"Дом дурака": история и интерьеры экстравагантного особняка Морозова
Прогуливаясь по центру Москвы, вы наверняка обращали внимание на здание с эпатажным декором. Современники называли этот дом образцом безвкусия, а мать владельца говорила: "Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!".
Сейчас это здание называют одним из главных украшений Москвы. Колорит и величие этого необыкновенного дома с каменной резьбой, витыми колоннами и башнями притягивает взгляд любого прохожего и буквально завораживает своей красотой.
Улица Воздвиженка, на которой находится особняк, получила свое название по имени Крестовоздвиженского монастыря XV века. Обитель пострадала во время пожара 1812 года, после войны ее упразднили, а на этом месте во время реконструкции возвели жилые дома, некоторые из которых сохранились до сегодняшних дней.
Крестовоздвиженский монастырь.
Во второй половине XIX века на месте особняка находился конный цирк Карла Маркуса Гинне. В 1868 году на углу Воздвиженки и Нижнего Кисловского переулка выросло огромное деревянное здание для конных представлений, на его арене выступали лучшие дрессировщики и наездники, а посмотреть на них приходило огромное количество зрителей.
Просуществовал цирк недолго: в 1892 году здание уничтожил пожар. У предпринимателя не хватило средств, чтобы его восстановить, и участок был выставлен на продажу.
Цирк Гинне.
Землю выкупила Варвара Морозова - вдова известного купца Абрама Морозова. У женщины было три сына: Михаил, Иван и Арсений. Двое старших стали известными меценатами и коллекционерами.
Арсений Морозов и его мать — Варвара Алексеевна
Младшему сыну, Арсению, Морозова подарила землю на 25-летие. Арсений был известным кутилой и прожигателем жизни. Дивиденды, выплачиваемые ему матерью, он спускал на попойки, вечеринки и путешествия. С юных лет за ним водились экстравагантные шалости: то примется в Москве-реке глушить рыбу динамитом, то организует загонную охоту в Нескучном саду...
Морозов часто бывал в Германии, Нидерландах, Бельгии, Италии и даже учился в Англии. А еще он интересовался мировой историей и культурой, посещал музеи и архитектурные выставки.
На Всемирной выставке в Антверпене Арсений познакомился с российским зодчим Виктором Мазыриным - экстравагантным архитектором, который увлекался эзотерикой и считал себя реинкарнацией строителя пирамиды Хеопса.
Вскоре они сдружились, и Морозов заказал у него проект дома, который планировал построить на Воздвиженке.
Виктор Мазырин.
Вместе с архитектором Морозов отправился в Испанию и Португалию за поиском вдохновения и необычных архитектурных сооружений. Пример для будущего особняка был обнаружен в португальской Синтре - месте, воспетых Байроном.
На высокой скале путешественники увидели огромный замок - Дворец Пена построил в 1840 году муж королевы Марии II принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский.
Дворец Паласиу-да-Пена.
Фасад замка сочетал в себе черты сразу нескольких средневековых стилей. Над крепостной стеной с зубцами возвышались башни в романском и готическом стилях. Декор был выполнен в стиле португальского мануэлино.
Это направление было популярно в стране в эпоху Возрождения, когда Португалия стала влиятельной колониальной державой, и в архитектуре отражались политические амбиции. Стены дворца Пена украшала лепнина с цветочными узорами, ракушками, кораллами и корабельными канатами.
Арсений Морозов был так впечатлен эклектичным замком, что решил построить в Москве особняк, в котором сплетались бы готика, мануэлино и мавританский стиль.
Строить здание начали в 1897 году — первый камень в основание заложила семилетняя дочь архитектора. В центре особняка была возведена галерея с колоннами, одна из стен была полукруглой, и по форме помещение напоминало неф средневекового храма. С одной стороны находился портал с двумя башнями и входной аркой, а с другой — помещения разных форм.
Особняк украсили лепниной в виде цветов, корабельных канатов и ракушек, которые были буквально "рассыпаны" по стенам. Увенчали крышу каменные бутоны, которые отсылали к декору готических башен. При таком обильном декоре цветовая гамма особняка была более чем сдержанной: дом лишь оштукатурили белым.
Комнаты также были оформлены в разных стилях. Вестибюль дома стал охотничьим залом, дальше шел греческий зал, потом римский зал. Интерьер столовой напоминал убранство средневекового собора. В гостиной в стиле ампир доминировали античные мотивы. Будуар новой возлюбленной Морозова был пышно декорирован в барочном стиле. А стены Китайской комнаты были расписаны восточными узорами.
После окончания строительства по всей Москве ходили сплетни о шедевре Арсения Абрамовича и Виктора Александровича. Над ним насмехались в открытую! Готовый особняк, украшенный лепными ракушками, по мнению горожан, выглядел настолько нелепо, что его окрестили "домом дурака".
Арсений Абрамович бесконечно закатывал в своём дворце шумные приёмы и вечеринки. Но длилось это веселье недолго. В 35 лет мужчина на спор выстрелил себе в ногу. Он утверждал, что благодаря натренированной им силе духа сможет не закричать от боли.
Пари молодой человек выиграл, но рана оказалась причиной заражения крови. Через три дня после несчастного случая экстравагантного богача не стало.
После революции в особняке было много разных обитателей. В 1917 году его захватили анархисты. С 1918 по 1928 год он находился в ведении Первой рабочей передвижной труппы театра Пролеткульта.
Жилые комнаты при театре занимали такие знаменитости как Сергей Есенин, Сергей Клычков. Именно в этом театре ставил свои шедевры легендарный режиссёр Сергей Эйзенштейн.
После этого дворец находился в ведении Наркомата иностранных дел и с 1928 по 1959 годы здесь находились различные иностранные посольства: Великобритании, Японии, Индии. Начиная с 1959 и вплоть до конца 1990 здание было отдано в ведение Дома дружбы с народами других стран.
Сегодня в особняке Арсения Морозова в Москве располагается Дом приёмов Правительства РФ, открытый в 2006 году. Перед этим здание пережило масштабную реконструкцию, в ходе которой были отреставрированы и внутренние помещения.
Для меня при самом первом моем посещении Москвы особняк был ориентиром на пути от Кремля до Арбата. Хоть матушка хозяина и сетовала, теперь архитектурный облик самого центра столицы немыслим без этого узнаваемого здания.
С миру по нитке: греческий, римский, китайский стиль внутренних покоев, а особняк получился визитной карточкой Москвы. И смотрится, надо сказать, неплохо
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Сейчас куда не повернись, везде сплошные «Пятерочки» с «Магнитами», да еще «Красно-Белым». А ведь если помните, еще лет 10-15 назад было полно «магазинчиков во дворах», выросших из «комков» и торговавших всем подряд, что могло потребоваться незатейливому покупателю: от хлеба до водки и всяких бытовых мелочей.
«У бегемота нету талии». Дурашливый дворовый хит времён СССР, который намертво поселяется в голове
Если услышишь, уже не забудешь! История о несчастном парнокопытном, которого учат танцевать не самыми гуманными способами, положенная на заводную мелодию, завирусилась ещё в 1960-е, если не раньше. Эту песенку горланили под гитару во дворах, на картошке, в общагах, в пионерлагерях, в армии. Как и полагается народному творчеству, текст постоянно дополнялся и переделывался, обрастал региональными вариантами.
Татьяна Шмыга. Невольно потянулась к ноге, чтобы помассировать. Но ощутила пустоту...
В стране, где буржуазные юбки и буржуазные танцы решительно осуждались, каждая советская женщина, глядя на роскошные наряды, на ноги, отбивающие канкан, сознавала: этой звезде позволено все. Казалось, судьба одарила ее сверх всякой меры: голос, талант, фигура, многочисленные поклонники и влиятельные мужья, носившие актрису на руках.
Поранился в море? За тобой плывёт акула! Правда ли, что акула чует запах крови за километр?
Вы когда-нибудь боялись пораниться в море? Нет? Очень зря. Как только капля крови попадёт в море, по вашу душу из самых дальних уголков океана явятся они. Акулы. Безжалостные хищники, скаля клыки, будут наматывать круги, пока не загонят в кольцо, из которого вам уже будет не суждено выбраться. Вроде как так описывают сверхъестественные способности хищных рыбин чувствовать запах добычи, да? Но как на самом деле обстоят дела? Как далеко акула чувствует запах свежей крови?
По современному виду этого дома никак не скажешь за что москвичи в начале прошлого века окрестили «Дом бесплатных квартир Эмилии Рахмановой» «рогатым». А все дело в том, что архитектор Иван Кондратенко придумал устроить над входом две башенки. Получилось на самом деле словно рога :)
Говорят, что хорошая дубовая дверь служит долго. Но старая дверь в Капитуле Вестминстерского аббатства – это рекордсменка из рекордсменок. Ей уже почти 1000 лет, как это ни удивительно.
Комментарии 3