В СВЯЗИ С СОСТАВЛЕНИЕМ ВСЯКОГО РОДА ДОКУМЕНТАЦИЙ, АДМИНИСТРАТИВНЫМ УСТРОЙСТВОМ, ОБЛОЖЕНИЕМ НАЛОГОМ И ЯСАКОМ, А ТАКЖЕ НАСИЛЬСТВЕННЫМ ОБРАЩЕНИЕМ В ХРИСТИАНСТВО, ВОЕВОДАМ НЕОБХОДИМО БЫЛО ЗНАТЬ «ПОИМЕННО» ХАКАСОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ИХ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ. В русских деловых документациях XVII – XVIII веков зафиксированы множество хакасских имен, к которым русские добавляли окончания «кин», «ков», «ов», «ин» и так далее при этом, существенно искажались имена и в таком виде записывались в метрические и церковные книги. Происхождение некоторых хакасских (хакасов – кызыльцев) фамилий мной составлено с трудов В.К. ЧЕРТЫКОВА: «Хакасия в начале 17 века и её взаимоотношения с Россией государствами Центральной Азии». В этой работе В.К.Чертыков приводит множества имён, и, от которых по моим версиям в последствии и произошли фамилии хакасов – кызыльцев.К примеру, от имени некогда жившего в Кызыльской землице Сагал (переводится на русский- «борода». М.Т.) произошла фамилия Щеголаков, Шагалаков, Сагалаков, а от имени Янах-оол (уул)- Янгулов и так далее. В «отписке Красноярского воеводы М.Ф.Скрябина (№-5 1652 года) о вторжении Алтын-хана Омбо-Эрдена в Тубинскую и Кийскую землю» упоминается речка Яна: «...Ноября де 22 день приехал он, Степан с товарыщи, на Красноярские земли и съехал с Яна усть Тумны речки с киргизскими людьми». Я отношусь к роду Янах-Нарбазан (Янгуловы). Фамилия Yangulov формируется из мужчин персидско-тюркско-татарское название Yangul, что в переводе на русский язык означает "раб Божий, дорогой, как душа." Возможно, родители называют ребенка именем, как Yangul, хотел, чтобы его сын стал достойным мусульманином. Это не удивительно для традиционного общества, в котором большое значение придается к религии. В Балтасинском районе Республики Татарстан находится село ЯНГУЛОВО. Многие жители этого села являются носителями фамилии- ЯНГУЛОВ. Кировской области также находится поселение – Янгулово. Также носителями этой фамилия являются и этнические бошкорты. Хакасскими этнографами, как в прошлые, так и настоящее время не достаточно исследовался этнос кызылов. Возможно, где-то и есть более подробные этнографические описания о кызылах, но по какой-то причине исторических литературных изданиях эти сведения не публикуются . Есть версия, что большая часть сёоков кызылов, являются главенствующими родами Енисейских кыргызов
На юге Красноярского Края есть крупный населенный пункт Нарва, которое в стародавние времена обосновали далекие мои предки. Если вернуться к фамилии Щеголаков, то эта фамилия упоминается в первой половине XVII века как «татарский бухаретин» Шагалачка Маметов. Угужаков до современной адаптации звучала как Шибага Угузов (первая половина 17 века). В это же время жил князь Кара, родоначальник фамилий Каражаков, Карачаков. О князе Кара Чертыков В.К. пишет: « В 1621 г. на р. Чулым был отправлен казачий голова Молчан Лавров со служилыми людьми для постройки острога. Кыргызы решили силой воспрепятствовать строительству острога. Служилые люди во главе с Молчаном Лавровым и татарским Головой Осипом Кокоревым нанесли им поражение, многих убили, и взяли в плен их жен и детей. В плен попали: князь Кара с женой…» Для того чтобы освободить Кару из плена русские запросили за него 60 бобров, 410 соболей, три собольи и две волчьи шубы, две рыси, три портища, две ферязи. Заполучив все это алчные воеводы И. Шеховской и М. Радилов Кару с сыном не отпустили». Вместе с Кару был посажен в тюрьму улусный человек Тайтык от которого по всей вероятности произошли фамилии: Тайтыновы, Тайдоновы, Дайдонов, Таянтыновы. Но более вероятнее происхождение этих фамилий от имени аринца Тайдын, о чём подтверждает следующая архивная запись: «17 июня в Красноярск пришел из Кыргыз аринец Тайдын, находившийся в плену у кыргызов с 1679 г…» А вот фамилия у современных кызылов Таижаков образована от имени Сенже Таиш, упоминается как «калмыцкий» (джунгарский М.