Текст книги "Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика"
Автор книги: Б. К. С. Айенгар
Текущая страница: 7 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]
Глава 12Искусство подготовки ума к пранаяме
Когда дыхание устойчиво или неустойчиво, то же происходит и с умом, а следовательно, и с йогом. Таким образом, дыхание необходимо контролировать. Хатха Йога Прадипика, гл. II.2.
1. Говорят, что у дерева жизни корни находятся вверху, а ветви – внизу. Так же и у человека: корни его нервной системы находятся в мозге. Спинной мозг – это ствол, проходящий через позвоночник, а нервы отходят от головного мозга к спинному мозгу и затем разветвляются по всему телу.
2. Искусство выполнения поз сидя в пранаяме детально описано в главе 11. Настоящая глава посвящена ментальной подготовке, которая необходима садхаке для практики пранаямы.
3. Артерии, вены и нервы являются каналами (нади), по которым энергия циркулирует и распространяется по всему телу. Практика асан тренирует тело, и благодаря этому прана может беспрепятственно течь по этим каналам. Энергия не распределяется по всему телу, если нади заблокированы. Если нервы не в порядке, невозможно оставаться уравновешенным; если не достигнуто равновесие, практика пранаямы невозможна. Если нади не функционируют должным образом, истинная природа человека и сущность вещей не могут быть постигнуты.
4. Практика асан укрепляет нервную систему, а Шавасана успокаивает взволнованные нервы. Когда нервы не выдерживают, то же происходит и с умом. Когда нервы напряжены, напряжен и ум. Пока не достигнуто состояние, в котором ум спокоен, молчалив и восприимчив, практиковать пранаяму невозможно.
5. В поисках гармонии современный мир стал интересоваться благами, которые дают медитация и древнее искусство пранаямы. Обе дисциплины сначала привлекают, но по прошествии времени оказывается, что они не только очень трудны в изучении, но и очень утомительны и требуют постоянной практики, так как прогресс происходит очень медленно. С другой стороны, практика асан привлекает и полностью поглощает, так как рассудок сосредоточен и наполняет различные части тела. Это создает радостное настроение. В пранаяме внимание вначале сосредоточено на двух ноздрях, синусовых проходах, грудной клетке, позвоночнике и диафрагме. Таким образом, рассудок не отвлекается на другие части тела. Пока тело и ум не натренированы, чтобы воспринять поток дыхания, пранаяма не может быть всепоглощающей. Месяцы или годы могут пройти без видимого прогресса, однако благодаря искренним, постоянным усилиям и упорству ум садхаки начинает воспринимать регулируемый поток дыхания. Затем он начинает чувствовать красоту и аромат пранаямы, и спустя годы практики он сможет по достоинству оценить ее глубину.
6. Для того чтобы практиковать пранаяму, необходимо соблюдать два важнейших условия: позвоночник должен быть устойчивым (ахала), а ум спокойным (стхира), но бдительным. Следует, однако, иметь в виду, что у тех, кто чрезмерно увлекается прогибами назад, позвоночник может быть гибкий, но они не могут долго удерживать его в устойчивом положении. Другие, кто чрезмерно практикует наклоны вперед, могут удерживать устойчивое положение позвоночника, но их ум не может оставаться спокойным и бдительным. При прогибах назад легкие расширены, тогда как при наклонах вперед они не расширяются. Садхака должен найти баланс между этими двумя положениями так, чтобы позвоночник оставался устойчивым, а ум – бдительным и спокойным.
7. Практика пранаямы не должна быть механической. Мозг и ум должны быть бдительными, чтобы каждое мгновение исправлять и выверять положение тела и поток дыхания. Не следует практиковать пранаяму, применяя силу воли, не должно быть никакой навязчивой регламентации. Важнейшими факторами являются полная восприимчивость ума и интеллекта.
8. В пранаяме взаимоотношения между читтой (ум, интеллект и эго) и дыханием подобны отношениям между матерью и ребенком. Читта – это мать, а прана – ребенок. Как мать с любовью лелеет ребенка, заботится и жертвует собой, так и читта должна лелеять прану.
9. Дыхание подобно бурной реке, которая, будучи обуздана плотинами и каналами, дает энергию в изобилии. Пранаяма обучает садхаку, как обуздать энергию дыхания, давая ему жизненную силу и мощь.
10. Однако «Хатха Йога Прадипика» (гл. II, 16–17) предупреждает: как дрессировщик медленно приручает льва, слона или тигра, так и садхака должен постепенно обрести контроль над дыханием, иначе оно разрушит его. Надлежащей практикой пранаямы излечиваются или контролируются все болезни. Неправильная же практика ведет к различным видам дыхательных нарушений, таким как кашель, астма, боли в глазах, ушах и голове.
11. Устойчивость ума и дыхания взаимосвязаны. Это делают интеллект тоже стабильным. Когда интеллект не колеблется, тело обретает силу, и садхака становится исполненным мужества.
12. Ум (манас) – это господин органов чувств (индрий), а дыхание – повелитель ума. Звук дыхания – это господин дыхания, и когда этот звук сохраняется равномерным, нервная система успокаивается. Тогда дыхание течет плавно, подготавливая садхаку к медитации.
13. Глаза играют господствующую роль в практике асан, а уши – в пранаяме. При помощи глаз садхака, будучи полностью внимательным, учится выполнять асаны и сохранять правильное равновесие в позах. Воля, которой подчиняются все части тела, помогает ему овладеть асанами. Однако пранаяму так практиковать нельзя. Во время практики пранаямы глаза закрыты и ум сосредоточен на звуке дыхания, одновременно уши слушают ритм дыхания – таким образом течение и нюансы дыхания регулируются, и дыхание становятся более медленным и плавным.
14. В асанах есть бесконечное разнообразие, поскольку существует множество различных поз и движений, и во время их выполнения направление внимания изменяется. В пранаяме присутствует монотонность. Существует ряд причин, почему это происходит: во-первых, садхака должен практиковать пранаяму, находясь только в одной позе; во-вторых, он должен поддерживать непрерывный и ровный звук дыхания. Это можно сравнить с практикой гамм в музыке перед изучением мелодии и гармонии.
15. Во время практики асан движение осуществляется от известного нам плотного тела к незнакомому тонкому. В пранаяме движение идет от внутреннего к внешнему, от дыхания к телу, от тонкого к плотному.
16. Как пепел и дым окутывают тлеющий кусок дерева, так нечистоты тела и ума покрывают душу садхаки. Так же, как свежий ветер уносит дым и пепел, и дерево начинает гореть ярче, так и божественная искра в садхаке воспламеняется, когда практика пранаямы освобождает его ум от нечистоты и подготавливает к медитации.Глава 13 Мудры и бандхи
1. Чтобы правильно выполнять техники пранаямы, необходимо иметь представление о мудрах и бандхах. Слово «мудра» на санскрите означает печать или замок. Мудры определяют положения тела, в которых закрываются его отверстия, а пальцы рук удерживаются определенным образом, в сочетании с особыми жестами рук.
2. «Бандха» означает «оковы, соединение вместе, сковывание или захват». Этот термин также обозначает позу, в которой определенные органы или части тела сжимаются, сокращаются и контролируются.
3. При производстве электричества необходимы трансформаторы, проводники, переключатели и изолированные провода для подвода энергии к месту назначения, иначе ток может оказаться смертельным. Когда прана благодаря практике пранаямы течет по телу йогина, ему также необходимо выполнять бандхи для того, чтобы предотвратить рассеивание энергии и направить ее в нужное место. Без бандх практика пранаямы нарушает течение потока праны и наносит вред нервной системе.
4. Из мудр, упомянутых в текстах по Хатха-йоге, для практики пранаямы наиболее важными являются Джаландхара, Уддияна и Мула бандхи. Они помогают распределять энергию и предотвращают ее потерю из-за гипервентиляции тела. Они практикуются во время пранаямы для пробуждения спящей Кундалини и направляют ее энергию вверх по сушумне. Их применение исключительно важно для переживания состояния самадхи.
ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА (ФОТО 55–65)
5. Первая бандха, которую должен освоить садхака, – это Джаландхара бандха. «Джала» означает «сеть, паутина или сплетение». Ее изучают, выполняя Сарвангасану и ее цикл, где грудина упирается в подбородок.
Техника
а) Примите удобную позу, например Сиддхасану, Свастикасану, Бхадрасану, Вирасану, Баддхаконасану или Падмасану (см. фото 3–14).
б) Держите спину прямо. Поднимите грудину и переднюю часть грудной клетки.
в) Без напряжения вытяните шею с обеих сторон и двигайте лопатки внутрь тела; держите шейный и грудной отделы позвоночника вогнутыми и наклоните голову вперед и вниз от задней стороны шеи к грудной клетке.
Главная
Новинки книг
Жанры
Самиздат
Авторам (самиздат)
Электронная библиотека книг » Б. К. С. Айенгар » Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика » Текст книги (страница 7)
Авторские права
Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика
Текст добавлен: 3 октября 2016, 18:47
Текст книги "Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика"
Автор книги: Б. К. С. Айенгар
Жанр: Педагогика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 7 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]
Назад к карточке книги
Глава 12
Искусство подготовки ума к пранаяме
Когда дыхание устойчиво или неустойчиво, то же происходит и с умом, а следовательно, и с йогом. Таким образом, дыхание необходимо контролировать.
Хатха Йога Прадипика, гл. II.2.
1. Говорят, что у дерева жизни корни находятся вверху, а ветви – внизу. Так же и у человека: корни его нервной системы находятся в мозге. Спинной мозг – это ствол, проходящий через позвоночник, а нервы отходят от головного мозга к спинному мозгу и затем разветвляются по всему телу.
2. Искусство выполнения поз сидя в пранаяме детально описано в главе 11. Настоящая глава посвящена ментальной подготовке, которая необходима садхаке для практики пранаямы.
3. Артерии, вены и нервы являются каналами (нади), по которым энергия циркулирует и распространяется по всему телу. Практика асан тренирует тело, и благодаря этому прана может беспрепятственно течь по этим каналам. Энергия не распределяется по всему телу, если нади заблокированы. Если нервы не в порядке, невозможно оставаться уравновешенным; если не достигнуто равновесие, практика пранаямы невозможна. Если нади не функционируют должным образом, истинная природа человека и сущность вещей не могут быть постигнуты.
4. Практика асан укрепляет нервную систему, а Шавасана успокаивает взволнованные нервы. Когда нервы не выдерживают, то же происходит и с умом. Когда нервы напряжены, напряжен и ум. Пока не достигнуто состояние, в котором ум спокоен, молчалив и восприимчив, практиковать пранаяму невозможно.
5. В поисках гармонии современный мир стал интересоваться благами, которые дают медитация и древнее искусство пранаямы. Обе дисциплины сначала привлекают, но по прошествии времени оказывается, что они не только очень трудны в изучении, но и очень утомительны и требуют постоянной практики, так как прогресс происходит очень медленно. С другой стороны, практика асан привлекает и полностью поглощает, так как рассудок сосредоточен и наполняет различные части тела. Это создает радостное настроение. В пранаяме внимание вначале сосредоточено на двух ноздрях, синусовых проходах, грудной клетке, позвоночнике и диафрагме. Таким образом, рассудок не отвлекается на другие части тела. Пока тело и ум не натренированы, чтобы воспринять поток дыхания, пранаяма не может быть всепоглощающей. Месяцы или годы могут пройти без видимого прогресса, однако благодаря искренним, постоянным усилиям и упорству ум садхаки начинает воспринимать регулируемый поток дыхания. Затем он начинает чувствовать красоту и аромат пранаямы, и спустя годы практики он сможет по достоинству оценить ее глубину.
6. Для того чтобы практиковать пранаяму, необходимо соблюдать два важнейших условия: позвоночник должен быть устойчивым (ахала), а ум спокойным (стхира), но бдительным. Следует, однако, иметь в виду, что у тех, кто чрезмерно увлекается прогибами назад, позвоночник может быть гибкий, но они не могут долго удерживать его в устойчивом положении. Другие, кто чрезмерно практикует наклоны вперед, могут удерживать устойчивое положение позвоночника, но их ум не может оставаться спокойным и бдительным. При прогибах назад легкие расширены, тогда как при наклонах вперед они не расширяются. Садхака должен найти баланс между этими двумя положениями так, чтобы позвоночник оставался устойчивым, а ум – бдительным и спокойным.
7. Практика пранаямы не должна быть механической. Мозг и ум должны быть бдительными, чтобы каждое мгновение исправлять и выверять положение тела и поток дыхания. Не следует практиковать пранаяму, применяя силу воли, не должно быть никакой навязчивой регламентации. Важнейшими факторами являются полная восприимчивость ума и интеллекта.
8. В пранаяме взаимоотношения между читтой (ум, интеллект и эго) и дыханием подобны отношениям между матерью и ребенком. Читта – это мать, а прана – ребенок. Как мать с любовью лелеет ребенка, заботится и жертвует собой, так и читта должна лелеять прану.
9. Дыхание подобно бурной реке, которая, будучи обуздана плотинами и каналами, дает энергию в изобилии. Пранаяма обучает садхаку, как обуздать энергию дыхания, давая ему жизненную силу и мощь.
10. Однако «Хатха Йога Прадипика» (гл. II, 16–17) предупреждает: как дрессировщик медленно приручает льва, слона или тигра, так и садхака должен постепенно обрести контроль над дыханием, иначе оно разрушит его. Надлежащей практикой пранаямы излечиваются или контролируются все болезни. Неправильная же практика ведет к различным видам дыхательных нарушений, таким как кашель, астма, боли в глазах, ушах и голове.
11. Устойчивость ума и дыхания взаимосвязаны. Это делают интеллект тоже стабильным. Когда интеллект не колеблется, тело обретает силу, и садхака становится исполненным мужества.
12. Ум (манас) – это господин органов чувств (индрий), а дыхание – повелитель ума. Звук дыхания – это господин дыхания, и когда этот звук сохраняется равномерным, нервная система успокаивается. Тогда дыхание течет плавно, подготавливая садхаку к медитации.
13. Глаза играют господствующую роль в практике асан, а уши – в пранаяме. При помощи глаз садхака, будучи полностью внимательным, учится выполнять асаны и сохранять правильное равновесие в позах. Воля, которой подчиняются все части тела, помогает ему овладеть асанами. Однако пранаяму так практиковать нельзя. Во время практики пранаямы глаза закрыты и ум сосредоточен на звуке дыхания, одновременно уши слушают ритм дыхания – таким образом течение и нюансы дыхания регулируются, и дыхание становятся более медленным и плавным.
14. В асанах есть бесконечное разнообразие, поскольку существует множество различных поз и движений, и во время их выполнения направление внимания изменяется. В пранаяме присутствует монотонность. Существует ряд причин, почему это происходит: во-первых, садхака должен практиковать пранаяму, находясь только в одной позе; во-вторых, он должен поддерживать непрерывный и ровный звук дыхания. Это можно сравнить с практикой гамм в музыке перед изучением мелодии и гармонии.
15. Во время практики асан движение осуществляется от известного нам плотного тела к незнакомому тонкому. В пранаяме движение идет от внутреннего к внешнему, от дыхания к телу, от тонкого к плотному.
16. Как пепел и дым окутывают тлеющий кусок дерева, так нечистоты тела и ума покрывают душу садхаки. Так же, как свежий ветер уносит дым и пепел, и дерево начинает гореть ярче, так и божественная искра в садхаке воспламеняется, когда практика пранаямы освобождает его ум от нечистоты и подготавливает к медитации.
Глава 13
Мудры и бандхи
1. Чтобы правильно выполнять техники пранаямы, необходимо иметь представление о мудрах и бандхах. Слово «мудра» на санскрите означает печать или замок. Мудры определяют положения тела, в которых закрываются его отверстия, а пальцы рук удерживаются определенным образом, в сочетании с особыми жестами рук.
2. «Бандха» означает «оковы, соединение вместе, сковывание или захват». Этот термин также обозначает позу, в которой определенные органы или части тела сжимаются, сокращаются и контролируются.
3. При производстве электричества необходимы трансформаторы, проводники, переключатели и изолированные провода для подвода энергии к месту назначения, иначе ток может оказаться смертельным. Когда прана благодаря практике пранаямы течет по телу йогина, ему также необходимо выполнять бандхи для того, чтобы предотвратить рассеивание энергии и направить ее в нужное место. Без бандх практика пранаямы нарушает течение потока праны и наносит вред нервной системе.
4. Из мудр, упомянутых в текстах по Хатха-йоге, для практики пранаямы наиболее важными являются Джаландхара, Уддияна и Мула бандхи. Они помогают распределять энергию и предотвращают ее потерю из-за гипервентиляции тела. Они практикуются во время пранаямы для пробуждения спящей Кундалини и направляют ее энергию вверх по сушумне. Их применение исключительно важно для переживания состояния самадхи.
ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА (ФОТО 55–65)
5. Первая бандха, которую должен освоить садхака, – это Джаландхара бандха. «Джала» означает «сеть, паутина или сплетение». Ее изучают, выполняя Сарвангасану и ее цикл, где грудина упирается в подбородок.
Техника
а) Примите удобную позу, например Сиддхасану, Свастикасану, Бхадрасану, Вирасану, Баддхаконасану или Падмасану (см. фото 3–14).
б) Держите спину прямо. Поднимите грудину и переднюю часть грудной клетки.
в) Без напряжения вытяните шею с обеих сторон и двигайте лопатки внутрь тела; держите шейный и грудной отделы позвоночника вогнутыми и наклоните голову вперед и вниз от задней стороны шеи к грудной клетке.
Фото 55
Фото 56
г) Не сжимайте горло и не напрягайте мышцы шеи. Не нужно насильно подавать голову вперед, вниз или напрягать заднюю сторону шеи (фото 55 и 56). Сохраняйте мышцы шеи и горла мягкими.
д) Опустите голову так, чтобы обе стороны челюстной кости равномерно расположились в межключичной впадине на передней стенке грудной клетки (фото 57 и 58).
е) Не вытягивайте подбородок в одну или другую сторону (фото 59). Также не наклоняйте шею на одну сторону (фото 60), что может вызвать боль и напряжение, сохраняющиеся долгое время. Когда шея станет достаточно эластичной, она все больше будет вытягиваться вниз.
Главная
Новинки книг
Жанры
Самиздат
Авторам (самиздат)
Электронная библиотека книг » Б. К. С. Айенгар » Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика » Текст книги (страница 7)
Авторские права
Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика
Текст добавлен: 3 октября 2016, 18:47
Текст книги "Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика"
Автор книги: Б. К. С. Айенгар
Жанр: Педагогика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 7 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]
Назад к карточке книги
Глава 12
Искусство подготовки ума к пранаяме
Когда дыхание устойчиво или неустойчиво, то же происходит и с умом, а следовательно, и с йогом. Таким образом, дыхание необходимо контролировать.
Хатха Йога Прадипика, гл. II.2.
1. Говорят, что у дерева жизни корни находятся вверху, а ветви – внизу. Так же и у человека: корни его нервной системы находятся в мозге. Спинной мозг – это ствол, проходящий через позвоночник, а нервы отходят от головного мозга к спинному мозгу и затем разветвляются по всему телу.
2. Искусство выполнения поз сидя в пранаяме детально описано в главе 11. Настоящая глава посвящена ментальной подготовке, которая необходима садхаке для практики пранаямы.
3. Артерии, вены и нервы являются каналами (нади), по которым энергия циркулирует и распространяется по всему телу. Практика асан тренирует тело, и благодаря этому прана может беспрепятственно течь по этим каналам. Энергия не распределяется по всему телу, если нади заблокированы. Если нервы не в порядке, невозможно оставаться уравновешенным; если не достигнуто равновесие, практика пранаямы невозможна. Если нади не функционируют должным образом, истинная природа человека и сущность вещей не могут быть постигнуты.
4. Практика асан укрепляет нервную систему, а Шавасана успокаивает взволнованные нервы. Когда нервы не выдерживают, то же происходит и с умом. Когда нервы напряжены, напряжен и ум. Пока не достигнуто состояние, в котором ум спокоен, молчалив и восприимчив, практиковать пранаяму невозможно.
5. В поисках гармонии современный мир стал интересоваться благами, которые дают медитация и древнее искусство пранаямы. Обе дисциплины сначала привлекают, но по прошествии времени оказывается, что они не только очень трудны в изучении, но и очень утомительны и требуют постоянной практики, так как прогресс происходит очень медленно. С другой стороны, практика асан привлекает и полностью поглощает, так как рассудок сосредоточен и наполняет различные части тела. Это создает радостное настроение. В пранаяме внимание вначале сосредоточено на двух ноздрях, синусовых проходах, грудной клетке, позвоночнике и диафрагме. Таким образом, рассудок не отвлекается на другие части тела. Пока тело и ум не натренированы, чтобы воспринять поток дыхания, пранаяма не может быть всепоглощающей. Месяцы или годы могут пройти без видимого прогресса, однако благодаря искренним, постоянным усилиям и упорству ум садхаки начинает воспринимать регулируемый поток дыхания. Затем он начинает чувствовать красоту и аромат пранаямы, и спустя годы практики он сможет по достоинству оценить ее глубину.
6. Для того чтобы практиковать пранаяму, необходимо соблюдать два важнейших условия: позвоночник должен быть устойчивым (ахала), а ум спокойным (стхира), но бдительным. Следует, однако, иметь в виду, что у тех, кто чрезмерно увлекается прогибами назад, позвоночник может быть гибкий, но они не могут долго удерживать его в устойчивом положении. Другие, кто чрезмерно практикует наклоны вперед, могут удерживать устойчивое положение позвоночника, но их ум не может оставаться спокойным и бдительным. При прогибах назад легкие расширены, тогда как при наклонах вперед они не расширяются. Садхака должен найти баланс между этими двумя положениями так, чтобы позвоночник оставался устойчивым, а ум – бдительным и спокойным.
7. Практика пранаямы не должна быть механической. Мозг и ум должны быть бдительными, чтобы каждое мгновение исправлять и выверять положение тела и поток дыхания. Не следует практиковать пранаяму, применяя силу воли, не должно быть никакой навязчивой регламентации. Важнейшими факторами являются полная восприимчивость ума и интеллекта.
8. В пранаяме взаимоотношения между читтой (ум, интеллект и эго) и дыханием подобны отношениям между матерью и ребенком. Читта – это мать, а прана – ребенок. Как мать с любовью лелеет ребенка, заботится и жертвует собой, так и читта должна лелеять прану.
9. Дыхание подобно бурной реке, которая, будучи обуздана плотинами и каналами, дает энергию в изобилии. Пранаяма обучает садхаку, как обуздать энергию дыхания, давая ему жизненную силу и мощь.
10. Однако «Хатха Йога Прадипика» (гл. II, 16–17) предупреждает: как дрессировщик медленно приручает льва, слона или тигра, так и садхака должен постепенно обрести контроль над дыханием, иначе оно разрушит его. Надлежащей практикой пранаямы излечиваются или контролируются все болезни. Неправильная же практика ведет к различным видам дыхательных нарушений, таким как кашель, астма, боли в глазах, ушах и голове.
11. Устойчивость ума и дыхания взаимосвязаны. Это делают интеллект тоже стабильным. Когда интеллект не колеблется, тело обретает силу, и садхака становится исполненным мужества.
12. Ум (манас) – это господин органов чувств (индрий), а дыхание – повелитель ума. Звук дыхания – это господин дыхания, и когда этот звук сохраняется равномерным, нервная система успокаивается. Тогда дыхание течет плавно, подготавливая садхаку к медитации.
13. Глаза играют господствующую роль в практике асан, а уши – в пранаяме. При помощи глаз садхака, будучи полностью внимательным, учится выполнять асаны и сохранять правильное равновесие в позах. Воля, которой подчиняются все части тела, помогает ему овладеть асанами. Однако пранаяму так практиковать нельзя. Во время практики пранаямы глаза закрыты и ум сосредоточен на звуке дыхания, одновременно уши слушают ритм дыхания – таким образом течение и нюансы дыхания регулируются, и дыхание становятся более медленным и плавным.
14. В асанах есть бесконечное разнообразие, поскольку существует множество различных поз и движений, и во время их выполнения направление внимания изменяется. В пранаяме присутствует монотонность. Существует ряд причин, почему это происходит: во-первых, садхака должен практиковать пранаяму, находясь только в одной позе; во-вторых, он должен поддерживать непрерывный и ровный звук дыхания. Это можно сравнить с практикой гамм в музыке перед изучением мелодии и гармонии.
15. Во время практики асан движение осуществляется от известного нам плотного тела к незнакомому тонкому. В пранаяме движение идет от внутреннего к внешнему, от дыхания к телу, от тонкого к плотному.
16. Как пепел и дым окутывают тлеющий кусок дерева, так нечистоты тела и ума покрывают душу садхаки. Так же, как свежий ветер уносит дым и пепел, и дерево начинает гореть ярче, так и божественная искра в садхаке воспламеняется, когда практика пранаямы освобождает его ум от нечистоты и подготавливает к медитации.
Глава 13
Мудры и бандхи
1. Чтобы правильно выполнять техники пранаямы, необходимо иметь представление о мудрах и бандхах. Слово «мудра» на санскрите означает печать или замок. Мудры определяют положения тела, в которых закрываются его отверстия, а пальцы рук удерживаются определенным образом, в сочетании с особыми жестами рук.
2. «Бандха» означает «оковы, соединение вместе, сковывание или захват». Этот термин также обозначает позу, в которой определенные органы или части тела сжимаются, сокращаются и контролируются.
3. При производстве электричества необходимы трансформаторы, проводники, переключатели и изолированные провода для подвода энергии к месту назначения, иначе ток может оказаться смертельным. Когда прана благодаря практике пранаямы течет по телу йогина, ему также необходимо выполнять бандхи для того, чтобы предотвратить рассеивание энергии и направить ее в нужное место. Без бандх практика пранаямы нарушает течение потока праны и наносит вред нервной системе.
4. Из мудр, упомянутых в текстах по Хатха-йоге, для практики пранаямы наиболее важными являются Джаландхара, Уддияна и Мула бандхи. Они помогают распределять энергию и предотвращают ее потерю из-за гипервентиляции тела. Они практикуются во время пранаямы для пробуждения спящей Кундалини и направляют ее энергию вверх по сушумне. Их применение исключительно важно для переживания состояния самадхи.
ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА (ФОТО 55–65)
5. Первая бандха, которую должен освоить садхака, – это Джаландхара бандха. «Джала» означает «сеть, паутина или сплетение». Ее изучают, выполняя Сарвангасану и ее цикл, где грудина упирается в подбородок.
Техника
а) Примите удобную позу, например Сиддхасану, Свастикасану, Бхадрасану, Вирасану, Баддхаконасану или Падмасану (см. фото 3–14).
б) Держите спину прямо. Поднимите грудину и переднюю часть грудной клетки.
в) Без напряжения вытяните шею с обеих сторон и двигайте лопатки внутрь тела; держите шейный и грудной отделы позвоночника вогнутыми и наклоните голову вперед и вниз от задней стороны шеи к грудной клетке.
Фото 55
Фото 56
г) Не сжимайте горло и не напрягайте мышцы шеи. Не нужно насильно подавать голову вперед, вниз или напрягать заднюю сторону шеи (фото 55 и 56). Сохраняйте мышцы шеи и горла мягкими.
д) Опустите голову так, чтобы обе стороны челюстной кости равномерно расположились в межключичной впадине на передней стенке грудной клетки (фото 57 и 58).
Фото 57
Фото 58
Фото 59
Фото 60
е) Не вытягивайте подбородок в одну или другую сторону (фото 59). Также не наклоняйте шею на одну сторону (фото 60), что может вызвать боль и напряжение, сохраняющиеся долгое время. Когда шея станет достаточно эластичной, она все больше будет вытягиваться вниз.
Фото 61
Фото 62
ж) Не нужно с усилием подавать подбородок к грудной клетке, как на фото 55, а поднимайте грудную клетку к опускающемуся подбородку, как на фото 58. з) Сохраняйте центр головы и подбородка на одной линии со средней линией грудины, пупка и промежности (фото 61). и) Располагая подбородок на грудной клетке, следите, чтобы область ребер не была впалой (фото 62). к) Расслабьте виски, сделайте пассивными глаза и уши (фото 57). л) Это – Джаландхара бандха.
Эффекты
Солнечное сплетение расположено в центре туловища. Согласно Йоге, здесь образуется пищеварительный огонь (джатхарагни), который сжигает пищу и создает тепло. Лунное сплетение находится в центре мозга и создает прохладу. При выполнении Джаландхара бандхи происходит замыкание нади, проходящей вокруг шеи: это не позволяет холодной энергии лунного сплетения течь вниз или быть поглощенной горячей энергией солнечного сплетения. Таким образом, накапливается эликсир жизни, что увеличивает продолжительность жизни. Бандха также пережимает каналы ида и пингала и позволяет пране течь по сушумне.
Джаландхара бандха очищает носовые проходы и регулирует ток крови и праны (энергии) к сердцу, голове и эндокринным железам, расположенным в области шеи (щитовидной и паращитовидной). Если пранаяма выполняется без Джаландхара бандхи, то в сердце, мозге, глазных яблоках и среднем ухе сразу же ощущается давление. Это может привести к головокружению.
Джаландхара бандха расслабляет мозг, а также смиряет интеллект (манас, буддхи и ахамкара).
Электронная библиотека книг » Б. К. С. Айенгар » Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика » Текст книги (страница 7)
Авторские права
Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика
Текст добавлен: 3 октября 2016, 18:47
Текст книги "Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика"
Автор книги: Б. К. С. Айенгар
Жанр: Педагогика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 7 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]
Назад к карточке книги
Глава 12
Искусство подготовки ума к пранаяме
Когда дыхание устойчиво или неустойчиво, то же происходит и с умом, а следовательно, и с йогом. Таким образом, дыхание необходимо контролировать.
Хатха Йога Прадипика, гл. II.2.
1. Говорят, что у дерева жизни корни находятся вверху, а ветви – внизу. Так же и у человека: корни его нервной системы находятся в мозге. Спинной мозг – это ствол, проходящий через позвоночник, а нервы отходят от головного мозга к спинному мозгу и затем разветвляются по всему телу.
2. Искусство выполнения поз сидя в пранаяме детально описано в главе 11. Настоящая глава посвящена ментальной подготовке, которая необходима садхаке для практики пранаямы.
3. Артерии, вены и нервы являются каналами (нади), по которым энергия циркулирует и распространяется по всему телу. Практика асан тренирует тело, и благодаря этому прана может беспрепятственно течь по этим каналам. Энергия не распределяется по всему телу, если нади заблокированы. Если нервы не в порядке, невозможно оставаться уравновешенным; если не достигнуто равновесие, практика пранаямы невозможна. Если нади не функционируют должным образом, истинная природа человека и сущность вещей не могут быть постигнуты.
4. Практика асан укрепляет нервную систему, а Шавасана успокаивает взволнованные нервы. Когда нервы не выдерживают, то же происходит и с умом. Когда нервы напряжены, напряжен и ум. Пока не достигнуто состояние, в котором ум спокоен, молчалив и восприимчив, практиковать пранаяму невозможно.
5. В поисках гармонии современный мир стал интересоваться благами, которые дают медитация и древнее искусство пранаямы. Обе дисциплины сначала привлекают, но по прошествии времени оказывается, что они не только очень трудны в изучении, но и очень утомительны и требуют постоянной практики, так как прогресс происходит очень медленно. С другой стороны, практика асан привлекает и полностью поглощает, так как рассудок сосредоточен и наполняет различные части тела. Это создает радостное настроение. В пранаяме внимание вначале сосредоточено на двух ноздрях, синусовых проходах, грудной клетке, позвоночнике и диафрагме. Таким образом, рассудок не отвлекается на другие части тела. Пока тело и ум не натренированы, чтобы воспринять поток дыхания, пранаяма не может быть всепоглощающей. Месяцы или годы могут пройти без видимого прогресса, однако благодаря искренним, постоянным усилиям и упорству ум садхаки начинает воспринимать регулируемый поток дыхания. Затем он начинает чувствовать красоту и аромат пранаямы, и спустя годы практики он сможет по достоинству оценить ее глубину.
6. Для того чтобы практиковать пранаяму, необходимо соблюдать два важнейших условия: позвоночник должен быть устойчивым (ахала), а ум спокойным (стхира), но бдительным. Следует, однако, иметь в виду, что у тех, кто чрезмерно увлекается прогибами назад, позвоночник может быть гибкий, но они не могут долго удерживать его в устойчивом положении. Другие, кто чрезмерно практикует наклоны вперед, могут удерживать устойчивое положение позвоночника, но их ум не может оставаться спокойным и бдительным. При прогибах назад легкие расширены, тогда как при наклонах вперед они не расширяются. Садхака должен найти баланс между этими двумя положениями так, чтобы позвоночник оставался устойчивым, а ум – бдительным и спокойным.
7. Практика пранаямы не должна быть механической. Мозг и ум должны быть бдительными, чтобы каждое мгновение исправлять и выверять положение тела и поток дыхания. Не следует практиковать пранаяму, применяя силу воли, не должно быть никакой навязчивой регламентации. Важнейшими факторами являются полная восприимчивость ума и интеллекта.
8. В пранаяме взаимоотношения между читтой (ум, интеллект и эго) и дыханием подобны отношениям между матерью и ребенком. Читта – это мать, а прана – ребенок. Как мать с любовью лелеет ребенка, заботится и жертвует собой, так и читта должна лелеять прану.
9. Дыхание подобно бурной реке, которая, будучи обуздана плотинами и каналами, дает энергию в изобилии. Пранаяма обучает садхаку, как обуздать энергию дыхания, давая ему жизненную силу и мощь.
10. Однако «Хатха Йога Прадипика» (гл. II, 16–17) предупреждает: как дрессировщик медленно приручает льва, слона или тигра, так и садхака должен постепенно обрести контроль над дыханием, иначе оно разрушит его. Надлежащей практикой пранаямы излечиваются или контролируются все болезни. Неправильная же практика ведет к различным видам дыхательных нарушений, таким как кашель, астма, боли в глазах, ушах и голове.
11. Устойчивость ума и дыхания взаимосвязаны. Это делают интеллект тоже стабильным. Когда интеллект не колеблется, тело обретает силу, и садхака становится исполненным мужества.
12. Ум (манас) – это господин органов чувств (индрий), а дыхание – повелитель ума. Звук дыхания – это господин дыхания, и когда этот звук сохраняется равномерным, нервная система успокаивается. Тогда дыхание течет плавно, подготавливая садхаку к медитации.
13. Глаза играют господствующую роль в практике асан, а уши – в пранаяме. При помощи глаз садхака, будучи полностью внимательным, учится выполнять асаны и сохранять правильное равновесие в позах. Воля, которой подчиняются все части тела, помогает ему овладеть асанами. Однако пранаяму так практиковать нельзя. Во время практики пранаямы глаза закрыты и ум сосредоточен на звуке дыхания, одновременно уши слушают ритм дыхания – таким образом течение и нюансы дыхания регулируются, и дыхание становятся более медленным и плавным.
14. В асанах есть бесконечное разнообразие, поскольку существует множество различных поз и движений, и во время их выполнения направление внимания изменяется. В пранаяме присутствует монотонность. Существует ряд причин, почему это происходит: во-первых, садхака должен практиковать пранаяму, находясь только в одной позе; во-вторых, он должен поддерживать непрерывный и ровный звук дыхания. Это можно сравнить с практикой гамм в музыке перед изучением мелодии и гармонии.
15. Во время практики асан движение осуществляется от известного нам плотного тела к незнакомому тонкому. В пранаяме движение идет от внутреннего к внешнему, от дыхания к телу, от тонкого к плотному.
16. Как пепел и дым окутывают тлеющий кусок дерева, так нечистоты тела и ума покрывают душу садхаки. Так же, как свежий ветер уносит дым и пепел, и дерево начинает гореть ярче, так и божественная искра в садхаке воспламеняется, когда практика пранаямы освобождает его ум от нечистоты и подготавливает к медитации.
Глава 13
Мудры и бандхи
1. Чтобы правильно выполнять техники пранаямы, необходимо иметь представление о мудрах и бандхах. Слово «мудра» на санскрите означает печать или замок. Мудры определяют положения тела, в которых закрываются его отверстия, а пальцы рук удерживаются определенным образом, в сочетании с особыми жестами рук.
2. «Бандха» означает «оковы, соединение вместе, сковывание или захват». Этот термин также обозначает позу, в которой определенные органы или части тела сжимаются, сокращаются и контролируются.
3. При производстве электричества необходимы трансформаторы, проводники, переключатели и изолированные провода для подвода энергии к месту назначения, иначе ток может оказаться смертельным. Когда прана благодаря практике пранаямы течет по телу йогина, ему также необходимо выполнять бандхи для того, чтобы предотвратить рассеивание энергии и направить ее в нужное место. Без бандх практика пранаямы нарушает течение потока праны и наносит вред нервной системе.
4. Из мудр, упомянутых в текстах по Хатха-йоге, для практики пранаямы наиболее важными являются Джаландхара, Уддияна и Мула бандхи. Они помогают распределять энергию и предотвращают ее потерю из-за гипервентиляции тела. Они практикуются во время пранаямы для пробуждения спящей Кундалини и направляют ее энергию вверх по сушумне. Их применение исключительно важно для переживания состояния самадхи.
ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА (ФОТО 55–65)
5. Первая бандха, которую должен освоить садхака, – это Джаландхара бандха. «Джала» означает «сеть, паутина или сплетение». Ее изучают, выполняя Сарвангасану и ее цикл, где грудина упирается в подбородок.
Техника
а) Примите удобную позу, например Сиддхасану, Свастикасану, Бхадрасану, Вирасану, Баддхаконасану или Падмасану (см. фото 3–14).
б) Держите спину прямо. Поднимите грудину и переднюю часть грудной клетки.
в) Без напряжения вытяните шею с обеих сторон и двигайте лопатки внутрь тела; держите шейный и грудной отделы позвоночника вогнутыми и наклоните голову вперед и вниз от задней стороны шеи к грудной клетке.
Фото 55
Фото 56
г) Не сжимайте горло и не напрягайте мышцы шеи. Не нужно насильно подавать голову вперед, вниз или напрягать заднюю сторону шеи (фото 55 и 56). Сохраняйте мышцы шеи и горла мягкими.
д) Опустите голову так, чтобы обе стороны челюстной кости равномерно расположились в межключичной впадине на передней стенке грудной клетки (фото 57 и 58).
Фото 57
Фото 58
Фото 59
Фото 60
е) Не вытягивайте подбородок в одну или другую сторону (фото 59). Также не наклоняйте шею на одну сторону (фото 60), что может вызвать боль и напряжение, сохраняющиеся долгое время. Когда шея станет достаточно эластичной, она все больше будет вытягиваться вниз.
Фото 61
Фото 62
ж) Не нужно с усилием подавать подбородок к грудной клетке, как на фото 55, а поднимайте грудную клетку к опускающемуся подбородку, как на фото 58. з) Сохраняйте центр головы и подбородка на одной линии со средней линией грудины, пупка и промежности (фото 61). и) Располагая подбородок на грудной клетке, следите, чтобы область ребер не была впалой (фото 62). к) Расслабьте виски, сделайте пассивными глаза и уши (фото 57). л) Это – Джаландхара бандха.
Эффекты
Солнечное сплетение расположено в центре туловища. Согласно Йоге, здесь образуется пищеварительный огонь (джатхарагни), который сжигает пищу и создает тепло. Лунное сплетение находится в центре мозга и создает прохладу. При выполнении Джаландхара бандхи происходит замыкание нади, проходящей вокруг шеи: это не позволяет холодной энергии лунного сплетения течь вниз или быть поглощенной горячей энергией солнечного сплетения. Таким образом, накапливается эликсир жизни, что увеличивает продолжительность жизни. Бандха также пережимает каналы ида и пингала и позволяет пране течь по сушумне.
Джаландхара бандха очищает носовые проходы и регулирует ток крови и праны (энергии) к сердцу, голове и эндокринным железам, расположенным в области шеи (щитовидной и паращитовидной). Если пранаяма выполняется без Джаландхара бандхи, то в сердце, мозге, глазных яблоках и среднем ухе сразу же ощущается давление. Это может привести к головокружению.
Джаландхара бандха расслабляет мозг, а также смиряет интеллект (манас, буддхи и ахамкара).
Тем, у кого негибкая шея, следует держать голову так низко, насколько это возможно, однако чтобы это не вызывало чрезмерного дискомфорта (фото 63), или же свернуть валиком кусок материи и расположить его на верхушке ключиц (фото 64 и 65). Удерживайте валик за счет того, что поднимаете грудную клетку, а не прижимаете подбородок (см. фото 57). Это снимает напряжение в горле, и дыхание становится комфортным.
Фото 65
УДДИЯНА БАНДХА
6. «Уддияна», что означает «взлет», является абдоминальным сжатием. При выполнении этой бандхи прана, или энергия, поднимается вверх от нижней части брюшной полости к голове. Диафрагма поднимается от нижней части брюшной полости к грудной клетке и тянет за собой органы брюшной полости вверх и назад к позвоночнику.
Техника
Сначала овладейте Уддияной в положении стоя, как будет описано ниже. Только затем вводите ее в практику пранаямы из положения сидя во время выполнения Бахья кумбхаки (промежуток между полным выдохом и началом вдоха). Никогда не вводите Уддияну в практику пранаямы, пока вы не овладели последней, а также во время Антара кумбхаки (задержка дыхания во время интервала между полным вдохом и началом выдоха), так как это вызывает напряжение в сердце.
а) Встаньте в Тадасану (фото 25).
б) Разведите ноги примерно на 30 см.
в) Слегка наклонитесь вперед, согнув при этом колени, разведите пальцы рук и захватите ими середину бедер.
г) Слегка согните руки в локтях и опустите подбородок насколько возможно в Джаландхара бандху.
д) Сделайте глубокий вдох и затем быстро выдохните, так, чтобы сразу быстро вытолкнуть весь воздух из легких.
е) Задержите дыхание, не вдыхая. Втяните всю абдоминальную область назад, к позвоночнику, и поднимите ее вверх (фото 66). При выполнении Уддияны следите за тем, чтобы грудная клетка не становилась впалой.
ж) Поднимите поясничный и грудной отделы позвоночника вперед и вверх. Подайте органы брюшной полости к позвоночнику, надавливая ими на него.
з) Удерживая абдоминальный захват, поднимите руки от бедер и расположите их немного выше, на краю таза, для более интенсивного сокращения.
и) Выпрямите спину, не ослабляя при этом абдоминального сжатия и не поднимая подбородок (фото 67).
к) Удерживайте захват насколько возможно долго, от десяти до пятнадцати секунд. Не пытайтесь удерживать его дольше, чем можете, а увеличивайте продолжительность выполнения постепенно, по мере того как это становится комфортным.
л) Сначала расслабьте абдоминальные мышцы, не двигая при этом подбородок и голову. Если они будут двигаться, то вы сразу ощутите напряжение в области сердца и висков.
м) Позвольте брюшной полости вернуться в нормальное положение. Затем медленно вдохните (фото 68).
н) Не вдыхайте во время процессов, описанных в пунктах е) – л).
о) Сделайте несколько дыханий, затем повторите цикл от а) до л), не больше чем шесть-восемь раз подряд. Увеличивайте продолжительность выполнения замка или количество циклов по мере возрастания ваших возможностей, или делайте это под личным наблюдением опытного учителя или гуру.
п) Циклы следует выполнять только один раз в день.
р) Когда в практике Уддияны достигнута стабильность, постепенно вводите ее в разные виды пранаямы, но только во время задержки дыхания после выдоха (Бахья кумбхака).
Примечание
1) Практикуйте только на пустой желудок.
2) Не сжимайте брюшную полость, пока воздух не будет вытолкнут полностью.
3) Если в висках ощущается напряжение или вдох затруднен, это означает, что Уддияна выполняется уже за пределами возможностей.
4) Никогда не вдыхайте до тех пор, пока не будет ослаблен захват Уддияны и абдоминальные органы не вернутся в свое исходное расслабленное состояние.
5) Не сокращайте легкие в то время, когда абдоминальные органы сжаты.
Эффекты
Говорят, что выполнение Уддияна бандхи заставляет великую птицу прану взлететь по сушумна нади, главному каналу нервной энергии, который расположен внутри позвоночного столба (меруданда). Это самая лучшая из бандх, и тот, кто постоянно практикует ее, как учит его гуру, снова становится молодым. Ее называют львом, убивающим слона, которого зовут смерть. Ее следует выполнять только во время интервала между полным выдохом и следующим вдохом. Она тренирует диафрагму и органы брюшной полости. Поднятие диафрагмы мягко массирует мышцы сердца, тонизируя их. Уддияна тонизирует абдоминальные органы, усиливает желудочный огонь и уничтожает токсины в пищеварительном тракте. Поэтому ее также называют Шакти Чалана пранаяма.
Фото 69. Мула бандха
Фото 66–68. Уддияна бандха
МУЛА БАНДХА
7. «Мула» означает «корень, источник, начало или причину, основание или фундамент». Она воздействует на важную область между анусом и гениталиями. Сократите мышцы этой области и подтяните их вертикально по направлению к пупку. Одновременно нижнюю часть передней стенки абдоминальной области ниже пупка прижмите назад и вверх к позвоночнику. Нисходящий поток апана вайю меняет направление и вынужден течь вверх, чтобы соединиться с прана вайю, которая находится в области грудной клетки.
Сначала Мула бандху следует практиковать с внутренней задержкой после вдоха (Антара кумбхака). Существует различие между абдоминальным сжатием в Уддияна и Мула бандхе. В Уддияна бандхе вся область от ануса до диафрагмы подтягивается назад к позвоночнику и поднимается вверх. А в Мула бандхе только промежность и нижняя часть абдоминальной области между анусом и пупком сокращаются, подаются назад к позвоночнику и поднимаются вверх к диафрагме (фото 69).
Практика сокращения анального сфинктера (Ашвини мудра) помогает освоить Мула бандху. «Ашва» означает «лошадь». Эта мудра называется так потому, что напоминает отправление малой нужды лошадью. Ее следует осваивать при выполнении различных асан, особенно Тадасаны, Ширшасаны, Сарвангасаны, Урдхва Дханурасаны, Уштрасаны и Пашчимоттанасаны (см. «Прояснение Йоги»).
Очень опасно пытаться самостоятельно изучать Уддияна и Мула бандхи. Неверное выполнение Уддияны вызывает непроизвольное излияние семени и потерю жизненной силы, а неправильное выполнение Мула бандхи серьезно ослабляет практикующего, что ведет к утрате потенции. Даже правильное выполнение Мула бандхи таит в себе опасность. Она повышает способность сдерживать сексуальное желание, и практикующий имеет соблазн злоупотребить этой возможностью. Если он уступит соблазну, все его дремлющие желания могут проснуться и стать смертоносными, подобно спящей змее, потревоженной
палкой. Овладев тремя бандхами, йог находится на перепутье своей судьбы, одна дорога которого ведет к бхоге (наслаждению мирскими удовольствиями), а другая – к Йоге, или единению с Высшей Душой. Однако йог чувствует большее влечение к своему Творцу. Обычно чувства направлены вовне и привлечены объектами, следуя путем бхоги. Если изменить это направление так, что чувства будут обращены внутрь, то они последуют по пути Йоги. Чувства йогина обращены внутрь для встречи с Источником всего Творения. Руководство гуру оказывается наиболее существенным тогда, когда ищущий овладел тремя бандхами, так как под надлежащим руководством эта возрастающая мощь преобразуется для достижения высших и более благородных целей. Тогда практикующий считается человеком, выполняющим обет безбрачия (урдхварета). Овладев сексуальными побуждениями естественно, без насилия, он перестает растрачивать свою жизненную силу. Жизненная сила переполняет его, и в то же время он – хозяин самого себя (бхава вайраги). Затем он достигает моральной и духовной мощи, которая сияет, подобно солнцу.
Практикуя Мула бандху, йог стремится достичь истинного источника, или Мулы всего творения. Его цель – полное обуздание, или бандха читты, включающей в себя ум (манас), интеллект (буддхи) и эго (ахамкара).
Глава 14
Искусcтво вдоха (пурака) и выдоха (речака)
1. Вдох (пурака) – это поглощение космической энергии индивидуумом для его роста и развития. Это путь действия (правритти марга). Это слияние Бесконечного с конечным. Энергия впитывается с дыханием жизни так же осторожно и мягко, как аромат цветка вдыхается и равномерно распространяется по всему телу.
2. При выполнении асан ум и дыхание садхаки подобны уму и дыханию восторженного ребенка, всегда
2. При выполнении асан ум и дыхание садхаки подобны уму и дыханию восторженного ребенка, всегда готового изобретать, творить и показывать свое умение, в то время как в практике пранаямы его дыхание подобно дыханию младенцу, требующему особого внимания и заботы матери. Как мать любит свое дитя и посвящает свою жизнь его благополучию, так и сознание должно лелеять дыхание.
3. Чтобы понять это искусство, важно знать его методологию, знать, что верно, а что неверно, что грубо, а что тонко. Тогда садхака сможет понять суть пранаямы. Полезно будет заметить, что взаимоотношения между сознанием (читтой) и дыханием (праной) должны быть подобны взаимоотношениям между матерью и ребенком. Но до того, как это произойдет, легкие, диафрагма и межреберные мышцы должны быть натренированы и дисциплинированы асанами, так, чтобы дыхание было ритмичным.
4. Действие сознания в процессе дыхания подобно действию матери, полностью поглощенной наблюдением за играющим ребенком. Хотя и пассивная внешне, она бдительна; ежеминутно наблюдая за ним, она остается полностью расслабленной.
5. Когда мать впервые посылает ребенка в школу, она сопровождает его, держа за руку, направляя его путь, подчеркивает важность дружеских отношений с будущими школьными товарищами, а также важность изучения школьных предметов. Она полностью растворяет свою личность в заботе о ребенке, пока он не привыкнет к школьной жизни. Так же и сознание должно трансформироваться в такое же состояние, в котором находится поток дыхания, следуя за ним так же, как мать, и делая ритмичным его поток.
6. Мать учит ребенка гулять и внимательно переходить улицы. Подобным образом сознание должно вести поток дыхания через дыхательные пути для того, чтобы живые клетки впитали его. По мере того как ребенок становится уверенным и приспосабливается к школе, мать покидает его, когда он входит в школьные ворота. Подобно этому, когда дыхание движется с ритмической точностью, читта наблюдает за его движениями и объединяет его с телом и Сутью.
7. При вдохе садхака пытается преобразовать свой мозг в центр, воспринимающий и распределяющий поток энергии (прана).
8. Не наполняйте воздухом живот во время вдоха, так как это препятствует максимальному расширению легких. Вдох и выдох не должны выполняться с усилием или быстро, поскольку это может вызвать перенапряжение сердца или нанести вред мозгу.
9. Выдох (речака) – это выход воздуха после вдоха. Это – выдыхание отработанного воздуха, или удаление углекислого газа. Исходящее дыхание ощущается как теплое и сухое, и садхака не чувствует запахов.
10. Выдох – это исходящий поток индивидуальной энергии (дживатма) для соединения ее с космической энергией (Параматма). Он успокаивает ум и делает молчаливым мозг. Это – отказ садхаки от своего эго и слияние с Сутью.11. Выдох – это процесс, посредством которого энергия тела постепенно соединяется с энергией ума, сливается с душой садхаки и растворяется в Космической энергии. Это – путь возвращения от периферии тела к источнику сознания, известный как путь самоотречения (нивритти марга).
12. Следите за тем, чтобы грудная клетка была поднята высоко, и выдыхайте исходящий воздух равномерно и плавно.
13. Вдыхайте и выдыхайте систематично, пристально наблюдая за ритмом дыхания, подобно тому как паук симметрично плетет свою паутину и движется вдоль нее взад и вперед.
14. У некоторых людей вдох более продолжительный, чем выдох, а у других – выдох более продолжительный, чем вдох. Это происходит вслед ствие влияния различных ситуаций, с которыми нам приходится сталкиваться в жизни, и наших реакций на эти ситуации, что изменяет поток дыхания и кровяное давление. Цель пранаямы – устранить эти несоответствия и нарушения в потоке дыхания и кровяном давлении и сделать человека невозмутимым и непривязанным к своей личности.
Техника вдоха (пурака)
а) Сядьте в любую удобную позу. б) Выпрямите позвоночник, одновременно поднимите грудную клетку, плавающие ребра и пупок и держите позвоночник прямо. в) Опустите голову насколько возможно низко (фото 63 и 64). Когда задняя часть шеи станет достаточно эластичной, выполните Джаландхара бандху (фото 57).
г) Согласно Йоге, ум (манас), который является источником эмоций, расположен в области между пупком и сердцем. Держите спину в постоянном контакте с центром эмоций. Вытяните переднюю часть тела вверх и раскройте ее, не теряя контакт с центром сознания.
д) Во время вдоха раскройте грудную клетку вверх и в стороны, не наклоняйтесь при этом вперед, назад или в стороны.
е) Не напрягайте и не дергайте свод диафрагмы, а держите его расслабленным. Начинайте вдох от основания диафрагмы. Ключевая точка для начала глубокого вдоха – от области пупка, под плавающими ребрами с обеих сторон (фото 70).
Фото 70
ж) Легкие должны быть пассивными и восприимчивыми во время вдоха для того, чтобы получить и впитать всю поступающую энергию. Вдыхая, наполняйте легкие полностью, с абсолютным вниманием. Синхронизируйте движение дыхания с внутренним расширением легких.
з) Подобно тому как кувшин наполняется от дна до верха, так и легкие наполняются от основания до края. Наполните их до верхушек ключиц и внутренней части подмышек.
и) Подобно тому как при тренировке физически слабых людей нужно быть особенно осторожным и внимательным, так же необходимо тренировать легкие, чтобы они смогли
) Подобно тому как при тренировке физически слабых людей нужно быть особенно осторожным и внимательным, так же необходимо тренировать легкие, чтобы они смогли принимать максимальный объем воздуха. Поэтому осторожно исследуйте ваши возможности, растягивая нервные волокна легких во время мягкого глубокого вдоха.
к) Бронхиальные ветви, начинаясь от трахеи, доходят до периферии легких, где разветвляются на множество бронхиол. Следите за тем, чтобы каждый вдох достигал самых верхушек бронхиол.
л) Вдыхаемый воздух поглощается живыми клетками тела, подобно тому как почва впитывает воду. Чувствуйте это поглощение и следующее за ним освежающее ощущение проникновения космической энергии (праны).
м) Энергия вдоха входит через нос и достигает причинной оболочки или духовного тела. При вдохе сознание (читта) восходит от пупка (манипурака чакра) к верхушке груди (вишуддхи чакра). Садхака должен поддерживать на протяжении всего вдоха единую всеобъемлющую связь между причинной и тонкой оболочками тела (см. гл. 2) и сознанием, восходящим из своего источника. Эта связь объединяет тело, дыхание, сознание и Суть. Тогда тело (кшетра) и Атма (кшетраджна) становятся единым целым.
н) Каждая пора кожи туловища должна действовать как око рассудка (джняна чакшу) для поглощения праны.
о) Если вдох слишком четко выражен, на коже ладоней возникает ощущение твердости.
Регулируйте дыхание так, чтобы кожа ладоней все время была мягкой.
п) Если во время вдоха плечи поднимаются, верхняя часть легких не будет полностью расширяться, и в задней части шеи будет возникать напряжение. Следите за этим и, как только плечи начинают подниматься, немедленно опускайте их вниз (фото 52). Для того чтобы держать их опущенными, а грудную клетку поднятой, используйте шест или отягощения, как показано на фото 71–74.
Текст добавлен: 3 октября 2016, 18:47
Текст книги "Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика"
Автор книги: Б. К. С. Айенгар
Жанр: Педагогика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 7 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]
Назад к карточке книги
Глава 12
Искусство подготовки ума к пранаяме
Когда дыхание устойчиво или неустойчиво, то же происходит и с умом, а следовательно, и с йогом. Таким образом, дыхание необходимо контролировать.
Хатха Йога Прадипика, гл. II.2.
1. Говорят, что у дерева жизни корни находятся вверху, а ветви – внизу. Так же и у человека: корни его нервной системы находятся в мозге. Спинной мозг – это ствол, проходящий через позвоночник, а нервы отходят от головного мозга к спинному мозгу и затем разветвляются по всему телу.
2. Искусство выполнения поз сидя в пранаяме детально описано в главе 11. Настоящая глава посвящена ментальной подготовке, которая необходима садхаке для практики пранаямы.
3. Артерии, вены и нервы являются каналами (нади), по которым энергия циркулирует и распространяется по всему телу. Практика асан тренирует тело, и благодаря этому прана может беспрепятственно течь по этим каналам. Энергия не распределяется по всему телу, если нади заблокированы. Если нервы не в порядке, невозможно оставаться уравновешенным; если не достигнуто равновесие, практика пранаямы невозможна. Если нади не функционируют должным образом, истинная природа человека и сущность вещей не могут быть постигнуты.
4. Практика асан укрепляет нервную систему, а Шавасана успокаивает взволнованные нервы. Когда нервы не выдерживают, то же происходит и с умом. Когда нервы напряжены, напряжен и ум. Пока не достигнуто состояние, в котором ум спокоен, молчалив и восприимчив, практиковать пранаяму невозможно.
5. В поисках гармонии современный мир стал интересоваться благами, которые дают медитация и древнее искусство пранаямы. Обе дисциплины сначала привлекают, но по прошествии времени оказывается, что они не только очень трудны в изучении, но и очень утомительны и требуют постоянной практики, так как прогресс происходит очень медленно. С другой стороны, практика асан привлекает и полностью поглощает, так как рассудок сосредоточен и наполняет различные части тела. Это создает радостное настроение. В пранаяме внимание вначале сосредоточено на двух ноздрях, синусовых проходах, грудной клетке, позвоночнике и диафрагме. Таким образом, рассудок не отвлекается на другие части тела. Пока тело и ум не натренированы, чтобы воспринять поток дыхания, пранаяма не может быть всепоглощающей. Месяцы или годы могут пройти без видимого прогресса, однако благодаря искренним, постоянным усилиям и упорству ум садхаки начинает воспринимать регулируемый поток дыхания. Затем он начинает чувствовать красоту и аромат пранаямы, и спустя годы практики он сможет по достоинству оценить ее глубину.
6. Для того чтобы практиковать пранаяму, необходимо соблюдать два важнейших условия: позвоночник должен быть устойчивым (ахала), а ум спокойным (стхира), но бдительным. Следует, однако, иметь в виду, что у тех, кто чрезмерно увлекается прогибами назад, позвоночник может быть гибкий, но они не могут долго удерживать его в устойчивом положении. Другие, кто чрезмерно практикует наклоны вперед, могут удерживать устойчивое положение позвоночника, но их ум не может оставаться спокойным и бдительным. При прогибах назад легкие расширены, тогда как при наклонах вперед они не расширяются. Садхака должен найти баланс между этими двумя положениями так, чтобы позвоночник оставался устойчивым, а ум – бдительным и спокойным.
7. Практика пранаямы не должна быть механической. Мозг и ум должны быть бдительными, чтобы каждое мгновение исправлять и выверять положение тела и поток дыхания. Не следует практиковать пранаяму, применяя силу воли, не должно быть никакой навязчивой регламентации. Важнейшими факторами являются полная восприимчивость ума и интеллекта.
8. В пранаяме взаимоотношения между читтой (ум, интеллект и эго) и дыханием подобны отношениям между матерью и ребенком. Читта – это мать, а прана – ребенок. Как мать с любовью лелеет ребенка, заботится и жертвует собой, так и читта должна лелеять прану.
9. Дыхание подобно бурной реке, которая, будучи обуздана плотинами и каналами, дает энергию в изобилии. Пранаяма обучает садхаку, как обуздать энергию дыхания, давая ему жизненную силу и мощь.
10. Однако «Хатха Йога Прадипика» (гл. II, 16–17) предупреждает: как дрессировщик медленно приручает льва, слона или тигра, так и садхака должен постепенно обрести контроль над дыханием, иначе оно разрушит его. Надлежащей практикой пранаямы излечиваются или контролируются все болезни. Неправильная же практика ведет к различным видам дыхательных нарушений, таким как кашель, астма, боли в глазах, ушах и голове.
11. Устойчивость ума и дыхания взаимосвязаны. Это делают интеллект тоже стабильным. Когда интеллект не колеблется, тело обретает силу, и садхака становится исполненным мужества.
12. Ум (манас) – это господин органов чувств (индрий), а дыхание – повелитель ума. Звук дыхания – это господин дыхания, и когда этот звук сохраняется равномерным, нервная система успокаивается. Тогда дыхание течет плавно, подготавливая садхаку к медитации.
13. Глаза играют господствующую роль в практике асан, а уши – в пранаяме. При помощи глаз садхака, будучи полностью внимательным, учится выполнять асаны и сохранять правильное равновесие в позах. Воля, которой подчиняются все части тела, помогает ему овладеть асанами. Однако пранаяму так практиковать нельзя. Во время практики пранаямы глаза закрыты и ум сосредоточен на звуке дыхания, одновременно уши слушают ритм дыхания – таким образом течение и нюансы дыхания регулируются, и дыхание становятся более медленным и плавным.
14. В асанах есть бесконечное разнообразие, поскольку существует множество различных поз и движений, и во время их выполнения направление внимания изменяется. В пранаяме присутствует монотонность. Существует ряд причин, почему это происходит: во-первых, садхака должен практиковать пранаяму, находясь только в одной позе; во-вторых, он должен поддерживать непрерывный и ровный звук дыхания. Это можно сравнить с практикой гамм в музыке перед изучением мелодии и гармонии.
15. Во время практики асан движение осуществляется от известного нам плотного тела к незнакомому тонкому. В пранаяме движение идет от внутреннего к внешнему, от дыхания к телу, от тонкого к плотному.
16. Как пепел и дым окутывают тлеющий кусок дерева, так нечистоты тела и ума покрывают душу садхаки. Так же, как свежий ветер уносит дым и пепел, и дерево начинает гореть ярче, так и божественная искра в садхаке воспламеняется, когда практика пранаямы освобождает его ум от нечистоты и подготавливает к медитации.
Нет комментариев