Арфа – пожалуй самый старинный щипковый струнный музыкальный инструмент. Арфа имеет треугольную форму, состоит из резонансного ящика, узкой деревянной рейки с отверстиями для струн, переднего бруса в виде колоны, а также верхнего корпуса с колками для крепления и настройки струн.
Существуют различные легенды, в которых сказано, что первый струнный музыкальный инструмент, благодаря которому в дальнейшем появилась и арфа, и все другие струнные инструменты, был изготовлен из обычного охотничьего лука. Первобытные люди заметили, что сила натяжения тетивы влияет на ее звучание, тогда один мастер по изготовлению луков привязал к одному луку несколько «струн», издающих различные по высоте звуки.
Изображения арфы из лука присутствуют не только в культурах Древней Греции, Египта и Рима, но и в раскопках шумерской эпохи, что свидетельствует о зарождении музыкальной культуры наравне с зарождением самого человечества.
Арфы из гробницы в Уре, Месопотамия (Ирак). Ныне выставлены в Британском музее
Мраморные статуэтки кикладской цивилизации ( 3 - 2 тысячелетие до нашей эры), изображающие сидячего арфиста, и датируемые 2800—2300 годами до н. э. можно встретить в музеях мира.
В древности арфы были различных форм и размеров. Самыми лучшими считались египетские арфы, а само название музыкального инструмента переводится как «прекрасное». Арфы в Египте украшались очень дорого, они покрывались золотом и серебром, усыпались драгоценными камнями и украшались слоновой костью. Наиболее ранние древнеегипетские изображения арфы датируются примерно 2400 годом до н. э.
Древнеегипетская арфа, XIV век до н. э.
Арфа в мозаике, империя Сасанидов, III век н. э.
В средние века арфа использовалась в церквях, монастырях и соборах. Ученые монахи не только писали произведения для арф, но и заносили писания об инструменте в свои описи.
В Европе арфа появилась в VIII веке. Первыми оценили музыкальный инструмент бродячие, цирковые артисты, которым нужен был компактный аккомпанемент, подходящий для выступлений. В XV-XVII веках появились большие напольные арфы. В дальнейшем последовали ее преобразования, целью которых было расширение диапазона. Появлялись даже арфы с двумя рядами струн – для правой и левой руки. Просуществовала такая модель недолго.
В 1660 году было изобретено приспособление в виде механики с ключами, позволяющее натягивать и отпускать струны арфы, меняя при этом высоту звука. Этот механизм был не особо удобным, поэтому в 1720 году появился механизм с педалями, который изобрел Якоб Хохбрукер. Педали действовали как проводники, влияя на крючки, которые в свою очередь прижимали струны.
Царь Давид, играющий на арфе. Полотно кисти Domenico Zampieri (также известного как Domenichino) 1619 год. Версаль, Париж.
В 1810 году французским мастером Себастьяном Эраром была придумана новая модель «двойной арфы». Данный инструмент был способен звучать во всех тональностях и стал новым словом в мире музыки. Именно механизм, придуманный Эраром, встречается и в современном инструменте. Вместе с внешними преобразованиями происходит и расширение границ применения инструмента. Теперь его используют в хоровых и оркестровых произведениях. Чтобы добиться невероятного перехода звучания, иногда используют сразу несколько арф в одном произведении.
Автопортрет с арфой. Rose Adélaïde Ducreux. 1791. Metropolitan Museum в Нью Йорке.
В России арфа появилась в XVIII веке и сразу же получила самое широкое распространение. Инструмент используется не только для выступлений, но и для домашнего музицирования. Великие российские поэты и композиторы воспевали арфу в своих бессмертных произведениях как наиболее изящный и мелодичный инструмент. Она и впрямь звучит завораживающе.
В Ирландии арфа была политическим символом на протяжении многих веков. Она впервые была использована для символического изображения Ирландии в Королевском Флаге Короля Шотландии Якова VI (он же Король Англии Яков I 1603-1625 гг) , и с тех пор фигурировала во всех Королевских Флагах Англии, Британии и Соединенного Королевства, хотя стиль изображения со временем менялся.
С 1922 года Ирландское Свободное государство продолжало использовать арфу как государственный символ, запечатлённый на Большой государственной печати Ирландии, на гербе, Президентском флаге и Президентской печати, а также в ряде других государственных символов и документов. Арфа также изображается на ирландских монетах, начиная со средневековых, и до современных ирландских монет евро.
В 1534 Генрих VIII ввёл монеты с изображением арфы, т.н. «groats». Эти монеты очень ценятся, так как на них впервые в истории появляется изображение арфы, как символ Ирландии.
Кстати, вероятно, что наше слово «гроши» как раз и произошло от ирландских «groats».
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
До революции рыбные консервы покупали на праздничный стол
На старой фотографии образца примерно 1910-1913 года под названием "Автопортрет у новогодней елки" одни сразу замечают свиной бок, начиненный, по-моему кашей. Другие обращают внимание на бутылку с настойкой. Видимо, «Нежинская рябиновая», которая на самом деле вовсе даже не на нежинской рябине, а на ягодах из Владимирской губернии. А меня искренне поражает открытая банка консервов. Причем вот прямо так в банке и стоит – это уже само по себе праздничное блюдо. Хотя на самом деле в это время под консервы специальные посудинки делали – сардинницы.
Великий Карл Павлович Брюллов, на выставку которого в Русском музее, как говорят, стоят просто огромные очереди, создал много прекрасных работ. Но, находясь в зените славы, он так и не нашел времени изобразить императора Николая Павловича. Почему-то с императорской семьей у Брюллова отношения не сложились категорически: не пошла работа ни с портретами императрицы, ни с портретами дочерей, а когда Николай Павлович тонко намекнул: «Карл, нарисуй меня», то случился казус со временем.
Удивлению нет предела, если внимательно рассмотреть жизнь этой птицы. После этой статьи вы поймете, что поразительное всегда можно найти рядом. Домовой воробей — птичка, на которую даже внимания никто не обращает. Она плетется в самом конце пищевой цепи. Её существование — вечная игра на выживание. Но за невзрачной скромностью скрывается гениальное животное, покорившее весь мир.
Почему европейцы носили такие высокие и широкие воротники?
Если вы рассматривали портреты, созданные несколько веков назад, то наверняка могли заметить необычный аксессуар - белый широкий воротник. Кажется, будто бы надевали его только для встречи с художником, но нет — европейцы носили их на ежедневной основе, в особенности англичане.
Нет комментариев