Признаюсь, этот спектакль сопряжён для меня с вопросом. Точнее, с обилием вопросов, но только первый из них выделяется: Алиса Фрейндлих?
/Алиса Бруновна Фрейндлих в спектакле одна (это моноспектакль), она исполняет две роли: играет одиннадцатилетнего мальчишку Оска́ра и его сиделку – Розовую Даму (которую мальчик называет Розовой Мамой)
Когда актёр… почему-то мне хочется говорить в этом случае артист… так вот, когда артист на сцене один, естественно он не испытывает "давления" со стороны коллег… его талант/перевоплощения не с кем сравнивать, а потому играется свободнее.
С другой стороны, материал пьесы настолько глубок, что актёру приходится соревноваться (плохое слово, но иного не подберу) с самим собой, и он переходит (если, конечно, переходит) на ступеньку выше, и становится Артистом.
Теперь вопрос: кабы спектакль играл молодой талантливый незнакомый актёр, сумел бы он вовлечь зал?
Алиса Фрейндлих появляется на сцене, и зритель сразу, без дополнительных увещеваний, понимает, что постановка будет высочайшего качества (так и есть). Смог бы создать подобное "преднапряжение" человек — пусть безгранично талантливый, — но без имени?
Не могу ответить однозначно… кажется, что нет.
Перед нами тот "материал", который должна… который должен исходить от Звезды. Как свет.
Сюжет изложу кратко:
Канун Рождества, детская больница, маленький мальчик Оскар. Среди сиделок (которых называют "розовыми дамами"), находится одна мудрая дама…
/она не училась в университетах, но истину "Воздатите кесарева кесареви и божия богови" чует душой
…мудрая дама, которая подсказывает мальчику идею написать Богу письмо… как развлечение... как вариант забавы… как способ попросить чего-нибудь... и как некий… мостик надежды?.. или нет?
Собственно, на этих "как" и построена пьеса.
Уместно сказать, что пьеса базируется на литературном материале: новелле Эрика-Эммануэля Шмитта — он, безусловно, талантливый драматург и, чего греха таить, мастеровитый манипулятор.
/на мгновение отвлекусь, не могу отказать себе в удовольствии и не вспомнить Собакевича из "Мёртвых душ": Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья.
"Свинья и манипулятор" Шмитт поступил технически мудро. Во-первых, он сформировал структуру: один день — одно письмо (так легко смотреть, легко понимать).
Во-вторых, снабдил персонажей добротным чувством юмора, притом таким… славянским (не знаю, как такое произошло, вероятно, экспансия имеет место), когда нет деления на юмор чёрный и юмор белый, но есть добротная "зебра", в которой от свадьбы до поминок — один вздох.
И Розовая Дама рисуется эдакой подвижной Фаиной Раневской со всем её багажом сарказма, жизненной опытностью и острым языком.
В-третьих, автор дал зрителю новую необычную точку зрения на самих себя. Например, что такое кризис среднего возраста? Где он? Откуда взялся? Ведь это "коварное препятствие жизни" в сущности пустяк!.. Иллюзия нашего заплывшего жирком (давайте будем откровенны) мозга!
Розовая Дама предложила Оскару игру: один его прожитый день равняется одному десятилетию (обычного человека); до Рождества остаётся двенадцать дней, следовательно, Оскар проживёт 130 лет и напишет Богу двенадцать писем.
Вот тут происходит чудо: зритель смотрит пьесу о мальчике, но видит в "зеркале" себя! Шмитт предлагает зрителю своеобразный "мульти-селф-скоп" — возможность посмотреть на себя глазами мальчика…
…и глубже: возможность посмотреть на мальчика глазами Бога.
/во всяком случае, попытаться посмотреть
Рекомендую настоятельно. Настоятельно и ещё раз настоятельно.
И ещё раз настоятельно.
Этот бриллиант из тех, что можно пересматривать ежедневно, вглядываться в себя и обнаруживать новое.
искренно Ваш, Алексей Бородкин
#СпектакльУБелки
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1