В 1760-1780 годы, время властвования Екатерины Великой, абсолютно полностью оформляется замысел создания общеобразовательной школы для наибольших слоев населения, кроме крепостного сословия, с педагогической целью воспитания. Обществу необходим был человек просвещенный, сочетающий общую образованность с профессиональной выучкой. Такая идея появилась у Екатерины II не без воздействия идей западноевропейских просветителей, преимущественно Джона Локка, чей педагогический трактат «Мысли о воспитании» в русском переводе стал ее настольной книгой. Бесспорно оказало влияние на императрицу, и ее близкое окружение идей французских философов-энциклопедистов: от Жан Жака Руссо она осознала мысль о необходимости отделить детей от испорченного опасными устоями общества, от Дени Дидро -концепцию о подходящем воспитании в специализированных учебных учреждениях, от Вольтера и Гельвеция - всесторонний характер просветительских программ, от российских мыслителей - внимание к вопросу воспитания гражданина патриотичного, созидателя Великой Российской империи. В воспитании Екатерина Великая усматривала важным правилом формирования, по ее высказыванию, «новой породы людей».
Программным документом, установившим путь образовательной политики во второй половине XVIII века, вышел «Наказ императрицы Екатерины II». Он закреплял за любым сословием четко отведенное ему место в социуме: каждый человек обязан был осознавать себя законопослушным гражданином, преданным власти. Проблема развития, так понимаемого, гражданина накладывалась на правильное воспитание. Воспитание должно начинаться с детства, с внушения «страха Божия» как основы приучения детей к выполнению функций, соответствующих его сословию. Далее, считала Екатерина II, надо прививать детям любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству. Детям с раннего возраста необходимо прививать трудолюбие, поскольку праздность является источником зла. При этом она особое внимание обращала на качества личности воспитателя, который сам должен быть образцом истинной гражданственности.
Мысль формирования «новой породы людей» была перенята императрицей, прежде всего, у Жан Жака Руссо, несмотря на то, что к его демократическим педагогическим воззрениям она относилась неодобрительно. У Жан Жака Руссо эта концепция имела другое содержание. Прочитав в 1763 году его трактат «Эмиль, или О воспитании», она так высказала свое мнение: «Особенно не люблю я эмильевского воспитания: не так думали о нем в старое доброе время».
Антипатриархальная, антисословная суть педагогической теории Жан Жака Руссо была непозволительна для императрицы, но идея порождения «новой породы людей» самой по себе, формы и методы, пути создания, подсказанные французским просветителем, привлекли ее внимание.
Заложив в фундамент создаваемой ею российской системы воспитания и образования сословный принцип, русская императрица применила теорию французского Просвещения об изолированности ребенка от общества на срок его обучения.
Порождению «новой породы людей», людей трудолюбивых, просвещенных, преданных и послушных монарху, должна была благоприятствовать система закрытого типа учебных заведений. В народных школах, учрежденных по четко сословному принципу, ученики должны были получить те знания, которые необходимы для жизнедеятельности представителя определенного сословия. По указанию Екатерины II в 1783 году была издана книга «О должностях человека и гражданина...», представляющая перевод труда австрийского просветителя И. Фельбигера. Екатериной II сама отредактировала перевод и рекомендовала как обязательное учебное пособие для всех создаваемых в России учебных учреждений. Это пособие стала как бы манифестом педагогических взглядов самодержавия. В сущности этого учебного пособия лежал принцип о богоустаповлешюсти имеющихся общественных отношений, именно поэтому сутью воспитания возможно воспитание религиозное, в качестве повиновения монарху и законам.
В умах учащихся следовало закреплять идеи книги «О должностях человека и гражданина». С такой целью в начале 80-х годов Екатерина II лично написала произведения, имеющие педагогическую тенденцию, -«Продолжение начального учения», «Выбранные российские пословицы», означавшие поворот к православному религиозному воспитанию, сочетающемуся с целесообразным обучением. Эту тенденцию педагогической мысли Екатерины II развивал ее ближайший сподвижник митрополит Платон Левшин создатель и покровитель духовных училищ России, которые он превратил в своеобразные гуманитарные школы, ориентированные на вкусы и понятия светского «просвещенного» общества, но хранящие заветы религиозного воспитания добродетелей «ума и сердца». Обращение к традиции христианского воспитания характерно для выдающихся православных мыслителей XVIII века. Тихона Задонского и Паисия Ве-личковского, которые оказали сильное влияние на религиозно-педагогическую мысль России начала следующего столетия.
Екатерина II вверила Бецкому Иван Ивановичу сформировать в России систему воспитательно-образовательных заведений, главным образом для дворянских детей. В документе «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и труде «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» Бецкой И.И. освятил свои воззрения на совершенное воспитание «идеальных» дворян. Именно в воспитании он видел «корень всему злу и добру»; оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества личности, как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства». По его мнению, образование без воспитания, лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей. Приемлемой формой организации воспитания и соответственного обучения, по его убеждению, должно быть закрытое воспитательное учреждение, куда должны приниматься дети с 5-6 лет и находиться в нем до 18-20 лет. В течение всего пребывания в воспитательном учреждении дети должны быть изолированы от воздействия окружающей среды, даже от родственников. Как видим, предполагалось воспитать «новых отцов и матерей», а они, в свой черед, обязаны воспитывать своих детей не на основе прежних устоев, а исходя из педагогического соответствия.
