«Oнa былa тoлькo мoя! Этo вce, чтo у мeня ecть»: Наверное, там, на небесах, они счастливы…
Я почему- то раньше думал, что Рудольф Нуриев- человек, которому были неведомы ласка, теплота, нежность. Ох, как же я ошибался! Прочитав воспоминания величайшей английской балерины, одного из самых близких Нуриеву людей, я понял то, что Рудольф Хаметович сам хотел, чтобы публика видела его дерзким, взрывным, скандальным, буйным, а у него оказалось золотое сердце и чувство сострадания к той, которая очень помогла ему в начале его карьеры и стала его самой любимой сценической партнершей.
Pудoльф Нуpиeв и Мapгo Фoнтeйн
Он многим был обязан ей, ибо, когда мы произносим Нуреев, то сразу вспоминаем- Марго Фонтейн и наоборот. Да, именно Марго, уже будучи смертельно больной писала о Руди, который оплачивал ее баснословные счета за больницы, лекарства, причем делал это анонимно, но умнейшая Марго понимала, кто этот таинственный благодетель.
У Марго не хватало средств на лечение, потому что всю себя она отдавала без остатка семье своего покойного мужа- панамского дипомата Тито Ариаса , который при своей жизни и в грош ее не ставил, а она любила его беззаветно и служила его памяти, даже после его смерти, помогая его детям, которые ее не ценили. И все же в ее сердце был мужчина, которого она тоже любила и который любил ее -пожалуй, единственную из всех женщин на земле и это был Нуриев - такой непостижимый и противоречивый.
Марго Фонтейн
Марго было 42, Рудольфу было 23, когда они впервые встретились. Трудно было найти более непохожих на свете людей. Возвышенная,нежная, романтичная Марго и нетерпимый, упрямый перебежчик из СССР -Рудольф. Но их сразу потянуло друг к другу. Марго была уже примой с мировым именем и собиралась завершать свою блистательную карьеру, но уроженец Уфы с горящими глазами продлит творческую молодость Марго на еще 10 лет. Это были 10 лет счастья, выстраданного, но такого желанного. Танец Марго засиял новыми красками. Руди увлек ее.
Стальной блеск его глаз завораживал и манил хрупкую англичанку, которая трепетала. А он трепетал от нее. Ее чувственность, самоотдача, фантастическое служение делу покорили его. Они оба не мыслили свою жизнь без танца.
Как-то одна из французских подружек Рудольфа увидев его вместе с Фонтейн спросила: "Это твоя мать?" "Нет. Это моя любимая женщина", парировал Нуриев. Марго ответ понравился.
Рудольф открыто говорил, что у них был роман. Марго всегда отмалчивалась. Что было на самом деле между ними уже не узнает никто и это -прекрасно! Марго понимала, что у Рудольфа был Эрик Брун -великий датский танцовщик, наставник, друг и любимый мужчина. А Брун понимал, что Марго очень важна для Рудольфа. Они идеально подходили друг другу на сцене. Марго взяла на себя роль терпеливой и заботливой мамы, понимая какое у нее капризное, но гениальное дитя.
Рудольф хамил, грубил, обзывал ее, а Марго лишь отвечала :"Покажи как надо еще раз и я обязательно исправлюсь" Умнейшая женщина, она читала его, как открытую книгу, понимая его нелегкую судьбу, его характер, его израненную душу. Публика их боготворила. Чтобы они не танцевали-Жизель, Ромео и Джульетту, Лебединое Озеро - несмолкаемые овации сопровождали их всегда. Они казались влюбленными друг в друга и на сцене, и в жизни. Вместе они танцевали более семисот раз. Марго часто была собой недовольна. А Рудольф ее поддерживал всегда. Он скажет о ней:" Она была моим лучшим другом, моим идеалом, человеком, который мне желал только добра".
Марго была счастлива в профессии, но несчастна в браке со своим супругом Тито Ариасом. Зря она не послушала свою мать, которая говорила ей:"Этот панамец принесет тебе только беды". Ариас изменял ей. Об этом знали все. Он никогда не посещал ее спектакли, а однажды в присутствии Нуреева нахамил ей, за что получил от Рудольфа кулаком по физиономии.
В мае 1964 года на Тито было совершено покушение, пуля задела позвоночник и полностью обездвижила его. В него стрелял муж его любовницы. Когда Тито парализовало-все взвалила на себя Марго, даже заботы о его детях от первого брака. Но даже став инвалидом, Тито умудрялся изменять Марго, которая в поте лица работала, чтобы содержать многочисленное семейство Ариас. Она не раз и не два плакала на плечах Рудольфа и Эрика Бруна- тех редких в ее жизни людей, которые ее всегда поддерживали.
Однажды приехав с гастролей раньше запланированного Марго застала мнголетнюю любовницу супруга- Аннабелу Вальярино.... Если бы не творческий и такой счастливый тандем с Рудольфом, Марго вряд ли бы выстояла. Она закончила танцевать в возрасте 60 лет. Жила в Панаме, на ферме, со своим горе-супругом, разводила коров и овец и всегда ждала звонков из Парижа- от Руди, который так много для нее значил. В 1989 году Тито Ариас умирает. Узнав об этом, его любовница Анабелла покончила жизнь самоубийством, выпив очиститель для бассейна. Их и похоронили в один день.
У Марго обнаружили онкологическое заболевание. Она боролась за жизнь до конца. Продала почти все свои оставшиеся драгоценности, чтобы достойно дожить отпущенный ей срок. Она жила одиноко на своем ранчо окруженная верными и уже весьма пожилыми домработницами и 5 собаками, которые оказались куда преданнее, чем дети Тито Ариаса , которым Марго была больше не нужна.
