17 августа 1942 года Иван Иванович Кобылецкий на самолёте ЯК-1 вступил в воздушный бой над Сталинградом против восьми (!) Ме-109.
17 августа 1942 года в 3 часа 15 минут отважный лётчик поднял свой истребитель в воздух. Это был его 401 боевой вылет. Задание было таким: сопровождать группу Ил-2 для нанесения бомбово - штурмового удара по переправе, восстановленной противником предыдущей ночью в районе Калача. В случае появления немецких истребителей Кобылецкому и его ведомому следовало принять бой и отвлечь их.
Сначала появились 8 истребителей Ме-109. Лётчики вступили с ними в бой. Кобылецкий сбил 2 неприятельские машины, но врагу удалось поджечь самолёт его ведомого. Когда лётчик выпрыгнул с парашютом, "Мессеры" попытались расстрелять его в воздухе, но Иван не допустил их к нему.
Однако, защищая ведомого, Кобылецкий оторвался от основной группы. Оставшись один, он продолжал вести ожесточённый бой. Но вот осколки снаряда попали в мотор его самолёта и повредили бензосистему. Загорелся двигатель, хотя работал он бесперебойно.
Внизу была территория противника, поэтому о прыжке с парашютом не могло быть и речи. Убедившись, что управление самолётом ещё действует, пилот продолжал вести бой. При этом старался оттягивать неприятеля в сторону наземных войск, к востоку.
Пламя начало обжигать руки и лицо... Сбить пламя маневрированием самолёта не удалось. Пожар перекинулся с мотора на правую плоскость. А вскоре запылала и левая. При таком положении бензобаки могли взорваться в любую минуту. Не дожидаясь этого, Кобылецкий сделал переворот. При выводе из пикирования правой плоскостью зацепил за верхушку высокого дерева, и самолёт качнуло вправо. Выполняя петлю Нестерова, он выбрал момент, когда машина находилась вверх колёсами, оторвал ручку управления от себя, отстегнул ремни и вниз головой вывалился из кабины. Парашют выпустил, когда до земли оставалось не более 500 метров. Шёлковый купол не сразу наполнился воздухом, а когда произошёл аэродинамический хлопок, было уже поздно: момент раскрытия парашюта совпал с ударом о землю...
Старший Лейтенант Кобылецкий, потерявший сознание, пролежал на нейтральной полосе до темноты. Ночью к лётчику сумели пробраться наши танкисты и доставили его в медсанбат. У него были перебиты обе ноги, деформирован позвоночник, сломаны два ребра, обожжены правая нога, руки, шея, лицо, голова... После перевязки Кобылецкого отправили на пристань, чтобы отвезти пароходом по Волге в госпиталь. О том, что произошло потом, вспоминает сам Иван Иванович:
"Примерно через час плавания мы услышали гул самолётов. Появились Ме-109 и стали обстреливать наш параход, подожгли его. Ходячие раненые начали прыгать в воду. А как быть мне, лежачему, да притом в шинах ? Не могу ни сесть, ни встать. И тут я вспоминил, что в моём узелке лежат лезвия безопасной бритвы. Сполз с носилок, развязал узелок, достал лезвия и начал обрезать бинты. Меня обдало пламенем горящего парахода. Тогда упираюсь щекой о стенку и рывком срываю бинты. На руках передвигаюсь по коридору к одной из коют. С трудом влезаю на диван, тянусь к иллюминатору, выжимаюсь на руках, подтягиваюсь вверх, преодолеваю перила и лечу в воду.
Изо всех сил стараюсь как можно дальше отплыть от парахода. Плавал я хорошо. Лёг на спину и стал грести одними руками. Ноги при малейшем движении мучительно болели. Нагнал одного товарища с доской и положил на неё правую ногу. А немецкие самолёты поливали раненых свинцовым огнём. Кое - как добрался до острова. На берегу сидел раненый боец и пытался остановить кровь из правой ноги. Я ему помог: зубами разорвал сорочку, оторвал полоску, завязал ногу и туго скрутил палкой жгут. Через некоторое время за нами на лодке приехала медсестра со стариком лодочником".
Кобылецкий попросил сначала доставить в безопасное место бойца, а затем переправился и сам. Потом был госпиталь, длительное лечение. И вот однажды его навестил Командующий Воздушной армией генерал Т. Т. Хрюкин. Он поздравил лётчика с присвоением воинского звания "Капитан". А вскоре, на имя начальника госпиталя, от него пришла телеграмма, в которой говорилось: "У Вас на излечении находится капитан Кобылецкий Иван Иванович. Приложите все усилия, его нужно вернуть в строй".
Отважный лётчик вернулся в строй. Но это стоило врачам больших усилий, потребовало огромной выдержки и воли самого Кобылецкого. Наконец, спустя 4 месяца, распахнулись ворота госпиталя. Лётчик вышел прихрамывая. Одна нога на несколько сантиметров была короче другой.
После излечения капитана И. И. Кобылецкого на год отстранили от лётной работы и направили в санаторий. Уезжая туда, Иван Иванович достал из чемодана выданную ему историю болезни, почитал, подумал. Потом взял и сжёг её - чтобы не было препятствий к возвращению в строй.
После этого И. И. Кобылецкий возвратился в свою часть и продолжал уничтожать фашистских стервятников. В части о нем говорили: "Человек, победивший смерть" и добавляли: "И в воде не утонет, и в огне не сгорит".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за 465 боевых вылетов, участие в 94 воздушных боях, 15 лично сбитых самолётов противника и 9 в групповых боях и проявленные при этом доблесть и мужество гвардии майору Кобылецкому Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2872).
После окончания войны гвардии подполковник И. И. Кобылецкий продолжал служить в одном из полков Военно - Воздушных Сил, передавая молодёжи свой богатый боевой опыт.
С сентября 1948 года - в отставке по болезни. Работал слесарем - лекальщиком, старшим контрольным мастером, инженером. Жил в Киеве.
Скончался 24 июля 1986 года. Похоронен на Лукьяновском военном кладбище в Киеве.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев