Его Святейшество #БхактиВигьянаГосвами Махарадж
Одна из таких знаменитых тем - тема падения дживы. Знаменитейшая тема, и люди спорят об этом постоянно. Падала душа или не падала, была она с Кришной или не была? Спрыгнула она из духовного мира или её оттуда столкнули? Есть разные представления о том, что было и что случилось. Люди спорят и люди становятся врагами, люди ссорятся друг с другом, именно потому, что эта тема - ачинтйа. Шрила Прабхупада говорил, что нет никакого смысла обсуждать эту тему, что всё равно до конца мы эту тему никогда не поймём. А так как эта тема непостижима и она по своей природе склонна вызывать раздоры, то век Кали, в котором мы с вами живём, замечательный век раздоров и вражды, пользуется этими темами, чтобы посеять вражду. Он берёт эти темы, закидывает их в общество преданных и смотрит со стороны, как они будут пытаться выяснить, кто прав, а кто виноват, и кто лучше знает, как это всё происходит.
Поэтому первое, с чего бы мне хотелось начать этот семинар, это утверждение того, что всё равно это понять невозможно. Можно сколько угодно об этом говорить, но невозможно до конца понять всех деталей того, как духовное знание передаётся, как функционирует парампара. Каким образом ученик воспринимает это знание, и каким образом учитель его передаёт. Всегда будет оставаться некая дымка тайны, которая покрывает эту тему.
Но, тем не менее, мы видим, как сейчас эти раздоры возникают. Люди думают: «Получил я знание от своего духовного учителя или нет, дал он мне дивьягьян или нет?» Мы каждое утро поём Шриле Прабхупаде: дивьягьян хриде прокашито - «Он вложил мне в сердце духовное знание». И лет через десять такого пения человек вдруг начинает думать: «Вложил он мне в сердце духовное знание или не вложил, было знание или нет».
Или дикша - ещё один замечательный момент, который тоже покрыт этой дымкой непостижимости. Что такое дикша? Опять же некоторые люди через десять лет после получения дикши начинают думать, была у них дикша или нет.
Мне рассказывала одна матаджи, как она сидела на инициации и думала: «Когда же эта дикша произойдёт?» Она с замиранием сердца думала, что в какой-то момент что-то должно случиться. Подошло время банан класть в огонь, и до сих пор ничего такого не случилось. И она подумала: «Всё, наверно, дикши не было, наверно, мимо меня прошло».
Или другой вопрос, о котором мы тоже будем говорить, - кто меня спасает? и что значит, что я спасён? Мы будем говорить о дикше, о смысле дикши, о том, что такое духовное знание, каким образом оно передаётся, а также о результате этой дикши и о том, что значит быть спасённым. На этот счёт есть много различных спекуляций и домыслов. Кто меня спасает? Каким образом я спасаюсь? Спасён я или не спасён? Могу ли я сказать, что я уже спасён? А если я не спасён, то кто меня спасёт? И как он это сделает? Кто будет моим спасителем?
И поэтому мне бы хотелось в качестве эпиграфа к этому семинару взять слова Нара-хари Саракара. Это великий преданный, один из парикаров, ближайших спутников Господа Чайтаньи. Он написал замечательную книгу «Кришна бхаджанамрита», посвященную этой теме. И в частности, он говорит в этой книге, что в Кали-югу преданные всех уровней, включая каништха, мадхьяма и уттама-адхикари, всегда будут пребывать в беспокойстве. Он пишет дальше, что так будет всё время, в глубине сердца они постоянно будут чувствовать себя неуверенно относительно того, правильно они понимают вечные принципы преданного служения или нет. И это относится ко всем: к каништха, мадхьяма и уттама-адхикари. Таково оскверняющее влияние Кали-юги. Мы ни в коем случае не должны недооценивать оскверняющего влияния Кали-юги, оскверняющего влияния майи, среды, в которой мы находимся. Ни в коем случае не должны пребывать в самоуспокоенном благодушии, что у меня всё хорошо, я всё знаю, я во всём разобрался, я поставил все точки над i. Как только мы начнём так думать, сразу же
- это я могу вам гарантировать, - сразу же произойдёт что-то, что эту иллюзию рассеет; сразу же случится что-то, и вдруг в какой-то момент мы поймём, что ничего не понимаем. Все те истины, которые казались нам незыблемыми, начнут шататься, почва начнёт уходить у нас из-под ног. Многие испытали это, и в частности, ваш покорный слуга
- в прошлом году, когда почва стала уходить из-под ног и всё начало шататься.
Но, тем не менее, есть способ, с помощью которого непостижимое можно постичь. Заведомо непостижимое можно постичь. Каким образом можно постичь ачинтйа или непостижимое? Что для этого нужно? Как по-вашему? Если сформулировать всё это одним словом: и милость гуру, и преданность гуру, через которого мы всё это поймём, и милость Бога беспричинную, то всё это проявляется в том, что человек начинает верить. Это удивительное качество, удивительное свойство человека -вера. И если вера человека достигает определённого уровня - уровня чистоты, то в этой вере ему раскрывается непостижимое. Именно вера является ключом к пониманию непостижимого, потому что, если мы логически попытаемся понять ачинтйа, то никогда не поймём. Но при этом нужно верить не слепо.
Верить - не значит просто слепо доверять чему-то. Верить - это особое состояние души, как раз то самое состояние, в котором нечто непостижимое раскрывается человеку.
Эта вера лучше всего иллюстрируется знаменитой притчей про сапожника и брахмана. Нарада Муни путешествовал и пришел в духовный мир. Господь Нараяна сказал ему, что нужно проверить сапожника и брахмана: брахман так себе, а сапожник - преданный высочайшего уровня. Нарада очень удивился, и тогда Нараяна сказал: «Пойди к сапожнику, и, когда он спросит, чем Я занимаюсь в духовном мире, скажи, что Я продёргиваю слона в игольное ушко». Когда Нарада сказал об этом брахману, тот ответил: «Этого не может быть. Этого не может быть, потому что не может быть никогда. Теперь мне ясно, что ты обманщик». А когда он сказал об этом сапожнику, сапожник запрыгал от радости. Он закричал: «Мой Господь такой замечательный, Он продёргивает слона в игольное ушко!» Нарада Муни с удивлением посмотрел на него и спросил: «Ты веришь в это?» - «Конечно, верю, что тут сложного? Если Он сумел засунуть огромное баньяновое дерево в маленькое семечко баньяна, то какая проблема для Него продёрнуть слона через игольное ушко? Он может сделать всё, что угодно!»
И, в сущности, смысл этого семинара не в том, чтобы логикой понять ачинтйа, не в том, чтобы логикой понять непостижимое, а в том, чтобы мы с вами могли поверить в гуру-парампару, чтобы, в конце концов, после того, как мы закончим этот семинар, у нас появилась твёрдая, непоколебимая вера в гуру-парампару, преемственность духовных учителей, которые стоят в нашей цепи ученической преемственности. И, в сущности, у нас есть все основания верить этому, - точно так же, как у сапожника были все основания верить в то, что Господь Нараяна продёргивает слона в игольное ушко, - потому что эта гуру-парампара сделала чудо. Какое чудо она сделала? Она спасла всех нас. В сущности, спасти всех нас гораздо труднее, чем продёрнуть слона через игольное ушко. Если она могла спасти меня и любого из нас, то, значит, она на что-то способна. Цель этого семинара, смысл этого семинара именно в том, чтобы мы могли яснее оценить это чудо - чудо, которое совершается у нас на глазах.
Тут я обычно вспоминаю, как реагировал на всё это Бхакти Пурушоттама Свами, когда он был здесь в Москве. Я как раз готовился к этому семинару, и у меня было множество неясных вопросов в голове. Я у него спрашивал, кто был духовным учителем у кого, каким образом тот получил освобождение, каким образом развивалась наша цепь ученической преемственности. Такая простая в изложении Бхактисиддханты Сарасвати, на самом деле она представляет собой запутанный клубок, и тут изложена только часть этой цепи. Каким образом в этом запутанном клубке могло что-то передаваться? И у меня было много-много вопросительных знаков, касающихся этой схемы. И когда приехал Бхакти Пурушоттама Свами, я стал задавать один за другим эти вопросы. Он слушал меня, слушал и смеялся в ответ. Ни на один вопрос он мне не ответил, только смеялся. Он ходил по комнате, наносил тилаку и смеялся, и чем больше я задавал вопросов, тем громче он смеялся. Он сказал: «Я давно эти вопросы знаю, я давно про это слышал, я знаю даже, почему они возникли в твоем уме, но на большинство из них ответов нет. Но единственное, что я знаю точно, это то, что через 100, 200 лет людям всё это будет неинтересно, все эти вопросы. Но Шрила Прабхупада будет и через 100, и через 300 лет. Про тех людей, которые ставят под сомнение его легитимность, его величие, забудут, а Шрила Прабхупада останется». Это вот та самая вера, которая возникла у него в результате очень близкого изучения этого предмета. У меня тоже, в свою очередь, в результате изложения этого предмета в течение нескольких семинаров, возникла примерно та же самая вера. Чем больше мы думаем над тем, что происходит, что произошло и что происходило, чем больше мы сравниваем всё это, тем яснее становится величие того, что сделал Шрила Прабхупада. Это, в сущности, основа нашей веры - то, во что мы должны поверить.
Мы можем видеть, что сам по себе этот вопрос является очень спорным, что по-прежнему на нашу сампрадаю происходят нападки со всех сторон, как изнутри, так и извне сампрадаи. По сути дела, каждое звено этой сампрадаи, каждый последующий ачария был в каком-то смысле великим революционером, и его вклад оспаривался и подвергался сомнению, как сейчас некоторые люди оспаривают и подвергают сомнению вклад #ШрилaПрабхупадa и тот вклад, который делает #ИСККОН
До этого то же происходило с Бхактисиддхантой Сарасвати, а до этого то же самое происходило с Бхактивинодой Тхакуром и до этого, то же самое происходило с Мадхвачарией. Практически на каждом этапе было это столкновение взглядов, были сомнения, были люди, которые уходили. Споры о том, что сделал Бхактисиддханта Сарасвати, не прекращаются до сих пор. Его собственный брат Лалита Прасада Тхакур был его заклятым и злейшим врагом. Он утверждал, что его старший брат испортил всю парампару, что он отошёл от Бхактивиноды Тхакура, их отца; что он полностью всё испортил, что он, по сути дела, был еретиком.
Продолжение семинара можно дочитать тут: https://vedatext.com/istoriya-sampraday/str-3
https://cloud.mail.ru/public/zntD/nRHojd5Sv
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев