
(Иак. 2, 20)
Святитель Иннокентий (Борисов) (1800–1857), архиепископ Херсонский и Таврический, один из просвещеннейших русских архипастырей, ректор Киевской Духовной Академии, богослов, выдающийся проповедник, историк Церкви:
«А дела без веры? И дела без веры мертвы: это не добродетели, а, можно сказать, струп добродетелей, или, если не нравится это сравнение, это - вид, картина добродетелей, а не самая добродетель. Ибо откуда взяли бы дела жизнь, если не от веры? От наклонности к добру? Она в нас мала и слаба, сама требует оживления. От соображений рассудка и внушений ума? Они, во-первых, холодны и коль скоро сами не проникнуты чувством добра, не утверждены на глубоком основании, то слабы, притом перекрещиваются в действии внушениями страстей, самолюбия, расчетами… [пропущено слово по неразборчивости], и прочим. От примера других людей? Но много ли примеров добра чистого, действий святых? От хвалы и одобрения человеческого? Этот ветер переменчив и непостоянен. Он иногда рвет паруса порывами, а иногда веет в противную сторону; иногда нельзя узнать по нему, куда ветер. Посему и дела без веры мертвы».
(Заметки.)
Нет комментариев