На Беседной иконе Богородица предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами, с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери — святитель Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба, — Спас Иммануил, благословляющий двумя руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Тихвинский Успенский храм. Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в V–IX веках. Нередкие в древнерусском искусстве изображения Богоматери вместе со святителем Николаем отражают свидетельство древнегреческого текста македонской эпохи о следовании святителя Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею».
История
Иконография чудотворного образа связана с историей явления на Руси в 1383 году Тихвинской иконы Божией Матери. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (кон. XVI в.) говорится о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской церкви, построенной на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение, он возвращался обратно за день до праздника, когда в 3 верстах от храма ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней святителя Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на церкви поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном». Святитель Николай обещал дать знамение маловерным. По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и безвредно опустил на землю, после чего был водружен деревянный крест.
На месте чудесного явления Богоматери и святителя Николая была построена часовня во имя Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на котором сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. Часовня горела несколько раз (причем первый раз в 1390 году одновременно с храмом, в котором находилась Тихвинская икона Божией Матери), и в 1515 году по повелению великого князя Василия III Иоанновича на месте чудесного явления была построена деревянная церковь и основан Беседный во имя святителя Николая Чудотворца мононастырь.
«Явление Юрышу» изображалось как клеймо на иконах Богоматери Тихвинской, а также как самостоятельный сюжет. Наибольшее распространение Беседная икона в качестве самостоятельного сюжета получила на севере России в XVII веке, что могло быть связано с известностью Тихвинского монастыря и почитанием его главной святыни.
Молитва
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, всего мира Надеждо и Утешение, на всех путех жизни нас не оставляющая. К Кому молитвы вознесем, аще не к Тебе, Утешительнице грешных чад Твоих?
И ныне мы предстоим пред Образом Твоим Святым со своими страданьми и заботами. Мы пришли к Тебе, Матерь и Госпожа наша, исполненныя надежды, яко Ты поможеши нам во всех обстоятельствах жизни нашея и утолиши вся печали наша. Темже усиленно просим Тебя даровати нам веру, надежду и любовь, воеже всегда помнити о Твоем Божественнем Сыне, источнике и смысле человеческаго бытия. О, Премилостивая и Пречудная Заступнице наша, приими под Свою опеку семейства наша, страну нашу и всю Церковь Христову. О, Преблагословенная Дева Мария, избави и освободи сердца наша от гнева, немилосердия и сомнений и наполни их миром, любовию и тишиною. О, Преславная Царице Небесная, Ты ведаеши, в чем наипаче есть нужды наша, и посему просим Тя: возьми нас под Твое могущественное покровительство на земли, а по смерти – приведи нас в Царствие Сына Твоего Иисуса Христа. Аминь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 84