Порядок формирования государственной системы образования, по плану Екатерины II и И.И. Бецкого, начал осуществляться с учреждения училища при Академии художеств, воспитательных домов в Петербурге и Москве, коммерческого училища, Воспитательного общества благородных девиц в Петербурге. Все учебные заведения имели свой устав, общим для которых было: индивидуальный подход к способностям каждого учащегося, запрещение запугивания детей и телесных наказаний, направленность всей педагогической деятельности на решение вопросов развития исключительной личности учащегося.
Просветительские воззрения на воспитание и обучение детей отмечали как сторонники идей императрицы, так и ее противники и оппоненты. Изрядно сдержанным критиком политики в области образования Екатерины II был Новиков Николай Иванович. Характеризуя его, государыня говорила о нем как «человеке умном и опасном», которого она без суда и следствия заключила в Шлиссельбургскую крепость.
Замыслы государыни о преобразовании дела воспитания и образования молодежи были реализованы в документах школьной реформы 1782-1786 годов. В этот период своего царствования она во многом переосмыслила свою просветительскую позицию и сделала акцент на создании школ для мещан в губернских и уездных городах по всей Российской империи. К идее воспитания «новой породы» людей она в это время уже не возвращалась. Во главе с сенатором П.В. Завадовским была создана Комиссия об учреждении училищ для подготовки школьной реформы. Проект реформы и сопутствующие ему материалы были подготовлены Федором Ивановичем Янковичем де Мириево - австрийским педагогом, православным, сербом по национальности, приглашенным в Россию по рекомендации австрийского императора Иосифа II. Главную роль в этой комиссии играл Ф.И. Янкович. Он перевел на русский язык разные немецкие и австрийские инструкции для учителей, уставы школ, учебные пособия, что позволило русским педагогам и государственным деятелям познакомиться с западноевропейской организацией школьного дела.
Главный документ школьной реформы - «Устав народным училищам в Российской империи» комиссия об учреждении народных училищ опубликовала в 1786 году.
На территории Российской империи во всех городах и селах начали учреждаться народные училища двух видов: в губернских городах- главные народные училища со сроком обучения 5 лет, а в уездных городах и селах - малые народные училища со сроком обучения 2 года. По «Уставу» во всех училищах рекомендовалось вводить классно-урочную систему вместо традиционной индивидуальной работы с учащимися.
В 1783 году было выпущено «Руководство учителям первого и второго класса» известного австрийского педагога И.И. Фельбигера, которое было адаптировано к русским условиям Ф.И. Янковичем. Оно поясняло принципы и смысл организации классно-урочной системы обучения, которая ранее русскими педагогами не использовалось. «Руководство» было официальным, то есть обяза тельным к исполнению.
Новым для Российской империи типом учебных заведений явились народные училища, открывавшиеся в эпоху Екатерины II, которые предназначались для детей различных слоев населения. Для таких училищ необходимы были и новые учебные пособия. Основным пособием была книга «О должностях человека и гражданина», которая была издана в двух версиях: для учителей, содержащие методические рекомендации, а по существу - список вопросов, которые преподаватель должен задавать ученикам и для учащихся. Для народных училищ были изданы и другие пособия. Впервые для школы был составлен учебник по естествознанию - «Начертание естественной истории» путешественником и естествоиспытатель академиком В.Ф.Зуевым, которым пользовались в школах до 1828 года. Автор учебника опирался на принцип доступности и научности изложения материала.
В 1786 году учительская семинария выделилась из структуры Главного народного училища и стала первым в России педагогическим учебным заведением, выпускниками которого к концу XVIII века стали более 400 учителей народных училищ. Екатерина II сама контролировала деятельность семинарии.
К концу века насчитывалось всего 288 таких учебных заведений, в которых обучалось немногим более 20 тысяч детей, девочки составляли лишь десятую часть всех школьников. При этом не должно вводить в заблуждение название «народные» училища, поскольку подавляющее большинство детей были лишены возможности обучаться в этих государственных, по западноевропейскому образцу организованных, школах. Учились здесь преимущественно дети дворянского сословия, духовенства и части купечества.
В целом попытки государыни организовать просвещение населения удались только отчасти, потому что она стремилась инстинктивно перенести на отечественную почву далекий для России австрийский образец без учета возможностей и потребностей своей страны.
Все-таки, нужно признать, что в XVIII веке в России была совершена попытка организовать сеть учебных заведений - главных и малых народных училищ - с едиными методиками преподавания учебных предметов, с единым учебным планом, едиными учебниками, классно-урочной формой организации обучения. Все это стало почвой для организации в XIX веке централизованной государственной системы образования. Одновременно просветителями XVIII века был изложен ряд намерений о воспитании и обучении человека - гражданина своего Отечества, ставших источником обогащения для развития русской общественно-педагогической деятельности.
Литература
1. Бильбасов В. А. История Екатерины И. СПб., 1890-1891. Т. 1-2.
2. Воронов А. С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1853 г. СПб., 1849, 1854. Ч. 1, 2.
3. Толстой Д. А. Городские училища в царствование Екатерины II. СПб., 1886.
https://vuzdoc.org/159881/pedagogika/prosveschenie_rossii_epohu_ekateriny_velikoy
Нет комментариев