Аванес Иоаннесян — основатель Азербайджанского государственного оркестра народных инструментов
Родился в 1881 году в Шуши. В 1900 году окончил реальное училище, после чего работал преподавателем пения в женской гимназии. Переехав в 1905 году в Тифлис, после подготовки сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости при гимназии и поступил на медицинский факультет Новороссийского университета. После окончания университета вернулся в Шуши, где зарабатывал медицинской практикой, одновременно руководил военным оркестром. В 1920 году переехал в Баку, где основал первый оркестр народных инструментов (Государственный азербайджанский восточный оркестр народных инструментов). В 1925 году оркестр приобрел всесоюзную известность. Программа его состояла из красивых и самобытных народных песен, мугамов и танцев. В 1926 и 1936 годах оркестр под руководством Иоаннесяна выступал Ленинграде и Москве, в 1938 году — представлял республику на Декаде культуры Азербайджанской ССР в Москве.
В «Правде», «Известиях» и других центральных газетах были опубликованы рецензии, где с большой похвалой говорили об оркестре и руководителе. Композитор А. Февральский писал: "Кавказский оркестр — крупное явление музыкального порядка. Группы исполнителей восточной народной музыки не превышали обычно 5-6 человек, здесь усилиями доктора Иоаннесяна создан большой, крепкий оркестровый коллектив. Зрительный зал (как кавказцы, так и русские) принимает выступление оркестра и танцоров с восторгом; кроме хорошего исполнения это объясняется тем, что перед нами подлинно национальное искусство, коренящиеся в самой глубине национального бытия. А данный оркестр необходимо обязательно показать не только на Кавказе и в крупнейших центрах СССР, но и за границей. Здесь нам есть чем гордиться".
Ипполитов-Иванов и Асафьев тоже отмечали большое значение оркестра. Такой же громкий успех, как в Москве и Ленинграде, сопутствовал гастролям оркестра в Украине и Беларуси. Работу Иоаннесяна во главе оркестра высоко оценивал музыковед В. Беляев, по мнению которого дирижёр сыграл пионерскую роль в становлении оркестровой азербайджанской музыки. В то же время музыковед критиковал выступления оркестра за «кустарный» подход, отсутствие нотной записи исполняемых произведений. За разучивание материала на слух оркестрантов также критиковал музыковед Хубов. Вместе с этим он отмечал, что опыты симфонизации мугамов, проведённые Иоаннесяном, интересны своеобразной мелодикой и ритмикой, красочной инструментовкой. Критик К. Кузнецов писал об оркестре Иоаннесяна как об экспериментальном коллективе, отмечая хорошую сыгранность и высокие умения музыкантов. В разное время в состав оркестра входили таристы Энвер Мансуров и Курбан Примов, дудукист Каро Чарчоглян, общая численность ансамбля доходила до шестидесяти пяти человек.
Наряду с Государственным восточным оркестром, Иоаннесян создал три женских коллектива народных инструментов, призванных продемонстрировать изменившийся статус азербайджанской женщины. Также преподавал в Бакинском музыкальном училище. Был отмечен как заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1936), награждён орденом «Знак Почёта» (1938). 28 июля 1938 года скоропостижно скончался на репетиции оркестра в Баку. Оркестр, созданный Иоаннесяном, пользовался большой популярностью не только в Азербайджане, но и во всём Южном Кавказе. "В исполнении оркестров народных инструментов, — писала «Правда», — мугамы «Чаргях», «Шур», «Баяти Шираз» звучат как превосходные симфонические пьесы, пленяющие слушателя своеобразием мелодий, тонким ритмическим узором и красочностью звучания. Большой интерес представляет и женский оркестр народных инструментов, прекрасно исполняющий сложные мугамы, популярные народные песни и танцевальные мелодии, мастерски обработанные А. А. Иоаннесяном. В исполнении этого коллектива пленяют какая-то особая задушевная непосредственность и мягкая, ритмичная стройность и выразительность".
#ЖизньВыдающихсяАрмян
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев