1. ВИТУ ВМФ; ВВИТКУ МО
2 июля 1960 года, сдав последний экзамен на аттестат, 16 - го, и последнего, выпуска Ташкентского Суворовского Военного Училища (ТСВУ), практически пробежав 2-х летнюю программу 11 летнего обучения за учебный год, мы выпускники 6 роты Юра Мурай, Володя Павлов, Саша Савкин выехали в Ленинград. С нами в группе был выпускник 7-й роты Алексей Попович. Мы все изъявили желание продолжить учёбу в Высшем Инженерно-Техническом Училище Военно- Морского Флота в городе Ленинграде. 2 июля, получив все необходимые документы, вечером выехали на поезде в Ленинград. По прибытию нас определили в группу суворовцев, всего 24 человека. Сразу после прибытия, через день, первый экзамен в стенах училища по русскому языку и литературе. После сдачи первого экзамена нас, группу суворовцев, перевозят в Приозёрск ( форт Ина ), расположенный на берегу Финского залива, где были собраны все абитуриенты с воинских частей, гражданские с военкоматов. В Ленинграде в училище осталась группа нахимовцев, 11 человек, которые были приняты без экзаменов по существующему положению , так как училище ВМФ. Из этой группы запомнился Э. Фоминич, ставший мастером спорта по борьбе, прославивший ВИТУ,затем ВВИТКУ своими спортивными и учебными достижениями. Фоминич закончил училище с золотой медалью, стал генералом, руководителем крупного НИИ. Прибыв в лагерь, разместились и приступили к подготовке и сдаче экзаменов по математике,физике, химии, иностранному языку. Требования к нам на экзаменах были несколько выше чем к уже служившим абитуриентам, знания то свежие. Не смотря на то, что я свободно владел разговорной речью, по английскому получил хорошо , через год при повторном поступлении получил отлично,хотя специально не готовился ,сдавал на старом багаже. Сдав экзамены в двадцатых числах июля мы, особенно суворовцы шестой роты ТСВУ уставшие от учебной гонки, рвались домой к родным, чтобы немного отдохнуть от учебных занятий. Нам объяснили ,что мандатная комиссия по приёму в училище будет в двадцатых числах августа, кто хочет ждать решения в училище будет жить и питаться в лагере, выполнять работы по благоустройству лагеря. Кто хочет ждать решение у родителей, родных может ехать домой к родным, решение мандатной комиссии пришлют по указанному адресу. Мы с Юрой Мураем решили ехать к родителям. Оценки по экзаменам у меня были хорошие, я набрал двадцать баллов и рассчитывал на положительное решение мандатной комиссии. Уехал к родителям в г. Белореченск Краснодарского края.В конце августа пришло отрицательное решение, в училище меня не приняли. Попытался поступить в г. Краснодаре в техникум, по срокам опоздал. Подал документы на курсы электросварщиков, но после окончания курсов мне не исполнялось восемнадцать лет и мне отказали. По совету и рекомендации старшего брата Юрия поехал в г. Днепропетровск и подал документы на завод "Южмаш". Прожил там два месяца, ждал решения отдела кадров, завод оборонный, литерный. Жил у Николая друга старшего брата, в районе "Кубучи", вокруг заводы: коксовый, металлургический,"Южмаш". Если коротко, то это трущобы современного города. Но жили там отзывчивые, дружные,трудолюбивые люди. Спал на чемоданах, питался на 30 рублей в месяц, которые мне высылал брат Юра. Рубль в день, завтрак чай бутерброд с колбасой, обедал в рабочей или студенческой столовой за 23-30 копеек. 13 копеек борщ или суп, 8 копеек компот и 2 копейки хлеб (2 куска), 3 копейки трамвай. Через день баловал себя вторым блюдом за 15 копеек ( котлета с пюре или с гречкой). В "Южмаше" мне тоже отказали сославшись на мои семнадцать лет. Вернулся к родителям в г. Белореченск, устроился на работу в ЖЭК слесарем-сантехником. Ездил по своему району на велосипеде это 30 водопроводных колонок: проверка работы, обеспечение жителей ключами,ремонт. Одновременно, после работы, занимался, готовился к поступлению в Ленинградское Высшее инженерно-техническое училище (ВИТУ ВМФ) второй раз. В марте 1961 года, через военкомат, подал документы в ВИТУ ВМФ. В конце мая военкоматом был направлен в г. ЛЕНИНГРАД для сдачи вступительных экзаменов, прибыл я в расположение лагеря в форт "Ина" рядом с городом Приозёрском. Начальником лагерного сбора был заместитель начальника училища полковник Катанов Фёдор Евгеньевич, Герой Советского Союза - Человек - легенда. Во время Великой Отечественной войны капитан Катанов Ф.Е. защищал Севастополь командуя батальоном, был тяжело ранен. После ранения защищал Кавказ, был начальником штаба в отряде майора Лазаря Кунникова на "Малой земле". После ранения Л.Кунникова и до конца войны командовал легендарным 384 отдельным Краснознамённым Николаевским батальоном морской пехоты в котором 71 (семьдесят один) человек получили звание Героя Советского Союза. В живых осталось только трое, которые встретили победу и прошли по Красной площади, в сводном батальоне моряков - черноморцев, под командой майора Фёдора Евгеньевича Котанова - Героя Советского Союза. Батальон под командой Ф.Е.Катанова после Новороссийска участвовал в Донбасской операции, успешно осуществил Таганрогский десант, Мариупольский десант, десант у Осипенко, форсирование Днестровского лимана, участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, осуществил десант в Жебрияны, участвовал в Болгарской операции. За время боевых действий Котанов Фёдор Евгеньевич награждён девятью орденами и тремя медалями : два ордена Ленина, три Красного знамени, Суворова 3 степени, Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, Красной звезды, За оборону Севастополя, За оборону Кавказа, За победу над Германией. Я поступал второй раз и преподаватели и офицеры училища, занимавшиеся абитуриентами, это оценили, тем более, что училище переходило из ВМФ в вузы министерства обороны и приравнивалось к академиям родов войск. В Ташкентском суворовском военном училище я занимался боксом у Матулевича Юрия Борисовича ставшего Заслуженным тренером СССР, воспитавшим Валерия Попенченко ставшего в 1964 году Олимпийским чемпионом, получившим кубок Баркера, как лучший боксёр мира. В ТСВУ я заработал второй юношеский разряд в наилегчайшем весе. Полковник Котанов Ф.Е. обратил на это внимание и будущему нашему начальнику курса капитану третьего ранга Медведовскому Валерию Григорьевичу приказал взять на контроль сдачу экзаменов "мухача". Иногда и сам полковник Котанов Ф.Е. приходил на очередной экзамен и тихо говорил принимающему экзамен преподавателю: "Этот абитуриент нам нужен для защиты спортивной чести училища". Но время отданное подготовке к поступлению и стремление поступить не прошли даром, я тоже подготовился на совесть. Поэтому и показатели были очевидными, я набрал 23(двадцать три ) балла. Три пятёрки и две четвёрки ( по русскому языку и литературе и физике). После сдачи экзаменов наша рота осталась в лагере до мандатной комиссии.Рота занималась строительными работами на фортификационных сооружениях и другими работами. После прохождения мандатной комиссии, все кто поступил выехали в училище в Ленинград на Каляева 22. В училище, кто ранее не принимал, приняли присягу, переоделись, получили направления на курсы выбранного факультета ( три факультета) и прибыли в свои казарменные помещения . С этого момента началось наше обучение в Высшем военном инженерно-техническом Краснознамённом училище(ВВИТКУ). Первые два курса мы находились на казарменном положении, казарма на шестом этаже здания училища. Основными предметами были математика, физика, химия, марксизм- ленинизм, иностранный язык, геодезия,черчение. В училище большое внимание уделялось спорту: водным плавание, гребля; лыжным, борьбе, боксу, фехтованию, гимнастике, стрельбе, тяжёлой атлетике. На постоянной основе работали секции по всем перечисленным видам спорта. Руководили секциями фанатично влюблённые в своё дело преподаватели.Водными видами руководил начальник кафедры физкультуры подполковник КаргановА.В., борьбой Воднев А.В., лыжников и лыжниц тренировали бронзовый призёр Олимпийских игр в Риме Николай Гусаков и Олимпийская чемпионка Рима Мария Гусакова, боксёров тренировал Долгановский Борис Яковлевич. В училище были сильные команды по волейболу, борьбе, боксу, фехтованию, лыжные команды мужская и женская. В секции бокса занимались ужу известные в Советском Союзе боксёры Герман Соломонов и Валерий Чугунов , там занимался и мой одноклассник по Ташкентскому суворовскому училищу Володя Павлов. Конечно я тоже стал заниматься в секции бокса у Бориса Яковлевича Долгановского. Время пролетало быстро: занятия, служба, секция, участие в соревнованиях на первенство училища, академий,Ленинграда, округа. Ежегодно проходили спартакиады училища осенью, весной-летние виды, зимой-зимние. На спартакиадах соревнования проводились по всем видам спорта и по всем весовым категориям. Так как я был "мухач", то и выступал : в боксе, в борьбе, в тяжёлой атлетике. На кроссах и летом и зимой бегали все курсанты. В 1962 году я занял первое место на первенстве г.Ленинграда среди второразрядников (выиграл три боя) и заработал первый разряд по боксу. Уже в этом качестве защищал честь нашего ВВИТКУ на первенствах академий,округа. Б.Я. Долгановский поставил передо мной задачу - стать мастером спорта. В конце 1963 года, выступая на первенстве Ленинградского военного округа, в финале проиграл бой офицеру Нехорошкову и не вошёл в состав сборной команды округа. В апреле 1964 года должно было пройти первенство Вооружённых сил СССР в предверии Олимпийских игр в Токио. Я решил всё сделать, чтобы поучаствовать в этом первенстве, использовать свой шанс участия и завоевать заветное звание мастера спорта СССР. Борис Яковлевич Долгановский подал заявку на моё личное участие в первенстве Вооружённых сил и предупредил об ответственности за нашу готовность к соревнованиям такого ранга. В течении трёх месяцев я учился и готовился. Это стало во многом возможно потому, что первенство проходило в Ленинграде , предварительные встречи проходили даже в клубе училища. Б.Я. Долгановский разработал программу подготовки для Г.Соломонова, В.Чугунова, А. Емельянова, А.Савкина и начались тренировки,спарринги по четыре дня в неделю. Спарринг партнёрами у меня были Валентин Сальников, Володя Павлов, редко Герман Соломонов. Четыре дня тренировки в команде с тренером и три дня я занимался сам, физически накачивая себя и отрабатывая удары по мешку и груше. То что занимаюсь сам я скрывал от Бориса Яковлевича Долгановского. Но тренер постоянно внушал мне , что главное нарастить силы и технику перед соревнованиями, подойти к ним на пике формы, что я и старался выполнить. Наконец всё утряслось, меня, как личного участника зафиксировали в табель соревнований, прошли жеребьёвки и начались отборочные бои. Прежде чем попасть в полуфинал я должен был провести и выиграть три боя, два из трёх с мастерами спорта. Наконец первый бой , волнение, мандраж, а в голове одно выиграть, выиграть, выиграть. Первый бой я выиграл, провёл все три раунда уверенно и во всех трёх судьи победу присудили мне. Конечно меня это воодушевило, я поверил в свои силы и возможности. Борис Яковлевич Долгановский при разборе боя, указал на ряд упущений и ошибок, которые необходимо было устранить. В ходе последующих тренировок я занимался над устранением этих и последующих ошибок. Последующие бои с мастерами спорта были более тяжёлыми и жёсткими, но стремление победить и поддержка курсантов училища и болельщиков Ленинграда, привели меня к победам в этих боях. Полуфинальный бой с чемпионом Белорусского округа был пожалуй наиболее тяжёлым. Противник обладал более высоким ростом и длинными руками и наполучал я в этом бою сполна, особенно по ушам. Борис Долгановский давал мне в перерывах только один совет и это его указание засело в голове. Нырок под удар и серия, нырок в другую сторону и серия. В третьем раунде я этими нырками и сериями сумел переломить ход боя в свою пользу и победить в этом четвёртом бою и вышел в финал первенства ВС СССР. Что конечно явилось полной неожиданностью для тренеров сборной ЛенВО, для меня и Б.Я.Долгановского. Это стало возможным благодаря мощнейшей поддержке курсантов и офицеров училища, курса,начальника курса Валерия Григорьевича Медведовского, боксёров училища, Ташкентских суворовцев участников этих боёв Васе Ромашкову, Стасу Андрианову, Володе Павлову, Валере Уледёркину, болельщиков Ленинграда. Фотография после тех четырёх боёв была изрядно подпорчена. Но победа над тремя мастерами спорта вывела меня на реализацию мечты стать мастером спорта и я эту мечту заработал. В финальном бою предстояло сразиться с чемпионом Советского Союза, мастером спорта Александром Сорокиным. Перед боем мы откровенно поговорили с Борисом Яковлевичем. Мы пришли к выводу, чтобы выиграть поединок, надо выигрывать только с явным преимуществом. Я к этому не готов, сегодня это невозможно, тем более физически я измотан после четырёх сложных поединков с сильными противниками. Я предложил Борису Долгановскому отработать на сто процентов своих возможностей один раунд, а после первого раунда Вы меня просто снимете (выбросите полотенце) чтобы я не получил дополнительных ударов по своей уже изрядно разбитой физиономии. На этом и порешили, испытать себя в бою с таким именитым соперником надо. Перед боем разминка и мы с Александром Сорокиным в одном зале. Он присматривается ко мне, а я с интересом к нему. Он конечно пробует разгадать, что ему ждать от этого перворазрядника неожиданно прорвавшемуся в финал. Конечно он немножко волнуется, а я абсолютно спокоен, я готов выложиться в одном раунде и показать всё что я умею, всё чему меня учил в Ташкентском суворовском училище Юрий Борисович Матулевич, ставший Заслуженным тренером СССР, и чему учил Борис Яковлевич Долгановский, чему учили своими боями Валерий Попенченко, Герман Соломонов, Александр Емельянов, Валерий Чугунов, Василий Ромашков, Валерий Уледёркин, Александр Щеглов, Володя Павлов, Валентин Сальников, Вячеслав Ковшов, Станислав Андрианов и многие другие. Финальный бой, прозвучал гонг, зал притих. Начался бой, я уверенно выполняю установку тренера перед боем, ухожу от ударов, наношу встречные удары и А.Сорокин проваливается, а я в это время наношу встречный удар, наклоняя его ещё больше, он садится по инерции на колено. Бой на секунду останавливается, ничего не было, просто провал, но зал орёт" Бей чемпионов", "Санька давай". Первый раунд закончен, я выступил достойно и Борис Долгановский говорит мне давай ещё раунд, но я то уже всё отдал и говорю ему мы же договорились, зачем превращаться в избитого, пятый бой...Борис соглашается и при звуке гонга выбрасывает полотенце в знак моего поражения в этом бою. Вот так я стал второй перчаткой Вооружённых сил, и стал мастером спорта СССР. Александр Сорокин в этом же году стал Бронзовым призёром Олимпийских игр в Токио, где наш Ташкентский суворовец и преподаватель вентиляции и кондиционирования в ВВИТКУ Валерий Попенченко стал Олимпийским чемпионом и завоевал Кубок Баркера лучшего боксёра планеты.
2. "Лагерные сборы".
Первый курс закончен, мы выезжаем на лагерные сборы в Приветнинское, в учебный центр училища, расположенный на территории бывшего форта "Ина". Здесь продолжается наша воинская служба, изучение оружия, стрельбы дневные и ночные. Изучение фортификационных сооружений, морская практика: изучение плав средств, плавание на шлюпках по Финскому заливу, кроссы с плаванием при полной выкладке с личным оружием АК. Проводятся соревнования по стрельбе из пистолета, автомата. В лагере проходит практика по изучению и работе с геодезическими инструментами: теодолитом, нивелиром. Руководителем геодезической практики у нас был начальник кафедры геодезии профессор Степанов, входивший в состав первого геодезического комитета молодой Советской республики, созданный по указу В.И.ЛЕНИНА. Мы научились использовать приборы на местности при подготовке к строительству фортификационных сооружений и объектов. Солнечная погода, тепло мы ползаем по поляне и ищем бруснику. В это время к нам подходит начальник сборов, заместитель начальника училища, полковник Котанов Фёдор Евгеньевич - Герой Советского Союза, легендарный командир 384 отдельного Краснознамённого Николаевского батальона морской пехоты в котором были 71 (семьдесят один) Герой Советского Союза. Котанов Ф.Е. обращается к нам по-английски "How do you do?", мы вскакиваем и хором отвечаем "Здравия желаем товарищ полковник". Затем следует следующий вопрос: " Чем Вы занимаетесь, ползая по поляне?". Не моргнув глазом старшина Касимцев Владимир отвечает: "Потеряли лимб от теодолита, ищем". "Хорошо ищите, я сейчас направлю к Вам профессора, чтобы он помог найти лимб" и полковник Котанов Ф.Е. удалился в направлении другой группы, где находился профессор Степанов. Он уходит мы ржём как жеребцы, но это быстро проходит. Полковник Котанов Ф.Е. возвращается и с усмешкой спрашивает: ну что нашли лимб?. Мы уже хором отвечаем: "Так точно товарищ полковник!" Старшина постройте группу, чтобы Вы в следующий раз занимались, а не ползали по траве, вам десять минут, бегом марш в расположение, отметиться у дежурного и назад, время пошло! Через девять минут старшина Касимцев В. доложил "Товарищ полковник! Ваше приказание выполнено". Продолжайте занятие, и Катанов Ф.Е. удалился.
После второго курса на лагерных сборах, наряду со стрельбами, мы занимались изучением минно-взрывного дела, применением взрывчатки и механизмов в строительстве фортификационных сооружений. Занимаясь расчётами количества тола для применения взрыва для устройства ячеек, окопов, укрытий техники, мы умудрялись сохранить небольшое количество толовых шашек, которые с разрешения руководителя курса на последнем занятии использовали на рыбалке. Сварили уху и на берегу Финского залива провели незабываемый вечер с преподавателем подполковником Селькиным Дмитрием Ивановичем. Стрельбы и дневные и ночные проходили на полигоне, около взорванных капониров форта, взорванных в 1918 году по приказу В.И.Ленина. Однажды на стрельбах мы увидели, что при работе бульдозером, были вскрыты три громадных снаряда 300 калибра. Ночью после завершения стрельб, нас четырёх человек направили снять мишени и поставить их у дверей склада тира, мы воспользовались этим и штык-ножом открутили у одного снаряда задник, набрали себе, в коробки от патронов, пороха из снаряда. Затем закрутили задник на место, поставили мишени к дверям склада и убыли в расположение. Доложили дежурному о выполнении и направились в палатки спать. В платках спрятали коробки с порохом, в надежде воспользоваться ими для глушения рыбы. На следующий день Николай Денисов, Дмитрий Степанец, Виктор Каморин, Александр Савкин заступали в наряд на пост №1 (форт Ина). Перед нарядом я заснул в палатке, заснул на солнце и сжёг себе живот, сходил в санчасть, помазал живот, скрепя зубами повесив автомат пошёл на развод. Вечером заступил на пост, отстоял до 2-х часов ночи, сменился и пошёл отдыхать. Утром меня разбудил Степанец Дима. Я быстро привёл себя в порядок и пошёл завтракать, в 8-00 я должен был сменить на посту Витю Каморина. Позавтракали с разводящим, и на выходе из столовой раздался сильный звук взрыва, стёкла в столовой задрожали. Мы двинулись на пост, в это время раздался ещё один взрыв со стороны полигона, над которым находился пост№1. Подходим с разводящим Колей Денисовым к посту, под грибком Вити Каморина нет. Денисов кричит "Каморин. Смена." На крик из окопа под грибком появляется Каморин и слегка заикаясь показывает на кусок металла (осколок) сантиметров 15 (пятнадцать) лежащего рядом с окопом. Витя показывает на место где были отрытые снаряды и говорит, что осколок прилетел оттуда, там ещё стоит не осевшая после взрывов пыль. Я заступаю на пост, трогаю ещё тёплый осколок и поздравляю Каморина , что он цел и невредим. Конечно потом, стоя думаю что же пришлось испытать Вите Каморину, одному в этой ситуации. После окончания наряда о том, что произошло, нам рассказал наш начальник курса капитан 3 ранга Валерий Григорьевич Медведовский. Оказывается, накануне начальник лагерных сборов полковник Котанов Ф.Е. вызвал через штаб Ленинградского округа сапёров для ликвидации 3-х снарядов обнаруженных ранее. Сапёры прибыли в составе группы из трёх человек, уже опытных специалистов, имеющих правительственные награды за разминирование. Старший лейтенант, старший группы, открутил задник снаряда, достал немного пороха, сделал из него дорожку и горку, он хотел показать руководству училища, что это термитный порох. Он зажёг дорожку и порох моментально сработал, один маленький кусочек горящего пороха попал старшему лейтенанту в руку между большим и указательным пальцами моментально нанеся ему серьёзную рану. После этого ему было приказано полковником Котановым Ф.Е. убыть в часть, доложить о происшествии, взамен прислать новую группу сапёров для выполнения задания по ликвидации снарядов. Старший лейтенант выполнил команду, выехал из расположения лагеря. Но, понимая, что задачу он не выполнил, решил вернуться и под утро вернулся в лагерь. На КПП при въезде он сказал дежурному, что решение принято его командованием, он выполняет поставленную ему задачу. Дежурный по КПП его пропустил, дежурному по лагерю не доложил, соответственно полковник Котанов Ф.Е. узнал об этом после случившегося ЧП. Под утро, обернув снаряды толом, установив взрыватели, бикфордов шнур по команде старшего лейтенанта два его подчинённых укрылись в заранее подготовленных ячейках в 30 метрах от снарядов. Старший лейтенант зажёг шнур, сам укрылся в ячейку в 20 метрах от снарядов. Прошло положенное по инструкции время (15 минут) взрыв не произошёл. Тогда старший лейтенант пошёл к снарядам. А за ним, без команды, пошли сержант с ефрейтором. Старший лейтенант подошёл к закладке, по всей вероятности тронул тлеющий шнур, в это время раздался первый взрыв, старшего лейтенанта разорвало. В пятидесяти метрах потом нашли сапог с оторванной ногой. Термитным порохом накрыло сержанта и ефрейтора в 15 метрах, они заживо сгорели. Сила взрыва была настолько мощной, что нашему старшине Юхнову Николаю Ивановичу, который приехал из Зеленогорска на автобусе, шедшему в метрах 400 от места взрыва осколком оторвало каблук сапога. Три человека погибло. Мы, испугавшись, ночью утопили заготовленный порох в болоте. Дальше начались комиссии, проверки, и расспросы всех кто имел какое-то отношение к ЧП. После этого случая приказом Министра обороны СССР всеми нами уважаемый, любимый полковник Котанов Фёдор Евгеньевич был отправлен на заслуженный отдых. Нарушения даже незначительные при несении службы всегда чреваты последствиями, их не должно быть. Один не выполнил приказ, второй превысил свои обязанности, пропустил, не доложил, а трое погибли, а ещё пять ответили. В военной службе нет мелочей. Устав, обязанности для того и разрабатывают, утверждают, чтобы беспрекословно их выполнять. Были случаи в истории, в том же Афганистане, когда дневальный засыпал, а спящих в палатке вырезали. Командир всегда в этих случаях несёт ответственность, значит плохо научил, значит недостаточно требовал, не обращал внимание.
3."Практика в Приозёрске"
После окончания третьего курса, восемь человек из нашего курса были направлены на прохождение практики в Приозёрск, на базу училища. В нашу команду вошли: Коля Севостьянов, Коля Денисов, Дима Степанец, Витя Каморин, Саша Савкин, Толя Кабышев, Ваня Соколов, Володя Наварин. Руководителем практики был подполковник Дубровин Владимир Николаевич, нам была поставлена задача, за время практики, построить на базе туалет с умывальником на 12 мест. Сделали разбивку, закрепили оси, вынесли репер с привязкой к отметке 0.00, приступили к отрывке траншей под фундамент. Затем установили опалубку, арматурные каркасы. Все эти работы, пошагово, детально изучили. Предварительно каждый выполнил календарный график производства работ, со сроками окончания видов и сдачи объекта. Залили бетоном фундаменты, убедились в схватывании бетона, после этого сняли опалубку, выполнили гидроизоляцию и произвели обратную засыпку паз фундамента землёй, с послойным трамбованием. Под руководством Дубровина В.Н. изучили виды кладок, разгрузили и установили по рабочим местам поддоны с кирпичом и приступили к русской цепной кладке стен. Работали быстро, старались ведь задача построить и в отпуск. Выложили восемь рядов и стоп, проверили наше качество, естественно нашли грубые отклонения швов и по вертикали и по толщине, смещение выше норм. Дубровин В.Н. указав на участки плохой кладки приказал разобрать полностью шесть рядов и выполнить их заново, с соблюдением расстояний между поперечными и продольными швами 8 -12 миллиметров, между рядами 7,5 сантиметров. Красота русской цепной кладки и заключается в том, что последующее перекрытие кирпича ряда происходит строго посредине продольной или поперечной кладки. Этот урок не прошёл даром, мы разобрали кладку и в дальнейшем строго соблюдали размеры связки кладочных кирпичей, строго сами следили за толщиной швов, расшивая их по мере возведения стен. В работе использовали порядовки, натягивали шнуры, выверяли и закрепляли углы брусом. При кладке работали звеньями, двойками, тройками. Так мы освоили специальность каменщика и сдали на 3 разряд. Дальше монтаж перемычек, погрузо - разгрузочные работы при использовании автокрана, монтаж плит перекрытия, техника безопасности при работе и сдача на 3 разряд монтажника, стропальщика. Выполнили пароизоляцию, утепление керамзитом, стяжку по керамзиту и устройство кровли из рубероида. Затем после работы сантехников по прокладке труб канализации, водопровода, выполнили бетонные полы и установили двери и окна, заранее покрашенные и остеклённые. После завершения строительства первого в нашей жизни объекта - (гальюна на 12 персон) нам объявили благодарность от имени командования училища и отпустили в отпуск. Мы с Витей Камориным ехали вместе в Краснодарский край, он в Курганинск, я в Белореченск. В поезде не обошлось без происшествия. Только поезд тронулся, как в вагоне, в проходе появился здоровый амбал, изрядно набравшийся спиртного. Амбал начал выступать и угрожать пассажирам. Мы с Виктором, ещё в курсантской форме, сидели на боковой полке со столиком, амбал дошёл до нас и вдруг достал нож и приставил к моей шее, по ходу своего движения. Что мне оставалось делать, конечно страх пронизал всего, я вспомнил, как в детстве на меня напала собака и я, по наказу отца, запавшему в память, замер и только смотрел ей прямо в глаза. И в этом случае я тоже, не отводя глаз, смотрел амбалу прямо в его глаза. Он что-то говорил, но я ничего не слышал, весь сжавшись и ожидая худшего. Но как мне показалось, через минуту другую, он отвёл нож от моей шеи, положил его в грудной карман пиджака, повернулся от нас и пошёл по направлению к купе проводника. Около купе проводника какой-то мужик попытался остановить его, амбал ударил и завалил того в проход между местами. В это время мы с Камориным не сговариваясь, вскочили и бросились на амбала. Я прыгнул и схватил его пиджак за место, куда он сунул нож, нож я схватил вместе с пиджаком. Витя прыгнул и схватил амбала за шею. Он нас мотал как тряпку. К нам присоединился ещё мужчина, вышедший из тамбура навстречу. Втроём нам удалось запихнуть амбала в купе, на лавку проводницы. Дальше, навалившись, как-то скрутили его и связали. Я вытащил нож, который так и не отпускал, завернул его в тряпку и передал проводнице. На первой остановке после Ленинграда, милиция сняла этого мужика с поезда, взяла объяснения со всех очевидцев, в том числе и с нас. Уже после отпуска, мы узнали, мужик только что вышел из заключения, напился и в результате опять сел за нож. Для нас с Камориным Витей всё казалось сном, мы ещё долго обсуждали это происшествие в котором участвовали. Встряска была сильная, но молодость быстро забыла этот эпизод, поезд шёл на юга, к родным и друзьям.
4. "Филлипов Николай Тихонович".
Преподавателем по марксизму - ленинизму в нашей группе был служащий Филлипов Николай Тихонович, фронтовик, очень грамотный, эрудированный, с юморцом преподаватель под стать своему начальнику кафедры полковнику Умнову. Он умел в промежутке лекции привлечь внимание к предмету остреньким анекдотом, а затем опять вкладывать в наши головы знания серьёзной науки, которая в своём развитии остановилась в нашей стране после смерти И.В. Сталина. После лета 1963 года, после отпуска, который мы, курсанты, проводили в разных местах Советского Союза, мы привезли с собой те вопросы, которые возникали у наших родителей, родственников, друзей, соседей, в это время, после прошедшего в 1962 году 22 съезда КПСС. На съезде Н.С.Хрущёв провозгласил построение коммунизма (в стране, не построившей развитого социализма). Люди часто задавались вопросом "как это так, целину освоили, а хлеба в достатке и хорошего нет?". "Как это так цифры 21 съезда партии не выполнили, а просто перенесли в решения 22 съезда?". Хлеба действительно не стало хорошего, батоны пеклись с кукурузной и гороховой мукой. Таким батоном можно было, если ударить и голову разбить. И это мы ощутили на себе, с третьего курса курсанты с казарменного положения перешли жить в общежитие, на само обеспечение. Мы стали получать стипендию 96 (девяносто шесть) рублей в месяц, за минусом подоходного налога. На 85 рублей питались, мылись, посещали театры, кинотеатры, музеи, а семейные снимали квартиры, кормили свои семьи, воспитывали детей. В основном жили в общежитии напротив училища на улице Чайковского. Шесть дней занятий питались в офицерской столовой в училище. А после занятий в субботу и воскресенье обеспечивали себя сами. Поэтому, особенно в конце месяца, перед стипендией хорошо знали вкус и стойкость батона с кукурузной мукой за 13 (тринадцать) копеек, кильки за 5 (пять) копеек, 100 граммов чая по (английски) без заварки. Последнюю неделю, перед стипендией, назначали свидания, напрашивались в гости к своим девушкам, зная, что нас обязательно накормят, напоят чаем со сладостями. В начале учебного 1963 - 1964 года изучалась тема " Новая программа партии, принятая на 22 съезде КПСС". Занятия проходили в офицерском классе. Вёл занятия Филлипов Н.Т. На первом часе занятий капитан "Бузотёров" рассказал о недовольстве жителей своего села, где он был в отпуске, хлебом с кукурузой, насилием над частными дворами по содержанию крупного и мелкого рогатого скота, обложению налогами плодоовощных деревьев, требованием сдачи скота в колхозы и совхозы. В классе началось обсуждение этих проблем, возникших повсеместно. Затем капитан "Бузотёров" обратил внимание на то, что многие цифры программы партии 22 съезда взяты из не выполненных решений 21 съезда. В классе проходит бурная дискуссия. Звонок, объявляется перерыв на 15 минут. После перерыва начался второй час занятий, минут через десять после начала в аудиторию входят начальник политотдела училища полковник Юношев А.В., начальник кафедры полковник Умнов В.Н., начальник факультета полковник Чечелев Б.В., заместитель начальника факультета полковник Николенко В.Н. Занятия были прекращены и начались разборки произошедшего. Во время перерыва начальнику училища генералу Баженову С.И. сообщили из КГБ Ленинграда, по телефону, что в офицерской группе происходит обсуждение программы, принятой 22 съездом КПСС. Что недопустимо для членов партии, офицеров и курсантов. Естественно начали раздавать взыскания и наказания участникам обсуждения возникших вопросов. Как по крылатой фразе: "Наказание невиновных и награждение не причастных". Капитана " Бузотёрова" судили судом офицерской чести и те же, кто принимал вместе с ним участие в обсуждении на занятиях, осудили его, офицерским судом понизили его в звании. Партийная организация исключила его из партии, а командование училища исключило его из училища и направило в войска. Вот так за один "проступок" три наказания. Мало не покажется. Коммунисту Филлипову Н.Т. объявили строгий выговор с занесением в учётную карточку. Полковника Умнова В.Н., как начальника кафедры, уволили в запас. Потрясли всех. В феврале 1964 года Хрущёва Н.С. отправили на пенсию. Нам опять, как и после культа личности Сталина И.В., рассказывали уже о культе личности Хрущёва Н.С., говорили о пострадавших, в результате действий Хрущёва Н.С., 12 маршалах, возглавлявших наши войска во время Великой Отечественной войны. О пострадавших людях, о пострадавшей церкви, сельском хозяйстве и других, не компетентных и вредных решениях бывшего генсека. Вот тогда я в нашей библиотеке просмотрел стенографические отчёты съездов партии. Хрущёв Н.С. был самым выдающимся лизоблюдом, в своих выступлениях он в разы больше других деятелей партии воздавал хвалы Сталину И.В. В своей речи на 19 съезде он 19 раз провозглашал здравицы Сталину И.В. и закончил своё, в полторы страницы, выступление: "Украинский народ говорит ХАЙ ЖИВЕ НАШ СТАЛИН!". После разоблачения культа личности Хрущёва Н.С. дело о наказаниях, по обсуждению решений 22 съезда партии, вернулось в училище. Офицера "Бузотёрова" восстановили в партии, вернули звание и восстановили в училище. Но "Бузотёров" в училище не вернулся, попросил направить его в инженерную академию, в Москву. Умнова пригласили в училище, но Ленинградский Университет, где он возглавлял кафедру марксизма- ленинизма после увольнения и сумел поднять посещаемость лекций с 35% до 78%, не отдал его, да и он сам отказался возвращаться. С Филлипова Н.Т. взыскание сняли и он тогда рассказал нам о культе личности, его причинах и природе возникновения. В 1940 году майор Филлипов Н.Т. был начальником кафедры политэкономии в военном училище. На одной лекции, которую он проводил по теме "Вожди и народ", Филлипов Н.Т. образно объяснял курсантам, что народ выдвигает вождей из своей среды, как наиболее грамотных, зрелых, уважаемых и активных, умеющих словом, своим отношением к делу увлечь за собой массы людей. Поэтому В.И.Ленин мог появиться не в Симбирске, а И.В. Сталин не в Гори, а допустим в Днепропетровске или Новосибирске. На занятиях присутствовал заместитель Филлипова Н.Т., который очень хотел занять его место. После этих занятий, через дней пять, майора Филлипова Н.Т. по обвинению в антипартийном, противо сталинском действии по распространению слухов о якобы возможном появлении другого вождя вместо И.В.Сталина, исключили из партии, лишили звания и направили в лагерь рубить лес под г. Вологду. Началась война, Филлипов Н.Т. написал несколько писем в наркомат обороны, но ответа не было. Тогда Филлипов Н.Т. написал письмо лично И.В.Сталину, в котором описал всё и попросил И.В. Сталина направить его бывшего майора на фронт, где он принесёт больше пользы стране, чем на рубке леса. Через двадцать дней его вызвал начальник лагеря, извинился перед ним за произошедшее от имени руководства наркомата, вручил ему его военную форму, партийный билет и направление в воинскую часть, на фронт. Вот так Филлипов Николай Тихонович второй раз пострадал от культа личности. Вот тогда он напутствовал нас всегда смотреть вперёд и вокруг себя. Всегда есть люди, патологически завидующие и ненавидящие Вас, но это не повод ненавидеть их. С ними приходиться жить, служить, работать.
5. "Физика и Тодес О.М."
На первых двух курсах в основном изучали математику, физику, химию, черчение, иностранный язык, рисование, геодезию, фортификацию. Любимыми предметами были математика, химия, рисование, физика. Преподавателем математики была Локшина Галина Ивановна, очень требовательная и справедливая донельзя, ученица профессора Арешкина Г.Я. За предельную строгость у Галины Ивановны Локшиной была кличка "старшина". Преподаватель химии Татиев Сергей Сергеевич всегда с юмором и умением мог заинтересовать. Преподавателем рисования, которая умела нас переключить на сознание, что рисование это первый шаг к познанию красоты окружающего нас мира, была Афонина Валентина Григорьевна. Но, самым, пожалуй, уважаемым и юморным запомнился член академии наук, профессор, начальник кафедры физики Тодес Оскар Мовшевич по учебнику которого, мы и изучали физику. Профессор поражал нас своими знаниями и интеллигентностью, юмором и демократичностью. В памяти он остался с неизменной курительной трубкой и удивительно вкусным запахом табака "Золотое руно". На экзаменах он многое видел и прощал нам курсантам. В первых рядах на экзамены шли наши товарищи – отличники - те, кто потом, после сдачи экзамена, становились дежурными, смело разносящими шпаргалки для помощи тем, кто в этом нуждался. Это Володя Ефимов, Коля Денисов, Игорь Анисимов, Лёня Глушко. Много было случаев, когда Тодес О.М. ловил со шпаргалкой и смеялся над незадачливыми курсантами. Он всегда курил трубку. Однажды на экзамене капитан Устюхин Володя попал в такую комическую ситуацию. Устюхин исписал одну сторону доски и перешёл на другую сторону, там он прикрепил к доске шпаргалку, которую ему передал дежурный Володя Ефимов, уже на отлично сдавший экзамен. Устюхин уверенно переписывал ответ на вопрос со шпаргалки. В это время, Тодес О.М. почуяв, что не всё гладко у Устюхина, осторожно подошёл с другой стороны доски и окутал Устюхина дымом из трубки. От неожиданности Устюхин, да и другие, попадавшие под дым курсанты, потерял дар речи и судорожно, хлопая глазами, сорвал и спрятал шпаргалку. А затем попытался ответить на вопросы билета и на ряд вопросов, заданных Тодесом О.М. В общем экзамен он сдал. Тодес О.М. садил некоторых курсантов и офицеров за столы, где были все учебники по физике, давал двадцать минут времени на подготовку и если экзаменующийся за это время находил ответы на вопросы билета, он ставил или хорошо или отлично. Тодес О.М. говорил нам: "Главное не наизусть знать материал, а уметь разбираться в принципе вопроса или задачи, уметь быстро найти решение. Если знаешь суть, найдёшь, если ничего не вошло в голову, не найдёшь." Так он всегда сажал за столы наших корифеев Володю Ефимова, Володю Касимцева, Игоря Анисимова, офицеров Григория Овчаренко, Юрия Заморина, Виталия Усова. Я тоже любил физику и на один из экзаменов пошёл в числе первых. Взял билет, первые два вопроса быстро подготовил, а вот третью задачу решить не мог. В течении всего экзамена, я пять раз выходил "в туалет". Тодес О.М. мне разрешал. Все корифеи искали ответ, я изучал учебники в этих походах, всё было безрезультатно. Вечером перед экзаменами, я всегда перелистывал учебник, чтобы мысленно запомнить формулы решения задач. Когда я последний раз вышел из аудитории, мне листали учебник и на одной странице я увидел формулу решения задачи, но запомнить всё не успел. Вернувшись, я начал на доске рисовать решение и уже почти подошёл к ответу, тут мне помог сам Тодес Оскар Мовшевич, указав на пропущенный мной в уравнении знак. Я вместе с ним всё таки, решил эту задачу. В аудитории мы были одни, с Тодесом О.М. Прошло пять часов от начала моей сдачи экзамена. В открытую дверь все мои товарищи громко сказали: " Товарищ профессор, а мы этот раздел ещё не проходили!". Тодес О.М. повернулся к ним и сказал: "Знаю, что не проходили, и ставлю отлично Савкину за его упорство в решении задачи из раздела, который мы с вами не проходили, да и походы в туалет не помогли».
6. "КАВГОЛОВО"
Ежегодно, в конце февраля-начале марта, в училище проводился лыжный пробег на 10 километров в котором принимали участие все курсанты. Кросс проводился на спортивной базе спортивного клуба армии в Кавголово. В 1964 году после завершения такого пробега, Тоша Кабышев, мастер спорта по лыжам, предложил мне прогуляться вокруг озера с девушками - лыжницами, членами сборной училища. Это где-то около 25 километров. Время было 10 -11 часов утра и я согласился, тем более мне нравилась Валя Тишина, мастер спорта по лыжам. Если Тоша Кабышев лыжник отлично знал эту трассу и нисколько не сомневался в своих силах, то я был далёк от мыслей, что меня ждёт, но отказаться не мог от этой, как оказалось, драматичной для меня прогулки. Мы дружно поехали по лыжной трассе, веселясь, радуясь и делясь своими впечатлениями от красоты, которая нас окружала. Останавливались на полянах, грелись на солнце. Оно, по весеннему улыбалось, согревало нас своим теплом, возбуждало восторженные страсти общения молодых, крепких, уверенных в себе, в чём то красивых, молодых покорителей Кавголовских просторов. Играясь друг с другом, мы прошагали почти 20 километров. Был уже второй час дня, когда на меня напал лихорадочный голод. Я стал хватать снег и толкать его в рот. Затем у меня начали отказывать ноги и руки, которые просто не хотели двигаться. И если сначала надо мной смеялись, то затем, поняв, что я не играюсь, решили ускорить возвращение на лыжную базу. Сначала заменили мне лыжи, затем палки на свои более лёгкие. Затем Валя и Тоша взяли меня за палки и поволокли, как уже неподвижный мешок, у которого глаза потухли, губы слиплись, а в мозгах кроме желания сильно поесть, ничего не осталось. Так последние два километра они меня протащили до базы. Сняли с меня лыжи и потащили в столовую. Вот тут я немного очухался и начал усиленно восполнять калории, потерянные в этом походе. Я съел два первых, два вторых, три компота и глаза заблестели, рот отклеился и я запел от радости. Вот тут мы все посмеялись над незадачливым лыжником, который не дотянул до финиша. Но Валя и девчата оценили мою готовность на подвиги и деликатно подсказали, что в лыжные походы надо обязательно брать с собой несколько кусочков сахара. Сахар помогает справиться с наступающим упадком сил. Девчата и мы ещё долго смеялись над происшедшим со мной казусе, и мне демонстрировали мои попытки достойно завершить прогулку. На следующий год, мы с Тошей Кабышевым повторили поход вокруг Кавголовского озера, в этот раз уже без всякой помощи я выдержал эту дистанцию. Этот поход был связан с соревнованиями, в которых участвовала и наша сборная и лыжницы высших учебных заведений Ленинграда. В одном из забегов участвовала и Галина, студентка Технологического института, с которой я познакомился на новый год. Вот в этом её забеге, в середине дистанции, я помог ей кусочком сахара, который всегда имел у себя, когда становился на лыжи. Но посмотрев эти соревнования лыжниц, их лица, посчитал их несправедливыми мероприятиями для красивой женской половины. Эти соревнования девичью красоту, женственность сводили на нет. Но стихи про эти чудесные места написал.
Нет комментариев