Но при этом, данный возрастной период, является самым ответственным, так как именно в нем закладываются и формируются нравственности, социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу.
Наряду с этим, в данном возрасте стабилизируются основные черты характера и основные формы межличностного поведения. Существенные мотивационные линии этого возрастного периода, которые связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию– это непосредственно самовыражение, самопознание и самоутверждение личности подростка. Абсолютно новой чертой, которая возникает в младшем подростковом возрасте, является самосознание. Подростковый возраст у различных авторов рассматривается по разному: в первых, как неделимый этап развития (10-15 лет), во-вторых, как возрастной этап, разделенный на два периода – младший подростковый (10- 12 лет) и собственно сам подростковый (12-15), и, в-третьих, выделяют также период отрочества, состоящий из трех периодов – младший подростковый (11 - 12 лет), средний подростковый (13-14 лет) и начало старшего подросткового возраста (15 лет) . К.Н.Поливанова указывает на то, что описание и анализ предподросткового кризиса представляет собой наиболее сложную проблему, т.к. в рамках культурно-исторической теории разными авторами подростковый возраст понимается и трактуется по разному . Так, и Л.С.Выготский и Д.Б.Эльконин в своих возрастных периодизациях рассматривают подростковый кризис в качестве перехода от младшего школьного возраста к подростковому, что дает основание остальным исследователям назвать его «предподростковым» . В психическом развитии детей младшего подросткового возраста отмечаются резкие качественные изменения. Данные изменения касаются сторон развития личности и появляются в поведении. Исходя из всех суждений вышеупомянутых авторов, мы за младший подростковый возраст возьмем возраст школьников 11 – 12 лет (ученики 5 класса).
Подростковые года так же некоторые авторы называют переходным возрастом, так как в этот период происходит взросление самого ребенка, т.е. к некоторым более зрелым степеням развития, как физическим, так и психическим. В данном отношении непосредственно младший подростковый возраст можно считать полувозрастным, т.е. детство уже закончилось, но психическая, физическая и эмоциональная зрелость еще в стадии наступления. Именно подростковый период отражается на всех сторонах развития самого подростка. Эти особенности позволяют отметить, что младший подростковый возраст является благоприятным для своевременного оказания педагогической помощи в нравственном воспитании. В настоящее время имеется множество характеристик подросткового возраста у разных авторов. Но наиболее полная характеристика подросткового возраста предложена Д.Б.Элькониным, в ней он акцентирует на появление психических новообразований, которые обуславливаются сменой и развитием ведущих видов деятельности . Л.И.Божович отмечает, что в данный период впервые появляется и становится предметом осознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность - половое влечение, вместе с этим следует учитывать, что половое влечение, так же как и все другие биологические потребности человека, приобретает в процессе развития качественно иной, опосредованный характер. Возникая, оно входит в структуру уже существующих у подростка психологических новообразований, разнообразных интересов, нравственных и эстетических чувств, взглядов и оценок, формируя вместе с ними такого рода отношение к другому полу, в котором половое влечение не занимает доминирующего положения . В связи с перечисленными выше изменениями и половая идентификация, которая проявляется в ориентации поведения, в становлении личностных качеств на образцы мужественности и женственности, достигает 16 нового, непосредственно наиболее высокого уровня. Отмечено, что в младшем подростковом возрасте эмоциональный фон подростка становится нестабильным, неровным. Младший подросток в данный период своей жизни вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям в своем теле, а так же в его организме, переживать саму «гормональную бурю». Благодаря бурному росту и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес непосредственно к своей внешности. У подростка формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности (действительные и мнимые). Иногда это приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. На образ физического «Я» самосознания в целом оказывает влияние темп полового созревания. Младшие подростки с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития . Еще одна особенность младшего подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, тенденции, стремление, сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяются формирующиеся у него чувства взрослости. Когда говорят, что младший подросток взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в мире и обществе взрослых людей, причем - как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права.
Его вешний вид часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе, как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере уже взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Чувство взрослости – особая форма самосознания; это чувство практически не связано с процессом полового созревания. Подросток претендует на равноправие в отношениях с взрослыми и зачастую идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей и старших в целом. Кроме того, проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает собственные проявления, даже не смотря на неодобрение окружающих . Поскольку в подростковом возрасте все не стабильно, взгляды подростка могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются младшими подростками в это время. Появляется моральный «кодекс», который предписывает подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со своими сверстниками.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев