Георгий Якулов — выдающийся и необычный армянский художник
Геворг Якулян родился 2 января 1884 года в Тифлисе. В 1893 году, после смерти отца, мать определила его в интернат Лазаревского института восточных языков. Решив стать художником, после двухмесячных занятий в школе Юона, в 1901 году поступает в Московское училище живописи, однако за непосещение занятий в 1903 году был отчислен и вскоре призван в армию. Служил на Кавказе (где ему удавалось заниматься живописью), участвовал в русско-японской войне, в бою под Харбином получил ранение и в 1905 году вернулся в Москву.
Первая же работа «Скачки», созданная по возвращении в Москву и показанная им в 1907 году на XIV выставке «Московского товарищества художников», обратила на себя внимание в художественных кругах. Сильное впечатление на современников произвела яркая зрелищность и органичность, с которой Якулов связал в этой работе традиции Востока с эстетикой позднего модерна. Творческий успех художник закрепил участием на выставке «Стефанос» (1907-08) целым рядом графических и живописных произведений.
В 1914 году в альманахе «Альциона» Якулов выступил со статьёй-эссе «Голубое солнце», первой в цикле работ, излагающих теорию «разноцветных солнц»: вслед за «голубым солнцем» Китая он предполагал писать о «розовом» солнце Грузии, «жёлтом» — Индии, но в таком виде замысел не был осуществлён, и лишь в 1922 году художником была опубликована статья, развивающая его теорию — «Ars solis. Спорады цветописца».
C первых же дней Первой мировой Якулов вновь в действующей армии, в чине прапорщика состоял ординарцем при командире отдельной части в Восточной Пруссии. Дважды под ним убивали лошадь; за храбрость он был произведён сначала в подпоручики, затем в поручики и вскоре представлен к Георгиевскому кресту. В 1914 году получил тяжёлое ранение в грудь: пуля задела лёгкое (что в последующие годы способствовало возникновению туберкулёза).
Одной из «особых точек» в творческой биографии Якулова стала его работа по оформлению московского артистического кафе «Питтореск». Самым продуктивным этапом творческой деятельности Якулова стала его работа театральным художником. Парадоксальный и темпераментный Якулов был одной из самых своеобразных фигур послереволюционной Москвы. В 1923-24 годах в соавторстве с Щуко создал проект памятника 26-ти бакинским комиссарам. По проекту монумент высотой около 56 метров имел шесть этажей. Есенин под впечатлением образа монумента создал свою «Балладу о двадцати шести», посвятив её своему другу: «С любовью — прекрасному художнику Г. Якулову». Макет памятника экспонировался на Всемирной выставке в Париже в 1925 году и был удостоен почётного диплома. Однако крайне амбициозный проект Якулова-Щуко реализован не был.
Весной 1928 года Наркомпрос ходатайствовал о присвоении Якулову звания заслуженного деятеля искусств. Однако вопрос о присвоении звания и организация юбилейного вечера затягивались, у Якулова прогрессировал туберкулёз лёгких, и в августе он выехал на лечение в Дилижан. В ноябре простужается и заболевает воспалением лёгких. Его помещают в больницу в Ереване, но 28 декабря он умирает. 31 декабря в Ереване прошла церемония прощания с Якуловым — художнику отдали долг руководители Армении и друзья — Сарьян, Таманян, Шагинян, Лансере. 6 января поезд с траурным вагоном прибыл в Москву. 7 января Георгий Якулов был похоронен на Новодевичьем кладбище. Именно в мастерской Якулова познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. Художник искал собственный изобразительный метод, сочетавший культуры Востока и Запада. Картины Якулова ныне хранятся в музеях Парижа, Москвы, Еревана и в других музеях мира. В последние годы работал в Ереване и всё более активно включался в культурную жизнь Армении: работает в театрах Еревана, пишет цикл пейзажей Дилижана. Не случайно сейчас в Ереванской картинной галерее хранится самая большая и полная коллекция его произведений. По мнению крупнейшего специалиста русского искусства, известного французского учёного-искусствоведа Жан-Клода Маркаде «русский авангард» во многом обязан двум армянам — Г. Якулову и М. Сарьяну
#ЖизньВыдающихсяАрмян
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев