Поэтому она названа Вселенской. В этом году (дата подвижна и зависит от Пасхи) эта родительская суббота выпадает на 18 февраля.
Почему же именно перед Неделей о Страшном суде Церковь установила молитвенное поминовение всех отныне и до века усопших православных христиан?
Ответ на это дается в синаксаре (сборник выдержек из писаний святых отцов и церковных преданий, предназначенное для чтения на утрени, после шестой песни канона) субботы мясопустной: «В этот день божественные отцы установили совершать память всех от века во благочестии скончавшихся людей по таковой причине. Поскольку многие умерли внезапно во время странствия, в море или непроходимых горах, в бурных потоках, пропастях, от болезней и голода, от пожара, во льдах, на войне, от холода или претерпев какую-либо другую смерть, они, так же, как нищие и убогие, не были отпеты. Божественные отцы, движимые человеколюбием, постановили Соборной Церкви совершать общую память всех усопших, приняв это от святых апостолов, чтобы ныне помолиться и о тех, кто по какой-либо причине не получил установленного поминовения, являя, что это (церковное поминовение) приносит им великую пользу. Так Божия Церковь совершает память одновременно всех душ усопших». (Но только не церковное поминовение самоубийц).
Также, поскольку в завтрашний день будет вспоминаться Второе Христово Пришествие, то уместно сотворить и молитву за всех некогда живших, умоляя Страшного и нелицеприятного Судию явить им обычную милость и сподобить их обещанного блаженства.
Почему же так важно нам, живым, молиться об усопших? Ведь их участь почти решена. По смерти для человека нет покаяния, он не может изменить свою участь: в чем Господь застал, в том и будет судить. Для них есть только воздаяние за плохие или хорошие поступки в жизни – за зависящее от воли человека приближение к Богу или удаление от Него.
Но Церковь и святые отцы практически в один голос учат, что по молитвам Церкви земной: архиереев, священников, сродников усопшего – Господь дарует покойным Свою сугубую благодать, улучшает их участь в загробном мире. Тем более что до Страшного суда участь наших усопших еще до конца не определена. Только после Второго пришествия Христова будут окончательно утверждены либо вечные муки в аду, либо вечное блаженство в раю. А до этого срока своих покойных можно вымолить. И своей любовью, воплощенной в молитве – церковной или домашней, в делах милосердия, совершенных ради них, мы благодатью Божией можем им сильно помочь и даже избавить от вечных мук.
Великий Иоанн Златоуст в беседе на послание апостола Павла к филиппийцам рассуждает о пользе молитвы за усопших: «Ведь не случайно так установлено и предано Божией Церкви от премудрых апостолов Христовых, чтобы священники при совершении Страшных Таин поминали усопших в вере».
Потому, дорогие братья и сестры, Церковь-Мать призывает нас занять не пассивную позицию горюющих и унывающих, но активную позицию православного христианина, у которого любовь претворяется в конкретные дела – поминовения на Литургиях, панихиды, литии, домашние молитвы, дела милостыни, которые помогут нашему усопшему упокоиться, как справедливо поется в заупокойных песнопениях, «в месте светле, в месте злачне (там где хорошо растут злаки), в месте покойне…»
Чувствуешь боль и тоску по своему усопшему? Не сиди сложа руки, не пребывай в унынии – возьми в руки Псалтирь, читай семнадцатую кафизму или несколько их, канон по усопшему, иные заупокойные молитвы. И ты не только сотворишь усопшему много добра, но и сам с Божьей помощью избавишься от уныния и великую пользу для своей души обретёшь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2