Михаи́л Миха́йлович Гро́мов (12 (24) февраля 1899, Тверь — 22 января 1985, Москва) — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, спортсмен (чемпион СССР 1923 г. по тяжёлой атлетике), профессор, Герой Советского Союза (1934). Заслуженный лётчик СССР (17 июля 1925 года).
На фото в 1937 году на АНТ-25-1 (второй пилот — А. Б. Юмашев, штурман — С. А. Данилин) совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США) (встреча на аэродроме Америки)
Детство и юность провёл в Калуге, Ржеве, военном городке Мыза-Раёво неподалёку от железнодорожной станции Лосиноостровская Московской железной дороги, вокруг которой позже вырос город Бабушкин, ныне входящий в черту Москвы).
Окончил Реальное училище Воскресенского, в период 1916—1917 учился в МВТУ. В 1917 году окончил авиационные теоретические курсы при МВТУ, с 1917 года в армии. Окончил Московскую лётную школу, где стал позднее лётчиком-инструктором. Воевал на стороне Красной армии, служил лётчиком 29-го разведывательного авиаотряда на Восточном фронте, обучал курсантов лётной школы.
В период 1924—1930 годы — на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (ГЛИЦ МО им. В. П. Чкалова). В 1925 году был участником авиаперелёта Москва — Пекин — Токио.
23 июня 1927 года стал первым советским лётчиком, спасшимся на парашюте из аварийного самолёта[6].
Звание комбриг присвоено 22 февраля 1938 года.
В период 1930—1941 годы работал в ЦАГИ. С марта по август 1941 — начальник Лётно-исследовательского института.
В период войны принимал участие в боевых действиях на командных должностях:
декабрь 1941 — февраль 1942 — командир 31-й смешанной авиадивизии (Калининский фронт);
февраль — май 1942 — командующий ВВС Калининского фронта;
3 мая 1942 — генерал-майор авиации;
май 1942 — май 1943 — командующий 3-й воздушной армией;
30 апреля 1943 — генерал-лейтенант авиации;
май 1943 — июнь 1944 — командующий 1-й воздушной армией;
19 августа 1944 — генерал-полковник авиации;
1944—1946 — начальник Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС.
После войны продолжил службу в Советской армии, а по увольнении в запас работал в авиационной промышленности и занимался общественной деятельностью:
1946—1949 — заместитель командующего Дальней авиацией.
1949—1955 — начальник Управления лётной службы МАП СССР.
C 1955 года — в запасе.
1959—1961 — председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР.
Депутат Верховного Совета СССР первого созыва 1937—1946.
Скончался 22 января 1985 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Достижения
Провёл испытания многих известных самолётов. Выполнил ряд дальних перелётов по Европе, в Китай и Японию.
Занимаясь спортом (бегом и гимнастикой), будучи среди первых спортсменов-тяжелоатлетов в Красной Армии, в 1923 году стал чемпионом СССР по тяжёлой атлетике в тяжёлом весе.
10-12 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 РД («Рекорд дальности») (второй пилот — А. И. Филин, штурман — И. Т. Спирин) совершил за 75 часов рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту Москва—Рязань—Харьков протяжённостью 12 411 км.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю М. М. Громову 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза , а А. И. Филин и И. Т. Спирин награждены орденами Ленина.
В 1937 году на АНТ-25-1 (второй пилот — А. Б. Юмашев, штурман — С. А. Данилин) совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США), установив два мировых авиационных рекорда дальности полёта. За этот перелёт М. М. Громов был награждён орденом Ленина, а А. Б. Юмашеву и С. А. Данилину присвоены звания Героев Советского Союза. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила пилотов и штурмана медалью Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года.
Обладая известностью и влиянием в высших кругах власти, М. М. Громов вместе с прославленной лётчицей В. С. Гризодубовой добился пересмотра дела С. П. Королёва, результатом чего стал перевод Королёва из лагеря на Колыме в «Туполевскую шарагу» ЦКБ-29.
Много внимания уделял научным вопросам безопасности полётов самолётов, в том числе поддержал инициативу создания Лётно-исследовательского института и в 1941 г. стал его первым начальником.
Звания
Чемпион СССР по тяжёлой атлетике (в тяжёлом весе) (1923)
Герой Советского Союза (1934)
Профессор (1937)
Заслуженный мастер спорта СССР (1969)
Награды
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза
Четыре ордена Ленина (1934, 1945, 1969, 1984)
Орден Октябрьской Революции (1979)
Четыре ордена Красного Знамени (1925, 1937, 1944, 1948)
Орден Суворова II степени (1943)
Орден Отечественной войны I степени (1942)
Три ордена Красной Звезды (1932, 1933, 1967)
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Иностранные награды:
Медаль де Лаво (ФАИ — 1937)
Командор ордена Почётного легиона.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 21