Руди приезжал навещать ее в госпиталь. А Марго не отчаивалась, шутила: "Раньше гастролировала по театрам, а теперь гастролирую по больницам". Ее гастроли прервались 21 февраля 1991 года. Хрустальная роза английской балетной сцены навечно упорхнула к ангелам, которым была и при жизни. Рудольф Нуриев на прощании с Марго сказал: "Я должен был на ней жениться".
Через 2 года не станет и его самого. Его жизнь оборвется в предрождественский вечер 6 января 1993 года. Они ушли, а легенда о магии их танца , их дружбе и их любви останется навеки.
В завещании Марго просила похоронить ее не в Вестминстерском аббатстве – как гордость Англии, – а на кладбище города Панама, в ногах у мужа. Ее памятник – самый маленький на этом кладбище. Вот так умела любить великая женщина мирового балета, которую любил другой небожитель балетного Олимпа, а она? Для нее жертвенность похоже была важнее любви. Светлая им память.
« Рудольф хамил, грубил, обзывал ее, а Марго лишь отвечала :"Покажи как надо еще раз и я обязательно исправлюсь"» Фраза совершенно вырвана из контекста и выставила Рудольфа Нуреева неотёсанным хамом, что абсолютно не соответствовало действительности. Нуреев не хамил и обзывал Марго, а кричал в ответ на её выступление: «Не верю! Где ты сама в этой роли? Не верю!».
В группе есть подробная статья о Марго Фонтейн, найдите в поиске, написав её имя.
Лучше воспоминаний Эдгара - Кирилла Дальберга не бывает. Сколько всегда в его словах признания, уважения, любви к персоналию, особенно,если это обращено к женщинам
И Кирилл Дальберг может ошибаться. Выставлять хамом Нуреева непростительно. Он был взрывным и горячим, но хамом не был точно. Мог наорать, но обзывать?? Никогда
« Руди мог наорать на Фонтейн, мог швырнуть в стену стул. Бешеный, дикий... Провоцируя ее, он тряс длинной челкой на репетициях: "Ну, докажи, что ты великая балерина! Я не вижу, что ты чувствуешь! Где ты сама?" Этот мальчишка, которому было всего двадцать три, каждый раз вынимал из нее душу, раз за разом выкрикивая: "Не верю!"
Елена, мы все не ангелы. Я своей поправкой постаралась смягчить слова Кирилла Дальберга, который выставил Рудольфа Нуреева ещё худшим хамом, способным обозвать женщину. Скорее эти эмоции Руди были вызваны желанием улучшить самовыражение Марго на сцене, страстью к балету. Не думаю, что он был ужасным человеком, особенно по отношению к Марго Фонтейн, кого он до последнего поддерживал материально.
Не знаю о его хамстве, но то,что был жЁсток и нетерпим, отмечали многие, когда он руководил балетной труппой Гранд Опера. Да и не возможно быть мягкотелым в этой среде и на этой должности, иначе всё развалится
Абсолютно согласна, Владимир. Поэтому и была несогласна с Кириллом в том, что Рудольф был способен обозвать женщину. Он был вспыльчивым, взрывным, до беспамятства любящим искусство, в котором так преуспел сам, и старался всех подтянуть до этой непревзойдённой высоты. Хамом он не был, его поведение было продиктовано именно любовью к балету.
Насколько мне понятен образ Нуреева и его взаимоотношения с коллегами и партнёрами, я думаю, что доминирование всегда преобладало в его характере и в личных отношениях, и на сцене. Часто это проявлялось и в резкой форме. А ещё жизнь научила его быть лучшим ,и он знал, как этого добиться. Поэтому и требования его к партнерам были максимальны.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
До революции рыбные консервы покупали на праздничный стол
На старой фотографии образца примерно 1910-1913 года под названием "Автопортрет у новогодней елки" одни сразу замечают свиной бок, начиненный, по-моему кашей. Другие обращают внимание на бутылку с настойкой. Видимо, «Нежинская рябиновая», которая на самом деле вовсе даже не на нежинской рябине, а на ягодах из Владимирской губернии. А меня искренне поражает открытая банка консервов. Причем вот прямо так в банке и стоит – это уже само по себе праздничное блюдо. Хотя на самом деле в это время под консервы специальные посудинки делали – сардинницы.
Великий Карл Павлович Брюллов, на выставку которого в Русском музее, как говорят, стоят просто огромные очереди, создал много прекрасных работ. Но, находясь в зените славы, он так и не нашел времени изобразить императора Николая Павловича. Почему-то с императорской семьей у Брюллова отношения не сложились категорически: не пошла работа ни с портретами императрицы, ни с портретами дочерей, а когда Николай Павлович тонко намекнул: «Карл, нарисуй меня», то случился казус со временем.
Удивлению нет предела, если внимательно рассмотреть жизнь этой птицы. После этой статьи вы поймете, что поразительное всегда можно найти рядом. Домовой воробей — птичка, на которую даже внимания никто не обращает. Она плетется в самом конце пищевой цепи. Её существование — вечная игра на выживание. Но за невзрачной скромностью скрывается гениальное животное, покорившее весь мир.
Почему европейцы носили такие высокие и широкие воротники?
Если вы рассматривали портреты, созданные несколько веков назад, то наверняка могли заметить необычный аксессуар - белый широкий воротник. Кажется, будто бы надевали его только для встречи с художником, но нет — европейцы носили их на ежедневной основе, в особенности англичане.
Комментарии 17
В группе есть подробная статья о Марго Фонтейн, найдите в поиске, написав её имя.
Этот мальчишка, которому было всего двадцать три, каждый раз вынимал из нее душу, раз за разом выкрикивая: "Не верю!"
Из той статьи, о которой я речь вела выше.
Дальберг ему сделал комплимент этой статьёй