Этот обряд долго бытовал в среде русских крестьян, вплоть до середины XIX века. Никакого отношения к православной культуре он не имеет, это проявления языческих обычаев. Обряд был направлен на изгнание «коровьей смерти» - то есть падежа крупного рогатого скота.
Корова в крестьянском хозяйстве - вещь незаменимая. Неспроста коровушку ласково называли «кормилицей». Она и правда, всю крестьянскую семью кормила.
Теперь представьте, что случилось в деревне несчастье - коровы заболевают и погибают, падёж скота, «смерть коровья» пришла в селение.
Что делать? Как оставшихся коровушек сохранить?
Молились, священника вызывали, крестный ход совершали…
Ну уж если это не помогало, то вспоминали старинные обряды, которые ещё сотни лет назад проводили славяне-язычники.
Хотя, если приглядеться, то в этих обрядах можно увидеть и христианские элементы…
Воспоминания о подобном обряде этнографа 2-ой пол. XIX века А. Казминского, которые были опубликованы в газете «Воронежские губернские ведомости» 5 апреля 1869 года.
«… В селе Рождествено происходил сильный падеж рогатого скота. Крестьяне того села предпринимали очень много средств к прекращению этого столь ужасного бедствия; но, видя, что никакие средства не помогают несчастью, они для прекращения его решились исполнить давнишний обычай своих предков, имеющий целью прекращение всеобщего несчастия, почему и самый обычай называется «изгнанием коровьей смерти».
В одно время, пользуясь отсутствием приходского священника, они и решились осуществить этот обычай. Вот сущность его: по определению уважаемых крестьян избираются тоже из крестьян 9 личностей: 3 девицы лет по 17, 3 парня лет по 15 и 3 вдовы честного поведения.
На одну из девиц надевают хомут и запрягают ее в соху, прочие же девицы берутся по бокам сохи. Одна из вдов вооружается фонарем с зажженною свечою и черепком, в котором находится зола, чтобы во время шествия посыпать ею дорогу, в этом же черепке также курится и ладан, прочие же вдовы берут образ святого Власия.
Главную роль здесь играет образ Власия, как покровителя скота. Все же парни без исключения вооружаются кнутами. Устроившись, таким образом, в глухую полночь они начинают свою торжественную и, по их мнению, проникнутую религиозностью и таинственностью процессию. Эта процессия состоит в том, что все участвующие в ней личности обходят кругом села при всеобщем пении:
В нашем селе
Прошел Бог Власий
Со ладаном, со свечей
Со горячею золой;
Девушки пашут,
Вдовы то сеют,
Сеют, рассевают,
Желтым песком засыпают;
Когда пески взойдут,
Тогда наши коровушки помрут.
Девицы сохою чертят на земле круг, в центре которого парни вбивают осиновый кол, причем все присутствующие читают 3 раза «Святый Боже!» и поют: «аллилуйя». Всем этим они выражают проклятие коровьей смерти. Исполнивши такой таинственный обычай, все вдруг приходят в восторг и начинают кричать во все горло «ура»!
При этом же еще парни щелкают кнутами, от чего и распространяется большой шум. Прийдя в село, все расходятся по домам своих жилищ. Этот обычай повторяется три ночи сряду.
Хотя обычай «изгнание коровьей смерти» исполнен был крестьянами в точности, однако и это не помогло и бедствие еще долго после этого продолжалось. А между тем он показал, что наши русские крестьяне попрежнему находятся в невежестве и под бременем глупых предрассудков. Дай Бог, чтобы распространение грамотности благотворно подействовало на умы наших крестьян и вывело их из того невежества, в котором коснели их предки…»
А вы слышали о подобном обряде?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев