18 января Православная Церковь празднует Навечерие Богоявления или Крещенский сочельник
В период Великой Отечественной войны давление на церковь ослабло, так как вера - это то немногое, что поднимало и тех, кто воевал, и тех, кто находился в тылу.
В Саратове в 1942 году решением горисполкома верующим был возвращен Троицкий храм на Музейной площади. В 1943 году было издано постановление Совета народных комиссаров СССР о порядке открытия церквей.
Ho со второй половины 1948 года началось ужесточение антирелигиозной политики. 6 декабря 1948 года глава Совета по делам Русской Православной Церкви Карпов разослал своим уполномоченным инструктивное письмо с предложением о том, «чтобы на местах не чинилось препятствий нормальному совершению богослужений в храмах, а также крестных ходов в дни рождественских и крещенских праздников».
Поэтому в Крещение в Саратовской области были совершены службы, крестные ходы, а в Саратове еще и купания. Занимавший с 1947 года Саратовскую кафедру епископ Борис (Вик) сообщил местному уполномоченному по делам РПЦ, что «служба и крестные ходы прошли нормально, препятствий со стороны местных органов советской власти не было».
В крестных ходах в Саратове участвовало около 10 тысяч человек, в Вольске - до 5 тысяч, в Хвалынске - около 2 тысяч. «Саратовская купель» – так среди историков неофициально именуется совершение на Богоявление 1949 года Великого освящения воды на проруби, сделанной во льду Волги недалеко от Троицкого собора, в районе современного речного вокзала. После самого водосвятия состоялось традиционное крещенское купание в проруби. Сохранившаяся фотография запечатлела многотысячную толпу людей, пришедших «на иордань», – безмолвный ответ верующего русского народа на все десятилетия притеснений веры и государственной пропаганды атеизма.
В Саратове и других районах области власти оказывали помощь в проведении праздника Крещения. В Саратове, опасаясь за состояние льда на Волге, сотрудники ОСВОДа поставили в опасных местах предупредительные вехи и по просьбе священнослужителей сделали прорубь в безопасном месте и крест изо льда. Милиционеры помогая верующим ходить в прорубь и выходить из нее, потом и сами искупались. В Дергачах в день праздника верующие организовали крестный ход на воду и купание в проруби на реке Алтата. В числе купающихся были бригадир колхоза «Пятилетка в 4 года», жена председателя Петропавловского сельсовета и другие начальствующие. Купающимся на обратном пути были предоставлены лучшие колхозные лошади. Начальник ОРС (Отдел рабочего снабжения) Ртищевского района выдал напрокат священнику Ртищевской церкви 2 больших кадки для крещенского водосвятия, которые были установлены около церкви, из них верующие черпали святую воду.
Выводы из произошедшего были сделаны властями незамедлительно – организовавший «действо... юродствующих кликуш и мракобесов» епископ был через месяц переведен на другую кафедру, «Правда» опубликовала фельетон «Саратовская купель» (по этому заголовку и именуют сегодня то водосвятие на Волге), задавший тон кампании в печати, а «из центра» обрушился целый комплекс административных мер не только против духовенства и верующих, но и против представителей местных органов власти. Поскольку в крестном ходе активное участие принимали семинаристы, верующим на несколько месяцев был запрещен доступ в семинарскую церковь, прервалось централизованное снабжение семинарской столовой продуктами питания, в учебном корпусе и общежитиях был отключен телефон, а в зданиях семинарии - электричество.
История, связанная с купанием в праздник Крещения в Саратове, стала поводом для ужесточения религиозной политики не только в Саратовской области, но и в целом по стране. С 1949 г. постепенно прекращались службы вне стен храмов, отменялись крестные ходы, кроме Пасхальных, начали призывать в армию учащихся духовных школ, не имевших сана.
В публикации использованы материалы из статей: Я. Ю. Гусева "«Саратовская купель»: осложнение государственно-церковных отношений в СССР в конце 1940-х гг."; Д. Жабкин "Саратовская купель 1949 г. прогремела на всю страну"; И. Козлов "Саратовская православная духовная семинария с 1947 по 1961 год"; священник Максим Плякин "Гонения на Русскую Православную Церковь в 1940-е годы".
#свято_елисаветинский #сем #БогоявлениеКрещениеГосподне
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев