Предыдущая публикация
В. был организован кружок любителей сокольской гимнастики. В кружок записали 25 кадет III, IV и V выпусков.
Так в начале 20-х годов в Югославии в стенах 1-го Русского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса появилась команда гимнастов, готовившихся выступить на 1-м Югославском Всесокольском слете в Люблянах.
Надо отметить тот факт, что кроме гимнастики, кадеты в корпусе занимались и другими видами спорта: футболом, шахматами, пинг-понгом и бадминтоном.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 14
В то время в Петербурге существовали параллельно несколько систем гимнастики — немецкая и шведская. А на рубеже веков широкое распространение стала получать сокольская гимнастика. После революции она была объявлена буржуазной и контрреволюционной, ее обвиняли в «милитаризаторском духе», хотя многие ее элементы в дальнейшем были взяты на вооружение отечественной спортивной гимнастикой. Так что же такое сокольство?
Сокольская гимнастика была для чехов гораздо больше чем спортом — она значила для них возрождение чешского народа, подъем народного духа. В основу сокольства были положены идеи единения и братства, развития нравственного и умственного, сознание гражданского долга и социальных обязанностей, право на национальное самоопределение и свободное культурное развитие. И главное — «единение на почве совместного физического воспитания».
Во главе первого сокольского общества стоял доктор Мирослав Тырш — культовая фигура для всего сокольства. При своем возникновении общество приняло название «Сокол» в качестве символа своих возвыш...ЕщёОно появилось в Чехии и было формой национально-освободительного движения чехов против немецкого господства. Первое сокольское общество возникло в Праге в начале 1860-х годов, но не в целях спорта и удовольствия, а, как отмечали современники, для упорной работы над совершенствованием как физической, так и духовной природы человека и развития высоких гражданских качеств.
Сокольская гимнастика была для чехов гораздо больше чем спортом — она значила для них возрождение чешского народа, подъем народного духа. В основу сокольства были положены идеи единения и братства, развития нравственного и умственного, сознание гражданского долга и социальных обязанностей, право на национальное самоопределение и свободное культурное развитие. И главное — «единение на почве совместного физического воспитания».
Во главе первого сокольского общества стоял доктор Мирослав Тырш — культовая фигура для всего сокольства. При своем возникновении общество приняло название «Сокол» в качестве символа своих возвышенных стремлений и установило обычай обращаться на «ты» среди членов единой сокольской семьи.
Гижицкий А.С. в Софии (1910) среди руково...ЕщёЧто же касается сокольской гимнастики, то основными ее средствами были упражнения, связанные с применением гимнастических снарядов. Исключительное значение придавалось красоте движений, перестроений и даже костюмов. Все некрасивые движения исключались, практиковались только четкие, точные и внешне красивые положения тела. Применялись всевозможные предметы — палки, шарфы, старинные виды оружия (мечи, щиты, булавы) и т. п. Особенно тщательно были разработаны упраженения на перекладине, параллельных брусьях, коне, вольные упражнения, а также упражнения с предметами под музыку, пирамиды и акробатические упражнения.За полвека своего существования сокольство широко распространилось в Чехии и среди других славянских народов — поляков, болгар, сербов, хорватов, словаков, а в 1904 году был основан Союз Славянского Сокольства. Таким образом, сокольство вылилось в ярко выраженную славянскую организацию, которая провозглашала идею всеславянского единения.
Гижицкий А.С. в Софии (1910) среди руководителей соколов Чехии, Польши, Болгарии, Хорватии, Сербии, Черногории
Появился «Сокол» и в России. Его принесли чешские преподаватели гимнастики. Сперва никто не знал еще об их принадлежности к «Соколу» и воспринимали только как опытных руководителей физического воспитания в учебных заведениях. Они собирали вокруг себя кружки любителей физических упражнений, которые вначале не носили названия сокольских: в Москве в 4 мая 1993 года Первое Русское Гимнастическое Общество (с 1907 года I - РГО "Сокол" в Москве), в Петербурге — гимнастическое общество «Север». В 1908 году на базе последнего был основан сокольский центр.
Участники I Общего съезда «Союза Русского Сокольства» в Москве в 1911 году
Количество сокольских организаций стремительно росло, и в 1910 году был создан Союз русского сокольства, а в апреле следующего года в Москве прошел первый съезд делегатов этого Союза, который установил общие основы русского сокольства. Они выходили далеко за рамки спортивной гимнастики, хотя и было заявлено, что сокольство является «культурным институтом» и совершенно чуждо всяким политическим замыслам.
У руководителей русского сокольства были различные точки зрения по вопросу о том, каким быть сокольству в России. Образовалось две партии: националисты отстаивали тезис «сокольство — только для русских», несогласные с ними утверждали: сокольство — для всех российских граждан, причем каждая нация создает свои общества, которые объединяются...ЕщёВо-первых, съезд постановил принять в полном объеме сокольскую идею славянского братства. Во-вторых, было провозглашено, что «сокольство в России должно служить одним из элементов спаяния племен Российской Империи во имя блага и мощи России». Русскими соколами были приняты основные принципы сокольства — «принципы демократизма и любви к ближнему, сознание гражданского и общественного долга и альтруизм». По утверждению одного из горячих сторонников сокольства, ученого В. М. Бехтерева, в нем нет ничего воинственного, и сокольство «как организация, преследует лишь цели самововоспитания физического и нравственного и потому заслуживает всеобщей поддержки».
У руководителей русского сокольства были различные точки зрения по вопросу о том, каким быть сокольству в России. Образовалось две партии: националисты отстаивали тезис «сокольство — только для русских», несогласные с ними утверждали: сокольство — для всех российских граждан, причем каждая нация создает свои общества, которые объединяются в один общерусский союз. «Русский Сокол должен объединять под своей сенью все русское, все народности Российской империи под общей идеей: все мы братья во славу великой и общей нашей родины — России», — говорили они. Вопрос об «инородцах» не давал националистам покоя, и даже приезд в 1909 году в Петербург инспектора «Сокольской чешской общины» Ф.Эрбена, приглашенного для организации офицерской гимнастическо-фехтовальной школы, не смог разрешить конфликт внутри русского сокольства.
«Язва разногласия снова разъедает наше общество», — заявил в докладе на предвыборном собрании петербургского «Сокол-I» представитель группы «соколов-кавказцев» Рубен Мириманианин. «Наши противники говорят: „русский сокол только для русских!“ Разве это — идеи братства и равенства, проповедуемые Тыршем? Разве это не насмешка над сокольством?» — продолжал он…
К 1914 году в России в 26 городах было 42 сокольские организации. Как же дальше сложилась судьба сокольства в России? В годы первой мировой войны уже было не до гимнастики — многие «соколы» были на фронте, немало из них геройски погибло на полях сражений. После февральской революции сокольское движение несколько оживилось, в Петрограде возобновилось издание «Вестника русского сокольства».