Т.) высокопоставленный чиновник. Фамилия Морев считается русским. Но в архивных документах эта фамилия значится как «инородская»: « Указом 1755 года Абаканская контора приписывала взять с ясачного Лариона Морева, с его жены и троих детей с каждого по 5 коп, «за небытие у исповеди и св. причастия в 1753г.» Современная кызыльская фамилия Кучелаев исходит от Кучелая-Табункина. В исторических документах об этой фамилии пишется следующее: « …А в июле 1707 г. ачинскими казаками были схвачены два «шустрых татарина» (шустрый»- сёок - шюй. М.Т.), т.е. кызыльца, - Кучелая-Табункина и КозанчачУханков – перевезены в Томск». Есть и другое упоминание этого имени, но в другой вариации: «В августе князь Табун Кочебаев подходил к острогу с отрядом в 360 человек, угнал 35 лошадей и увел к себе аринцев и качинцев». Табун-Кочебаев и Кочелай-Табункин – это одно и тоже лицо, от которого и происходит современная фамилия кызылов – Кучелаев. По другой версии фамилия Кучелаве, носители этой фамилии являются людьми Кучум хана. Хакасские историки до сих пор выясняют: Енисейские кыргызы это этнос или главенствующий род хакасов? Как известно, что кыргызы в основном проживали в бассейнах рек Черного Июса, Белого Июса и верховье Чулыма, где вместе с ними на одной территории жили и кызылы, басагары, (точнее сёок – «пуха», по-русски означает – «бык» М.Т.), которые по классификации родов относились к роду кыргыз. Так некий князь Куземыш обратился с просьбой в Томск «от кыргызских людей оборонить. Летом 1614 г. приходили под Томск кыргызские, кызыльские, басагарские». «Отряд в 220 человек ходил в поход в Кыргызы, в Кызылы и в Багасары, «высек» три городка, а жен и детей, взяли в полон. И только после этого побоища кыргызы согласились выплачивать ясак». Как видим у кыргызов были сородичи-союзники: кызылы и багасары, которые состояли не только в военном союзе, но и кровном родстве. К примеру, Ишей Номча был алтысарским (Алтын-Зархским) князем. Князь Эренак (Еренак, Иренак – переводится как «подвижный», «непоседливый») военный предводитель, на протяжении многих лет активно боролся за освобождение от иноземных колониальных захватчиков, был сыном Ишея, внуком Номчи, то можно сделать вывод, что Эренак из рода воинственных кызылов. О том, что Эренак был из кызыльского сёока мне говорили старшее поколение и хайджи-сказители Хохай Олёш, мой дед по материнской линии Табаткин А.П (1884 года рождения), брат моего деда по отцовской линии Янгулова Абжала – Уста Прок (1876 года рождения). От имени Номча возможно произошла фамилия Немежиков.Емандыковы, обязаны в происхождение своей фамилии от далекого родственника, которого звали Емандричко о котором говорится, что «... от кыргызов брат Мунзачка, да Ебалачков брат Емандричко и иные князцы всех семь человек». Фамилие Абалаков произошла от имени Ебалачков (Абалачков). Тарханов – эта фамилия произошла от имени Тархан Ейзан из Алтын-Зарха: « Снова приехали Иренак и Ебалак с товарищами… киргизские князцы: Ереначко и Мунзачко, и Ебалачко и Емандричко, Абалаком, алтырский Таин-Иркачка, Тархан Ейзан…»Майрыковы (Майрыковы) обязаны предку Майрык, о котором говорится, что «… спустя два дня у них был «киргизенин езерского улуса Майрык» Майрык в 1691 году сопровождал троих посланцев в Красноярский острог для вручения Красноярскому воеводе письмо, в котором выдвигались требования отдать калмыкам 212 юрт кыргызов». Представители сёок Пуха или исторической литературе еще не точно называется как Багассар (Басагар) являются кыргызами. Среди наших ученых расходятся мнения, что кыргызы это главенствующий род иди этнос? На мой взгляд, основываясь на предания кызылов, сведения в исторической литературы, архивных данных можно сделать вывод, что кыргызы это все-таки этнос. К примеру, на эпитафиях посвященные каганам чаще упоминаются кыргызы, живущие в горах Кёгмен (Саяны М.Т.), а китайских летописях о гяньгунях (кыргызах). В конце 17-го, в начале 18-го веков кыргызы добровольно покидая земли отцов, насильственным путём забрали с собой своих кыштымов в Джунгарию (Ойротию). В последствии большинство Енисейских кыргызов переселилось в Монгольский Алтай, Котловину Больших озер и там практически полностью ассимилировались с проживающими там народами (монголами, сарыг - уйгурами и др.). В 1965 году в Горном Бадахшане мне приходилось встречаться с сарыг - уйгурами, которые перечисляя многочисленные роды относящие к сарыг-уйгурам и среди этих многочисленных родов имеется сеок, как и у кызылов Буга (Пуха). У кызылов до сих пор существуют фамилии, которые относятся к Енисейским кыргызам: Имтименевы, Кулагановы, Кожаковы, Кадышевы, Табаткины, Кулаковы, Тархановы, Емандыковы, Абалаковы, Майрыковы, Кулагашевы, Кулажаковы, Барсугачевы, Итигменевы, Улагашевы и многие др.Саражаковы – фамилия происходит от князя Сары, которого в 1691 году князь Шанда Талаев отправил с просьбой в Красноярск «принять их в вечное холопство». Сары сказал, что покинули они землю из-за калмыков, которые их грабят. Носители фамилия Шандаковы, обязаны, воинственному Шанда (Шандычко, Шанда Талаев). Арыштаев – эта фамилия происходит от князя Ароштай: «В конце 1691 г. новый воевода (Красноярского острога) Петр Савич Мусин-Пушкин отпустил Ороштая в Каннскую землю с казаком Т.Ковригиным».Фамилия Итпеков исходит от собственного имени князя жившего в конце 17-го века Итпала Медичин. По другой версии носители этой фамилии некогда занимались хлебопашеством, выпечки хлеба. Хлеб на кызыльском диалекте « итпек». Барсугачевы из рода Пуха (Босагарсский) обязаны своей фамилией князю Абаштаю Барсакаеву, киргезину, военноначальнику, который защищал кызыльские сёоки от сибирских служилых людей.В камларском роду (кам, хаам - шаман М.Т.) есть фамилия Улугачевы (Улагашевы). В исторической литературе, в которой описывается о колонизации кыргызской земли, часто упоминается фамилия военноначальника – Улагачка, после ухода большинства кыргызов в Джунгарию остался для защиты своих соплеменников от русских служилых людей. Князь Когашко Итеменев упоминается в челобитне царю Алексею Михайловичу от ясачных князцов и ясоулов с жалобами на притеснения томского воеводы Н.О. Нащекина (1654г.). От этого имени и фамилии в последствии произошли две кызыльские фамилии: Когаев и Итеменев (Итегменев) относящиеся к кыргызскому сёоку Пуха. Фамилия Чарочкин происходит от слова «кузнечик», по-хакасски – шаршхай у кызылов является единственной фамилией происходящее от названий насекомых.В данном материале приведены небольшая часть происхождение фамилий хакасов-кызыльцев, которые произошли от личных имен князей-кыргызов, военных начальников. . Мында хырғыстан хаған шон – хызыллар тип адал паған. Гласит преданиях кызылов, что после ухода народа в Алтай, оставшиеся кыргызы стали называть себя – КЫЗЫЛАМИ, с тем чтобы колонизаторы не убивали оставшихся кыргызов 2009 год. Харамос-ТюньдешевЭто Великая история кызыльского народа сидит у нас в сердце. К примеру рассказ Янгулова Уста Проктаӊ ( брат моего деда АБЖАЛА -Янгулов Прокопий Кириллович. Нарбазан)1974 шылда пазылған. Тӧрäн шылы – 1882, тӧрäн щери – Öс кӧл, сӧӧги – Ажығ. Пурунғы тустарда Ӱӱс шеринде хырғыс шон шуртаан. Олар хазахтарнаӊ шаалазып сыдабаанар. Мыннаӊ Алтай озаринсар кӧш парыбссханнар. Хырғыстар пу шердеӊ пағанда мында паза пасха шон шуртабаан, оларныӊ кизектери хаған. Пир хырғыс хыс-кизи азах аар поған. Хырғыс шон мынанаӊ кӧшкен самалда анны Хойаӊ азыында тастаптырлар. Хырғыс хыс оол-пала тӧритсаған. Анны Йанах тип адабыстырлар. Йанах оол ӧскенде,Ӱӱс щеринде шон пазы полыбсхан. Мында хырғыстан хаған шон – хызыллар тип адал паған. Хызыл шон – пурунғыдаӊ сығара мында шуртаан кизек шон. Хызылларныӊ пазы Йанах похан. Хойаӊ азыы хринда, Сыралығ Ӱӱс пилтиринде Йанах кӱргени пар. Йанах тоозылған щер анда полтыр. Олох самалда Сыралығ Ӱӱсте Сана пиг шуртан. Сана пигдеӊ таран шон – хамнар сӧӧги.
Как видим в исследовании В.К.ЧЕРТЫКОВА выше названные кызыльские князья относятся к "киргизинам", т.е кыргызам.
М.ТАБАТКИН
краевед, ах сагал кызыльских родов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5