Птицын В.В. Тамир. Русская община на границе Монголии ...
Звонкая гора
Земельные отношения “в Швейцарии” являют собой чрезвычайно характерный образчик того, как они вообще в Забайкалье складываются.К этому типу приближаются везде, и если результат их оказывается не везде одинаковым, то это, главным образом, дело времени и обеспеченности землей, а следовательно напряженности борьбы за нее между различными группами населения. Везде разумеется в основе лежит захватное пользование. Это первоначальный источник земельного права, теперь, под действием многих объективных причин и социальных условий постепенно видоизменяющегося и
приспосабливающегося к существующим правовым нормам буржуазного К предстоящему землеустройству Тамирской волости общества. Но еще с небольшим сотню лет назад захватное право, право на землю, было единственным правом владения ею. При этом необходимо иметь ввиду, что колонизация края начата была инородцами, выходившими из Монголии. ...ЕщёОЧЕРКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ДЕРЕВНИ
Птицын В.В. Тамир. Русская община на границе Монголии ...
Звонкая гора
Земельные отношения “в Швейцарии” являют собой чрезвычайно характерный образчик того, как они вообще в Забайкалье складываются.К этому типу приближаются везде, и если результат их оказывается не везде одинаковым, то это, главным образом, дело времени и обеспеченности землей, а следовательно напряженности борьбы за нее между различными группами населения. Везде разумеется в основе лежит захватное пользование. Это первоначальный источник земельного права, теперь, под действием многих объективных причин и социальных условий постепенно видоизменяющегося и
приспосабливающегося к существующим правовым нормам буржуазного К предстоящему землеустройству Тамирской волости общества. Но еще с небольшим сотню лет назад захватное право, право на землю, было единственным правом владения ею. При этом необходимо иметь ввиду, что колонизация края начата была инородцами, выходившими из Монголии. И когда область была намечена правительством для массовой колонизации российским элементом212, кочующие роды бурят и тунгусов чувствовали себя здесь более или менее хозяевами. Все степные пространства и более широкие речные долины использовались в качестве пастбищ.Единственно, что “хлебопахотному” элементу приходилось селиться уже по более мелким рекам и в пазухах гор, захватывать те подушки, до которых еще не добралось инородческое хозяйство.Но вне этого хозяйства оставались еще слишком достаточные пространства, чтобы могли возникнуть какие-либо недоразумения на почве столкновения “прав”. И даже потом, спустя некоторое время, когда владения уже начинали соприкасаться, захватный земельный фонд каждой из групп позволял им мирное существование, а инородцы даже допускали и приселения на свои
земли.- Три семьи наших пришли сюда – повествует в д. Химнигдай. Потом с ними спаривались новокрещенные из бурят. На бурятской земле и поселились.И жили все время с кочующими соседями, юридическими владельцами земли, дружно. И жили так чуть -ли не целое столетие. Но естественное размножение привело, разумеется к переселению. Началось недовольство и с той и с другой стороны. И лет 30 назад подошел кризис.
-- Они вышли косить на луг и мы тоже. Их – 2-3 сотни, а нас тридцать –пришлось уступить и начальству жаловаться.Благодаря неравенству сил побоища не произошло. Но понадобились официальные границы владений. И уже в 91 году “землемером Нефедьявым
намечены были границы и спроектирован план”. И границы эти были намечены, вероятно, по фактическому пользованию, явившемуся результатом первоначального захвата бурятской земли. Пусти хорошего гостя в дом – сам выходи во двор…
Это частный случай для данной местности: поселение на заведомо чужой земле. Но и общее положение, т.е. преимущественный захват крестьянами 100-150 лет назад еще не занятой никем земли давно уже привел к положению аналогичному только что упомянутому. Отсутствие всяких межевых границ вначале заселения и “указы” той или
иной приказной избы или “воеводной” канцелярии на право тяглового пользования пахотными и сенокосными угодьями” по р. Чикою, по Тамиру речке, по обе стороны смежно и всповал”, без определения площади, есте...Ещё-- Они вышли косить на луг и мы тоже. Их – 2-3 сотни, а нас тридцать –пришлось уступить и начальству жаловаться.Благодаря неравенству сил побоища не произошло. Но понадобились официальные границы владений. И уже в 91 году “землемером Нефедьявым
намечены были границы и спроектирован план”. И границы эти были намечены, вероятно, по фактическому пользованию, явившемуся результатом первоначального захвата бурятской земли. Пусти хорошего гостя в дом – сам выходи во двор…
Это частный случай для данной местности: поселение на заведомо чужой земле. Но и общее положение, т.е. преимущественный захват крестьянами 100-150 лет назад еще не занятой никем земли давно уже привел к положению аналогичному только что упомянутому. Отсутствие всяких межевых границ вначале заселения и “указы” той или
иной приказной избы или “воеводной” канцелярии на право тяглового пользования пахотными и сенокосными угодьями” по р. Чикою, по Тамиру речке, по обе стороны смежно и всповал”, без определения площади, естественно и неизбежно должны были привести к правонарушениям и столкновениям. Естественно, что конкретно складывающиеся в течение столетия отношения между различными владениями могли перейти те или Разумею повеление Екатерины Второй 1763 г. о сформировании Сибирских полков “из выводимых из Польши беглых рос. поданных”. Или то, между
прочим и заселен кажется весь бассейн Хилка и правый берег Селенги., указанные записями или преданиями, границы. Инородцы, если их расселение шло быстрее крестьянского могли по долинам речек врезываться с пастьбою в крестьянские горные пазухи. С другой стороны и крестьяне, не встречая активного препятствия со стороны инородцев также могли со своими распашками и покосами выдвинуться на территорию, по праву предварительного захвата, принадлежащую инородцам.Так постепенно и незаметно естественное расселение приводит к коллизии владений. Когда и кто и в какой степени явился первым правонарушителем – в большинстве случаев установить невозможно. Но каждая из сторон всегда пребывает в непоколебимом убеждении, что права именно она, а не другая сторона. Правда в сознание своего права каждая из сторон привносит некоторые субъективные элементы, - право “первородства” у одних и “ право
господствующей нации” - у других. Но в общем и целом, как в борьбе, так и в результатах ее, “первородство” старых аборигенов страны инородцев в большинстве случаев оказывается побежденным и страдающим.“…
.“… а оною землею владеть ему /имярек/ вечному вечно, а на сторону ни под каким видом не поступаться”Эта, в свое время, успокоительная формула, в настоящее время, в условиях напряженной борьбы за землю, принимает, в представлении крестьян смысл непререкаемой заповеди, относящейся к тем землям, которые были “благоприобретены” путем захватного распространения границ уже долго спустя после получения “владетельного указа”. И на этой формуле и основываются такие притязания, которые раньше не имели места даже при явном нарушении инородцами владельческих прав крестьян.- Вплотную подперло – двинуться некуда.
Правда это “некуда двинуться” совсем не то, что российское “некуда курицу
выгнуть”, но относительно перенаселения, теснота уже имеет место и начинает
сильно чувствоваться.И не со вчерашнего дня.Как констатирует журнал общего присутствия Заб. обл. управления, от 11 июня 1903 г., земельные недоразумения начались в начале прошлого столетия. И попытки власти разрешить эти недоразумения на...Ещё.“… а оною землею владеть ему /имярек/ вечному вечно, а на сторону ни под каким видом не поступаться”Эта, в свое время, успокоительная формула, в настоящее время, в условиях напряженной борьбы за землю, принимает, в представлении крестьян смысл непререкаемой заповеди, относящейся к тем землям, которые были “благоприобретены” путем захватного распространения границ уже долго спустя после получения “владетельного указа”. И на этой формуле и основываются такие притязания, которые раньше не имели места даже при явном нарушении инородцами владельческих прав крестьян.- Вплотную подперло – двинуться некуда.
Правда это “некуда двинуться” совсем не то, что российское “некуда курицу
выгнуть”, но относительно перенаселения, теснота уже имеет место и начинает
сильно чувствоваться.И не со вчерашнего дня.Как констатирует журнал общего присутствия Заб. обл. управления, от 11 июня 1903 г., земельные недоразумения начались в начале прошлого столетия. И попытки власти разрешить эти недоразумения начались в 1849 году посылкой землемера Бунина “поверки окружной площади инородческой земли
и для возобновления формальных межевых знаков”.Крестьяне с. Тамирского предъявляли претензию на землю “по Тамиру речке до Звонкого камня”, основываясь на указах Селенгинской воеводской канцелярии 1746-1777 гг. По их мнению, участок земли /потом оказавшейся мерой в 2100 дес./ занятый инородческими стойбищами, входил в границы, упомянутые в указах Селенгинской воев. канцелярии.Шазангинские крестьяне хотели владеть по р. Шазанге от Киретского Амбона до горы Тымен-Дабан, основываясь на тех же указах, а главным образом на том, что они этой бурятской землей /250 дес. пашни/ уже фактически пользуются на правх аренды и если эту землю от них взять, то они
останутся совершенно без посева.Командировка землемера Бунина никаких существенных результатов не дала и умиротворения не внесла, хотя действия его никем из тяжущихся и “не были обжалованы”.В 1867 г. назначена была общая комиссия, расследовавшая дело на месте. И хотя ее заключение по отношению к Тамиру и было в пользу крестьян, но в исполнение приведено оно не было: подлинной “Звонкой Горы” она не установила.
В этом именно пункте вся соль спора между Тамирцами и инородцами: в то
время, как последние указывали местонахождение “Звонкого Камня” между своими стойбищами и фактическим пользованием тамирских крестьян, эти, в свою очередь, доказывали и подтверждали, что “Звонкий Камень” находится версты на три внутри владения инородцев. И комиссия, выездом на места и опросом установила, что указанное инородцами место с таким названием представляет из себя кучу камней на одном из горных склонов. Камни эти при ударе издают звенящий металлический звук. Но они такого размера, что могли быть принесенными или привезенными в тороках. Следовательно, вызывают сомнение в “естественности местонахождения”, заставляет предполагать искусственное создание инородцами соответствующего межевого знака. И
наоборот, “Звонкий Камень” указанный крестьянами, представляет из себя бурятский амбон /тоже на горных склонах, кучу камней такого размера и веса, что не возникает предположения об искусственном появлении их на д...ЕщёВ этом именно пункте вся соль спора между Тамирцами и инородцами: в то
время, как последние указывали местонахождение “Звонкого Камня” между своими стойбищами и фактическим пользованием тамирских крестьян, эти, в свою очередь, доказывали и подтверждали, что “Звонкий Камень” находится версты на три внутри владения инородцев. И комиссия, выездом на места и опросом установила, что указанное инородцами место с таким названием представляет из себя кучу камней на одном из горных склонов. Камни эти при ударе издают звенящий металлический звук. Но они такого размера, что могли быть принесенными или привезенными в тороках. Следовательно, вызывают сомнение в “естественности местонахождения”, заставляет предполагать искусственное создание инородцами соответствующего межевого знака. И
наоборот, “Звонкий Камень” указанный крестьянами, представляет из себя бурятский амбон /тоже на горных склонах, кучу камней такого размера и веса, что не возникает предположения об искусственном появлении их на данном месте.Этим задача комиссии и ограничивалась. Вопрос же о конкретном юридическом постановлении границ остался в том же непосредственномположении.И нужно думать, что и самое то расследование этой комиссии находилось под непосредственным воздействием “местных” условий: подозрения ее инородцев в искусственном создании “Звонкого Камня” было в значительной мере не ее собственным, а навеянным “со стороны”.- Жили у нас тогда буряты в работниках, рассказывает тамирский старик, сидя со мной на Звонкой Горе. Подпоили мы их тогда, они и проговорились, что кучу эту по ночам таскали…- В бумагах то старых еще про дорогу сказано, что для нее и пользование иметь должны. Так вот они ее здесь указывали, а она верховая только, а не колесная. Колесная так вот где она?
И он жестом увеличил свои претензии еще на версты на 4 сверх тех которые кончались у горы, на коей мы беседовали. Это было на самой “Звонкой Горе”, с которой открывались все позиции – и Звонкий камень, в создании которого заподозрены были буряты, и их прежние стойбища, на которые они были вытеснены уже в 1891 г., после закрепления межевых знаков землемером Нефедьевым, по- видимому руководившимся заключением комиссии.- Прямо вот с той вершины он и пришел сюда. Потом как прорезал. Эти вот
башни братские были, и луг этот они косили.
.- Это называется Звонкой горой?
- Да, да эта самая.-А по вашим бумагам вы должны владеть до Звонкого Камня?
- До Звонкого камня и по дорогу.- А теперь вам дали до Звонкой Горы.- Ну вот она – то этот камень и есть. А вот они натаскали.Возможно, конечно, что обостренность земельных отношений и заставила бурят сделать некоторую подтосовку. Но возможно, что старые владельцы земли 1746 г. указывали именно на Звонкий камень, находившийся как раз между крестьянскими и бурятскими владениями: попасть от того места, где
смежно и всповал поселились сотник Павел Котоманов и пашенный Москвитинов, к Зв. Горе, можно было пройти только через бурятские стойбища, преграждающие дорогу как сторожевые посты.Теперь они этими стойбищами отброшены верст на 5 и их как колокол на всю долину звенящий амбон остался на границе с чужими владениями. Звонкая Гора, оторванная от общего хребта и как допотопного размера кит /если он
тогда был/ положена на краю широкой долины., освобождена от дремучего бора и стои...Ещё.- Это называется Звонкой горой?
- Да, да эта самая.-А по вашим бумагам вы должны владеть до Звонкого Камня?
- До Звонкого камня и по дорогу.- А теперь вам дали до Звонкой Горы.- Ну вот она – то этот камень и есть. А вот они натаскали.Возможно, конечно, что обостренность земельных отношений и заставила бурят сделать некоторую подтосовку. Но возможно, что старые владельцы земли 1746 г. указывали именно на Звонкий камень, находившийся как раз между крестьянскими и бурятскими владениями: попасть от того места, где
смежно и всповал поселились сотник Павел Котоманов и пашенный Москвитинов, к Зв. Горе, можно было пройти только через бурятские стойбища, преграждающие дорогу как сторожевые посты.Теперь они этими стойбищами отброшены верст на 5 и их как колокол на всю долину звенящий амбон остался на границе с чужими владениями. Звонкая Гора, оторванная от общего хребта и как допотопного размера кит /если он
тогда был/ положена на краю широкой долины., освобождена от дремучего бора и стоит теперь совершенно голой.В 1897 году землемер Нефедьев решил дело так: промежуток между Звонким камнем, на подлинности которого настаивали буряты и колесной дорогой, до которой простирали свои претензии крестьяне, признали спорным. Измерил его, определил в 2100 дес. и опираясь на “тождество” Звонкого камня со Звонкой горой установил на последней границу крестьянских владений. И по его вычислениям оказалось, что из спорного участка 1604 дес. должны остаться за инородцами, а 495 дес. отойти к крестьянам.Насколько эта комбинация соответствовала зарегистрированному 150 лет
назад положению – судить трудно. Но она открывала власти некоторый временный выход из создавшегося положения. И выход при этом только формальный, т.к. ни те ни другие претензии удовлетворены не были, а запутанность в отношениях инородцев и крестьян создалась еще большая.Правда Нефедьев, закрепляющего его межевые грани не составил, и областное правление в этом с ним согласилось, каковое согласие утвердил в г. Приамурский ген. губернатор
. Но он внес в то дело и свою долю путаницы. Признав 496 дес. из инородческих владений /по Зв. Гору/ крестьянскими, он привез /откуда – то / разъяснение, что этот участок должен быть в общем владении с. Тамирского и дер. Шазаги. Исходив же из таких, по -видимому, соображений: последняя деревня образовалась путем выселения из заимки из села Тамирского – значит, особо самостоятельного надела не имеет и “владетельных” записей у нее нет. Земли же у нее нет, и она издавна арендует у соседних бурят 250 дес. пашни. Взамен то последней, на которую арендаторы тоже стали предъявлять владельческие права, они решили вознаградить их общим владением с Тамирским.И Тамирское, и Шазага, повели с этого момента войну на два фронта – друг с другом за общее владение и с соседями у каждой из них бурятами. Очень быстро, конечно, создалось иное, чем определил Нефедьев, положение: тамирцы вытеснили Шазагу с общего владения, а Шазага на этом основании
окончательно присвоила от своих соседей 250 десятин. В 96 ...Ещё. Но он внес в то дело и свою долю путаницы. Признав 496 дес. из инородческих владений /по Зв. Гору/ крестьянскими, он привез /откуда – то / разъяснение, что этот участок должен быть в общем владении с. Тамирского и дер. Шазаги. Исходив же из таких, по -видимому, соображений: последняя деревня образовалась путем выселения из заимки из села Тамирского – значит, особо самостоятельного надела не имеет и “владетельных” записей у нее нет. Земли же у нее нет, и она издавна арендует у соседних бурят 250 дес. пашни. Взамен то последней, на которую арендаторы тоже стали предъявлять владельческие права, они решили вознаградить их общим владением с Тамирским.И Тамирское, и Шазага, повели с этого момента войну на два фронта – друг с другом за общее владение и с соседями у каждой из них бурятами. Очень быстро, конечно, создалось иное, чем определил Нефедьев, положение: тамирцы вытеснили Шазагу с общего владения, а Шазага на этом основании
окончательно присвоила от своих соседей 250 десятин. В 96 г. приехал новый землемер Гробис с директивами – с одной стороны –достигнуть полюбовного соглашения, а с другой – прирезать крестьянам недостающее из смежной казенной дачи. И он же утвердил границы, намеченные Нефедьевым. Но крестьяне от прирезки казенной земли за ее ненадобностью отказались, а действия Гробиса по утверждению за инородцами захваченных Шазагой 250 дес. признали не правильными и обжаловали. Полюбовное соглашение достигнуто не было. Наоборот с этого момента борьба за землю становилась еще более напряженной.В 97 г. поручено Верхнеудинскому Окружному Начальнику разобрать дело лично на месте. И хотя он нашел, что указ. Селенг. Земск. Канц. “не имеет силы вотчинного” и что земля отведена “в тягло” за оброк, т.е. во временное пользование, тем не менее тамирцы отказались пустить Шазагу в общее владение, а шазагийцы возвратить бурятскую землю “до наделения их из общей с тамирцами дачи”.В 98 г. инородцы были прогнаны со своей земли шазагайцами вооруженной силой. Это было весной во время сева. И хотя в августе мировой судья установил право владения снова за инородцами, но шазагайцы снова категорически откозались вернуть эту землю “до наделения их из тамирской дачи”.12 марта 99 г. Обл. Правление признало необходимым произвести принудительное размежевание. А 29 мая Селенг. окр. начальник доносил в Обл. Правление: “привести же это решение в исполнение мерами полиции не представляется возможным по неимению достаточной полицейской стражи, а возложить это на население и инородческих начальников, приведет к столкновению масс, побоищу и небывалому в округе скандалу”. И 14 июля об этом было телеграфировано ген. губернатору с просьбой о присылке военной силы.14 января 1890 г. ген. – губернатору было донесено, что инородцы Киретского урочища Цонголова и Ашабаютского родов отказались от взноса казенных и общественных сборов, ввиду того, что не допускаются крестьянами дер. Шазага к пользованию своей землей. А накануне этого дня /13 января/ ген. –губ. представлена была жалоба шазагайцев по поводу земельных недоразумений на Высочайшее Имя, возвращенная Сенатом за “несоблюдением просителями установленных правил”.Канцелярии работали с разных концов и в одном и том же направлении. Успех этой работы был один и тот же. В ответ на представление Приамурского ген. – губернатора от 27 марта 1899 г. и 14 января 1900 г. /после донесения “ об отказе от взноса казенных и общественных сборов”/ в министерство внутренних дел “последнее, 5 февраля 1901 г. ответило, что принятие каких-либо мер по размежеванию представлялось бы во всяком случае нежелательным, ввиду предстоящих в ближайшем будущем землеустроительных работ в области. Тем более, что спор этот продолжается уже 100 лет, и каких – либо сильных проявлений неудовольствия не наблюдается; а потому, отсрочка разрешения вопроса на самое непродолжительное время по – видимому не представит затруднений, тем более, что от местной администрации вполне зависит принятие энергичных мер к прекращению беспорядков, если бы таковые могли возникнуть.Но этим дело не кончилось.
Село Тамир Кяхтинского района имеет богатую трехсотлетнюю историю. Из охотничьей заимки, расположенной в глухих, труднодоступных местах Селенгинской Даурии, село постепенно превратилось в хлебный, зажиточный край. В 1670 году, река Чикой была обследована казаками-землепроходцами вплоть до самого истока из гольцов Сохондо. Происхождение названия реки «Чикой» имеет не бурятское или эвенское происхождение, а русское, так как казаки произносили тунгусское название «чуку» или «чика», что означало реку, берущую начало в гольце Чукондо, или Сохондо. Селенгинским казакам во главе с Петром Бекетовым было известно не только место впадения реки Чикоя в Селенгу, но и его истоки.
На притоках Чикоя были заложены остроги или поселения. Казаки – первопроходцы продвигались по рекам на больших лодках-стругах, которые вмещали от 20 до 50 человек. Этот факт говорит о том, что несколько столетий назад реки были полноводными, и казаки не испытывали нужды в ...Ещё Село Тамир Кяхтинского района имеет богатую трехсотлетнюю историю. Из охотничьей заимки, расположенной в глухих, труднодоступных местах Селенгинской Даурии, село постепенно превратилось в хлебный, зажиточный край. В 1670 году, река Чикой была обследована казаками-землепроходцами вплоть до самого истока из гольцов Сохондо. Происхождение названия реки «Чикой» имеет не бурятское или эвенское происхождение, а русское, так как казаки произносили тунгусское название «чуку» или «чика», что означало реку, берущую начало в гольце Чукондо, или Сохондо. Селенгинским казакам во главе с Петром Бекетовым было известно не только место впадения реки Чикоя в Селенгу, но и его истоки.
На притоках Чикоя были заложены остроги или поселения. Казаки – первопроходцы продвигались по рекам на больших лодках-стругах, которые вмещали от 20 до 50 человек. Этот факт говорит о том, что несколько столетий назад реки были полноводными, и казаки не испытывали нужды в провианте, в реках водилось достаточно рыбы, а в окрестных лесах в изобилии дикие животные. Знаменитые чикойские кедрачи - основа всей жизни и природное богатство края притягивали многочисленных поселенцев. И потянулись в эти благодатные края поселенцы. Из - за кустов на пришельцев недобро посматривал тунгус – охотник, вооруженный копьем и луком, который никогда напрасно не усердствовал в добыче и который порицал грабительское отношение к тайге. Как степь для монголов – дом, так и тайга для тунгусов мать – кормилица. Народы Сибири жили в гармонии с природой, брали только то, что необходимо для жизни.
Кочующие роды бурят и тунгусов чувствовали себя хозяевами тамирской долины, это был их дом. Все степные пространства и широкие заливные луга в бассейне речки Тамирки использовались в качестве пастбищ. По обычаю предков монгольским племенам нельзя вскапывать землю. Даже обувь у монголов с носком, смотрящим в небо. Нельзя было монгольским племенам копать землю в поисках золота, нефрита, драгоценных камней. По обычаю предков нельзя было нарушать покой духов, люди верили, что если что-то природа дает, то и может забрать. Было чему поучиться казакам у сибирских народов. А вот сейчас ретивые и жадные до денег бизнесмены планомерно уничтожают остатки тайги, властвуя над матушкой природой. А зря. И об этом наш рассказ.
Хлебопашцам пришлось селиться возле леса, в пазухах гор, распахивались подушки, перелески, в лесу строились заимки. Тамир расположился у самых хребтов, где из леса вытекает речка. В десяти километрах от села Тамир вниз по течению речки Тамирки находится гора Звонкая. Скалистая, поросшая сибирским персиком и багульником гора стала границей между русскими и бурятскими земельными угодьями. На вершине горы с незапамятных времен находился бурятский амбон, внизу горы располагаются плиточные могилы бронзового века. Если взобраться на самую вершину горы, и сбросить вниз камень, то он летит вниз с металлическим звоном. Местное население название горы произносит с ударением на букву «а».
Поселившись на бурятской земле, крестьяне – хлебопашцы зажили дружно рядом с кочующими соседями. Многие семьи породнились с бурятскими родами, взяв себе в жены буряток. Так продолжалось почти целое столетие. Но естественное увеличение населения привело, разумеется, к п...Ещё Хлебопашцам пришлось селиться возле леса, в пазухах гор, распахивались подушки, перелески, в лесу строились заимки. Тамир расположился у самых хребтов, где из леса вытекает речка. В десяти километрах от села Тамир вниз по течению речки Тамирки находится гора Звонкая. Скалистая, поросшая сибирским персиком и багульником гора стала границей между русскими и бурятскими земельными угодьями. На вершине горы с незапамятных времен находился бурятский амбон, внизу горы располагаются плиточные могилы бронзового века. Если взобраться на самую вершину горы, и сбросить вниз камень, то он летит вниз с металлическим звоном. Местное население название горы произносит с ударением на букву «а».
Поселившись на бурятской земле, крестьяне – хлебопашцы зажили дружно рядом с кочующими соседями. Многие семьи породнились с бурятскими родами, взяв себе в жены буряток. Так продолжалось почти целое столетие. Но естественное увеличение населения привело, разумеется, к переселению. Началось недовольство и с бурятской и с русской стороны. Недовольство переросло в противостояние. В 1867 году, по архивным данным, тамирские крестьяне вышли косить луга и буряты тоже. Бурят было около трехсот человек, а русские уступили в меньшинстве. Только благодаря неравенству побоища в тот год не произошло. На следующий год русские собрали большое количество народа, в том числе и из соседних деревень и прогнали бурят. Тамирские крестьяне, не встречая активного препятствия со стороны кочующих бурят, со своими распашками и покосами выдвинулись на территорию, принадлежащую инородцам. И тут этими местами захотели владеть крестьяне села Шазага, вступив в конфликт с тамирскими, и указав свои границы.
Дошло до того, что разбирать споры приезжала не одна комиссия с государственными землемерами аж из самого Санкт-Петербурга для определения земельных границ. Русские крестьяне показывали свою гору Звонкую, конфликтуя между собой, а буряты свою. Но в исполнение приведено не было ни одно решение этих комиссий, подлинной «Звонкой Горы» так и не удалось установить. Русские утверждали, что буряты натаскали кучу камней на вершину для определения межевой границы, и при дележе совсем забыли о культовом, сакральном назначении этого места. Звонкой камень оказался в пределах русских земель, хотя еще в 1746 году, первые жители села Тамир, сотник Павел Котоманов и пашенный крестьянин Москвитинов, указывали о том, что пройти к Звонкой Горе, можно было, только минуя бурятские стойбища, преграждающие дорогу как сторожевые посты. Теперь эти стойбища оказались отброшены верст на пять, и их звенящий как колокол амбон на всю долину, остался забытым.
В настоящее время село Шазага практически разъехалось, осталось несколько домов, где живут пенсионеры. Село Тамир существует за счет грабительского отношения жителей к тайге Матушке, вырубаются знаменитые кедрачи, досужие бизнесмены черпают богатства в остатках тысячелетней красоты. Исчезло бурятское село Усть Тамир, исчезли многочисленные заимки, фермы, отары. У покосов и полей появились новые хозяева, как и те, прежние, думающие, что это навсегда…
Только наверное как и у православных, ангел не уходит со святого места, как бы его не попирали, так и духи горы Звонкой не могут успокоиться, и как дань за полученные богатства, забирают души случайных путников, мчащихся мимо. И таких примеров немало. Особо впечатлительным, в летний жаркий знойный день, может почудиться звон. Звенящая тишина в этих безлюдных местах имеет свою трагическую окраску, на дороге разыгрывались многочисленные драмы. Речка Тамирка огибает Звонкую гору. Одиноким путникам, спешащим по ...Ещё В настоящее время село Шазага практически разъехалось, осталось несколько домов, где живут пенсионеры. Село Тамир существует за счет грабительского отношения жителей к тайге Матушке, вырубаются знаменитые кедрачи, досужие бизнесмены черпают богатства в остатках тысячелетней красоты. Исчезло бурятское село Усть Тамир, исчезли многочисленные заимки, фермы, отары. У покосов и полей появились новые хозяева, как и те, прежние, думающие, что это навсегда…
Только наверное как и у православных, ангел не уходит со святого места, как бы его не попирали, так и духи горы Звонкой не могут успокоиться, и как дань за полученные богатства, забирают души случайных путников, мчащихся мимо. И таких примеров немало. Особо впечатлительным, в летний жаркий знойный день, может почудиться звон. Звенящая тишина в этих безлюдных местах имеет свою трагическую окраску, на дороге разыгрывались многочисленные драмы. Речка Тамирка огибает Звонкую гору. Одиноким путникам, спешащим по своим делам, в ночную пору, вдруг послышится девичий смех, чей-то разговор. Исчезнет подступающий страх, нагнетаемый одиночеством, величием горы, захочет такой путник посмотреть, кто же смеется и чей невнятный разговор разносится в долине. Остановится, пойдет в манящий туман, поднимающийся от реки, а там и нет никого, только ночная мгла. Присмотрись, путник, на вершине горы Звонкая, там, где когда-то был амбон, стоит всадник с копьем, в старинных монгольских доспехах и ждет, когда же вернутся люди и вспомнят, что надо бережно относится к Матушке природе.
Анна Коновалова (при напмсании очерка "Гора звонкая" я опиралась на архивные документы, а также рассказы очевидцев)
Интересно при Екатерине второй в 1763. Г в шарагол было заселение беглых русских. Из . Польши сформированные полки Сибири проста я иногда слышу что в шарагол были за селения при . Екатерина второй и ещё с Запорожье казаки миф или правда?
РГАДА 350-2-3073 1762-1765гг. лл.1-137
Сказки о государственных крестьянах и разночинцах города Селенгинска, подгородних слобод, Ильинского, Танцынского и Кабанского острогов Селенгинского дистрикта.
Список упомянутых населенных пунктов:
город Селенгинск
деревня Банидаевская
деревня Кирецкая
слобода Дунгунская
фарпост Кяхтинский
Из написанных по вторичной ревизии и положенной в подушной оклад по городу Таре из разночинцов Афанасей Устинов сын Коновалов
Комментарии 12
Птицын В.В. Тамир. Русская община на границе Монголии ...
Звонкая гора
Земельные отношения “в Швейцарии” являют собой чрезвычайно характерный образчик того, как они вообще в Забайкалье складываются.К этому типу приближаются везде, и если результат их оказывается не везде одинаковым, то это, главным образом, дело времени и обеспеченности землей, а следовательно напряженности борьбы за нее между различными группами населения. Везде разумеется в основе лежит захватное пользование. Это первоначальный источник земельного права, теперь, под действием многих объективных причин и социальных условий постепенно видоизменяющегося и
приспосабливающегося к существующим правовым нормам буржуазного К предстоящему землеустройству Тамирской волости общества. Но еще с небольшим сотню лет назад захватное право, право на землю, было единственным правом владения ею. При этом необходимо иметь ввиду, что колонизация края начата была инородцами, выходившими из Монголии. ...ЕщёОЧЕРКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ДЕРЕВНИ
Птицын В.В. Тамир. Русская община на границе Монголии ...
Звонкая гора
Земельные отношения “в Швейцарии” являют собой чрезвычайно характерный образчик того, как они вообще в Забайкалье складываются.К этому типу приближаются везде, и если результат их оказывается не везде одинаковым, то это, главным образом, дело времени и обеспеченности землей, а следовательно напряженности борьбы за нее между различными группами населения. Везде разумеется в основе лежит захватное пользование. Это первоначальный источник земельного права, теперь, под действием многих объективных причин и социальных условий постепенно видоизменяющегося и
приспосабливающегося к существующим правовым нормам буржуазного К предстоящему землеустройству Тамирской волости общества. Но еще с небольшим сотню лет назад захватное право, право на землю, было единственным правом владения ею. При этом необходимо иметь ввиду, что колонизация края начата была инородцами, выходившими из Монголии. И когда область была намечена правительством для массовой колонизации российским элементом212, кочующие роды бурят и тунгусов чувствовали себя здесь более или менее хозяевами. Все степные пространства и более широкие речные долины использовались в качестве пастбищ.Единственно, что “хлебопахотному” элементу приходилось селиться уже по более мелким рекам и в пазухах гор, захватывать те подушки, до которых еще не добралось инородческое хозяйство.Но вне этого хозяйства оставались еще слишком достаточные пространства, чтобы могли возникнуть какие-либо недоразумения на почве столкновения “прав”. И даже потом, спустя некоторое время, когда владения уже начинали соприкасаться, захватный земельный фонд каждой из групп позволял им мирное существование, а инородцы даже допускали и приселения на свои
земли.- Три семьи наших пришли сюда – повествует в д. Химнигдай. Потом с ними спаривались новокрещенные из бурят. На бурятской земле и поселились.И жили все время с кочующими соседями, юридическими владельцами земли, дружно. И жили так чуть -ли не целое столетие. Но естественное размножение привело, разумеется к переселению. Началось недовольство и с той и с другой стороны. И лет 30 назад подошел кризис.
намечены были границы и спроектирован план”. И границы эти были намечены, вероятно, по фактическому пользованию, явившемуся результатом первоначального захвата бурятской земли. Пусти хорошего гостя в дом – сам выходи во двор…
Это частный случай для данной местности: поселение на заведомо чужой земле. Но и общее положение, т.е. преимущественный захват крестьянами 100-150 лет назад еще не занятой никем земли давно уже привел к положению аналогичному только что упомянутому. Отсутствие всяких межевых границ вначале заселения и “указы” той или
иной приказной избы или “воеводной” канцелярии на право тяглового пользования пахотными и сенокосными угодьями” по р. Чикою, по Тамиру речке, по обе стороны смежно и всповал”, без определения площади, есте...Ещё-- Они вышли косить на луг и мы тоже. Их – 2-3 сотни, а нас тридцать –пришлось уступить и начальству жаловаться.Благодаря неравенству сил побоища не произошло. Но понадобились официальные границы владений. И уже в 91 году “землемером Нефедьявым
намечены были границы и спроектирован план”. И границы эти были намечены, вероятно, по фактическому пользованию, явившемуся результатом первоначального захвата бурятской земли. Пусти хорошего гостя в дом – сам выходи во двор…
Это частный случай для данной местности: поселение на заведомо чужой земле. Но и общее положение, т.е. преимущественный захват крестьянами 100-150 лет назад еще не занятой никем земли давно уже привел к положению аналогичному только что упомянутому. Отсутствие всяких межевых границ вначале заселения и “указы” той или
иной приказной избы или “воеводной” канцелярии на право тяглового пользования пахотными и сенокосными угодьями” по р. Чикою, по Тамиру речке, по обе стороны смежно и всповал”, без определения площади, естественно и неизбежно должны были привести к правонарушениям и столкновениям. Естественно, что конкретно складывающиеся в течение столетия отношения между различными владениями могли перейти те или Разумею повеление Екатерины Второй 1763 г. о сформировании Сибирских полков “из выводимых из Польши беглых рос. поданных”. Или то, между
прочим и заселен кажется весь бассейн Хилка и правый берег Селенги., указанные записями или преданиями, границы. Инородцы, если их расселение шло быстрее крестьянского могли по долинам речек врезываться с пастьбою в крестьянские горные пазухи. С другой стороны и крестьяне, не встречая активного препятствия со стороны инородцев также могли со своими распашками и покосами выдвинуться на территорию, по праву предварительного захвата, принадлежащую инородцам.Так постепенно и незаметно естественное расселение приводит к коллизии владений. Когда и кто и в какой степени явился первым правонарушителем – в большинстве случаев установить невозможно. Но каждая из сторон всегда пребывает в непоколебимом убеждении, что права именно она, а не другая сторона. Правда в сознание своего права каждая из сторон привносит некоторые субъективные элементы, - право “первородства” у одних и “ право
господствующей нации” - у других. Но в общем и целом, как в борьбе, так и в результатах ее, “первородство” старых аборигенов страны инородцев в большинстве случаев оказывается побежденным и страдающим.“…
Правда это “некуда двинуться” совсем не то, что российское “некуда курицу
выгнуть”, но относительно перенаселения, теснота уже имеет место и начинает
сильно чувствоваться.И не со вчерашнего дня.Как констатирует журнал общего присутствия Заб. обл. управления, от 11 июня 1903 г., земельные недоразумения начались в начале прошлого столетия. И попытки власти разрешить эти недоразумения на...Ещё.“… а оною землею владеть ему /имярек/ вечному вечно, а на сторону ни под каким видом не поступаться”Эта, в свое время, успокоительная формула, в настоящее время, в условиях напряженной борьбы за землю, принимает, в представлении крестьян смысл непререкаемой заповеди, относящейся к тем землям, которые были “благоприобретены” путем захватного распространения границ уже долго спустя после получения “владетельного указа”. И на этой формуле и основываются такие притязания, которые раньше не имели места даже при явном нарушении инородцами владельческих прав крестьян.- Вплотную подперло – двинуться некуда.
Правда это “некуда двинуться” совсем не то, что российское “некуда курицу
выгнуть”, но относительно перенаселения, теснота уже имеет место и начинает
сильно чувствоваться.И не со вчерашнего дня.Как констатирует журнал общего присутствия Заб. обл. управления, от 11 июня 1903 г., земельные недоразумения начались в начале прошлого столетия. И попытки власти разрешить эти недоразумения начались в 1849 году посылкой землемера Бунина “поверки окружной площади инородческой земли
и для возобновления формальных межевых знаков”.Крестьяне с. Тамирского предъявляли претензию на землю “по Тамиру речке до Звонкого камня”, основываясь на указах Селенгинской воеводской канцелярии 1746-1777 гг. По их мнению, участок земли /потом оказавшейся мерой в 2100 дес./ занятый инородческими стойбищами, входил в границы, упомянутые в указах Селенгинской воев. канцелярии.Шазангинские крестьяне хотели владеть по р. Шазанге от Киретского Амбона до горы Тымен-Дабан, основываясь на тех же указах, а главным образом на том, что они этой бурятской землей /250 дес. пашни/ уже фактически пользуются на правх аренды и если эту землю от них взять, то они
останутся совершенно без посева.Командировка землемера Бунина никаких существенных результатов не дала и умиротворения не внесла, хотя действия его никем из тяжущихся и “не были обжалованы”.В 1867 г. назначена была общая комиссия, расследовавшая дело на месте. И хотя ее заключение по отношению к Тамиру и было в пользу крестьян, но в исполнение приведено оно не было: подлинной “Звонкой Горы” она не установила.
время, как последние указывали местонахождение “Звонкого Камня” между своими стойбищами и фактическим пользованием тамирских крестьян, эти, в свою очередь, доказывали и подтверждали, что “Звонкий Камень” находится версты на три внутри владения инородцев. И комиссия, выездом на места и опросом установила, что указанное инородцами место с таким названием представляет из себя кучу камней на одном из горных склонов. Камни эти при ударе издают звенящий металлический звук. Но они такого размера, что могли быть принесенными или привезенными в тороках. Следовательно, вызывают сомнение в “естественности местонахождения”, заставляет предполагать искусственное создание инородцами соответствующего межевого знака. И
наоборот, “Звонкий Камень” указанный крестьянами, представляет из себя бурятский амбон /тоже на горных склонах, кучу камней такого размера и веса, что не возникает предположения об искусственном появлении их на д...ЕщёВ этом именно пункте вся соль спора между Тамирцами и инородцами: в то
время, как последние указывали местонахождение “Звонкого Камня” между своими стойбищами и фактическим пользованием тамирских крестьян, эти, в свою очередь, доказывали и подтверждали, что “Звонкий Камень” находится версты на три внутри владения инородцев. И комиссия, выездом на места и опросом установила, что указанное инородцами место с таким названием представляет из себя кучу камней на одном из горных склонов. Камни эти при ударе издают звенящий металлический звук. Но они такого размера, что могли быть принесенными или привезенными в тороках. Следовательно, вызывают сомнение в “естественности местонахождения”, заставляет предполагать искусственное создание инородцами соответствующего межевого знака. И
наоборот, “Звонкий Камень” указанный крестьянами, представляет из себя бурятский амбон /тоже на горных склонах, кучу камней такого размера и веса, что не возникает предположения об искусственном появлении их на данном месте.Этим задача комиссии и ограничивалась. Вопрос же о конкретном юридическом постановлении границ остался в том же непосредственномположении.И нужно думать, что и самое то расследование этой комиссии находилось под непосредственным воздействием “местных” условий: подозрения ее инородцев в искусственном создании “Звонкого Камня” было в значительной мере не ее собственным, а навеянным “со стороны”.- Жили у нас тогда буряты в работниках, рассказывает тамирский старик, сидя со мной на Звонкой Горе. Подпоили мы их тогда, они и проговорились, что кучу эту по ночам таскали…- В бумагах то старых еще про дорогу сказано, что для нее и пользование иметь должны. Так вот они ее здесь указывали, а она верховая только, а не колесная. Колесная так вот где она?
И он жестом увеличил свои претензии еще на версты на 4 сверх тех которые кончались у горы, на коей мы беседовали. Это было на самой “Звонкой Горе”, с которой открывались все позиции – и Звонкий камень, в создании которого заподозрены были буряты, и их прежние стойбища, на которые они были вытеснены уже в 1891 г., после закрепления межевых знаков землемером Нефедьевым, по- видимому руководившимся заключением комиссии.- Прямо вот с той вершины он и пришел сюда. Потом как прорезал. Эти вот
башни братские были, и луг этот они косили.
- Да, да эта самая.-А по вашим бумагам вы должны владеть до Звонкого Камня?
- До Звонкого камня и по дорогу.- А теперь вам дали до Звонкой Горы.- Ну вот она – то этот камень и есть. А вот они натаскали.Возможно, конечно, что обостренность земельных отношений и заставила бурят сделать некоторую подтосовку. Но возможно, что старые владельцы земли 1746 г. указывали именно на Звонкий камень, находившийся как раз между крестьянскими и бурятскими владениями: попасть от того места, где
смежно и всповал поселились сотник Павел Котоманов и пашенный Москвитинов, к Зв. Горе, можно было пройти только через бурятские стойбища, преграждающие дорогу как сторожевые посты.Теперь они этими стойбищами отброшены верст на 5 и их как колокол на всю долину звенящий амбон остался на границе с чужими владениями. Звонкая Гора, оторванная от общего хребта и как допотопного размера кит /если он
тогда был/ положена на краю широкой долины., освобождена от дремучего бора и стои...Ещё.- Это называется Звонкой горой?
- Да, да эта самая.-А по вашим бумагам вы должны владеть до Звонкого Камня?
- До Звонкого камня и по дорогу.- А теперь вам дали до Звонкой Горы.- Ну вот она – то этот камень и есть. А вот они натаскали.Возможно, конечно, что обостренность земельных отношений и заставила бурят сделать некоторую подтосовку. Но возможно, что старые владельцы земли 1746 г. указывали именно на Звонкий камень, находившийся как раз между крестьянскими и бурятскими владениями: попасть от того места, где
смежно и всповал поселились сотник Павел Котоманов и пашенный Москвитинов, к Зв. Горе, можно было пройти только через бурятские стойбища, преграждающие дорогу как сторожевые посты.Теперь они этими стойбищами отброшены верст на 5 и их как колокол на всю долину звенящий амбон остался на границе с чужими владениями. Звонкая Гора, оторванная от общего хребта и как допотопного размера кит /если он
тогда был/ положена на краю широкой долины., освобождена от дремучего бора и стоит теперь совершенно голой.В 1897 году землемер Нефедьев решил дело так: промежуток между Звонким камнем, на подлинности которого настаивали буряты и колесной дорогой, до которой простирали свои претензии крестьяне, признали спорным. Измерил его, определил в 2100 дес. и опираясь на “тождество” Звонкого камня со Звонкой горой установил на последней границу крестьянских владений. И по его вычислениям оказалось, что из спорного участка 1604 дес. должны остаться за инородцами, а 495 дес. отойти к крестьянам.Насколько эта комбинация соответствовала зарегистрированному 150 лет
назад положению – судить трудно. Но она открывала власти некоторый временный выход из создавшегося положения. И выход при этом только формальный, т.к. ни те ни другие претензии удовлетворены не были, а запутанность в отношениях инородцев и крестьян создалась еще большая.Правда Нефедьев, закрепляющего его межевые грани не составил, и областное правление в этом с ним согласилось, каковое согласие утвердил в г. Приамурский ген. губернатор
окончательно присвоила от своих соседей 250 десятин. В 96 ...Ещё. Но он внес в то дело и свою долю путаницы. Признав 496 дес. из инородческих владений /по Зв. Гору/ крестьянскими, он привез /откуда – то / разъяснение, что этот участок должен быть в общем владении с. Тамирского и дер. Шазаги. Исходив же из таких, по -видимому, соображений: последняя деревня образовалась путем выселения из заимки из села Тамирского – значит, особо самостоятельного надела не имеет и “владетельных” записей у нее нет. Земли же у нее нет, и она издавна арендует у соседних бурят 250 дес. пашни. Взамен то последней, на которую арендаторы тоже стали предъявлять владельческие права, они решили вознаградить их общим владением с Тамирским.И Тамирское, и Шазага, повели с этого момента войну на два фронта – друг с другом за общее владение и с соседями у каждой из них бурятами. Очень быстро, конечно, создалось иное, чем определил Нефедьев, положение: тамирцы вытеснили Шазагу с общего владения, а Шазага на этом основании
окончательно присвоила от своих соседей 250 десятин. В 96 г. приехал новый землемер Гробис с директивами – с одной стороны –достигнуть полюбовного соглашения, а с другой – прирезать крестьянам недостающее из смежной казенной дачи. И он же утвердил границы, намеченные Нефедьевым. Но крестьяне от прирезки казенной земли за ее ненадобностью отказались, а действия Гробиса по утверждению за инородцами захваченных Шазагой 250 дес. признали не правильными и обжаловали. Полюбовное соглашение достигнуто не было. Наоборот с этого момента борьба за землю становилась еще более напряженной.В 97 г. поручено Верхнеудинскому Окружному Начальнику разобрать дело лично на месте. И хотя он нашел, что указ. Селенг. Земск. Канц. “не имеет силы вотчинного” и что земля отведена “в тягло” за оброк, т.е. во временное пользование, тем не менее тамирцы отказались пустить Шазагу в общее владение, а шазагийцы возвратить бурятскую землю “до наделения их из общей с тамирцами дачи”.В 98 г. инородцы были прогнаны со своей земли шазагайцами вооруженной силой. Это было весной во время сева. И хотя в августе мировой судья установил право владения снова за инородцами, но шазагайцы снова категорически откозались вернуть эту землю “до наделения их из тамирской дачи”.12 марта 99 г. Обл. Правление признало необходимым произвести принудительное размежевание. А 29 мая Селенг. окр. начальник доносил в Обл. Правление: “привести же это решение в исполнение мерами полиции не представляется возможным по неимению достаточной полицейской стражи, а возложить это на население и инородческих начальников, приведет к столкновению масс, побоищу и небывалому в округе скандалу”. И 14 июля об этом было телеграфировано ген. губернатору с просьбой о присылке военной силы.14 января 1890 г. ген. – губернатору было донесено, что инородцы Киретского урочища Цонголова и Ашабаютского родов отказались от взноса казенных и общественных сборов, ввиду того, что не допускаются крестьянами дер. Шазага к пользованию своей землей. А накануне этого дня /13 января/ ген. –губ. представлена была жалоба шазагайцев по поводу земельных недоразумений на Высочайшее Имя, возвращенная Сенатом за “несоблюдением просителями установленных правил”.Канцелярии работали с разных концов и в одном и том же направлении. Успех этой работы был один и тот же. В ответ на представление Приамурского ген. – губернатора от 27 марта 1899 г. и 14 января 1900 г. /после донесения “ об отказе от взноса казенных и общественных сборов”/ в министерство внутренних дел “последнее, 5 февраля 1901 г. ответило, что принятие каких-либо мер по размежеванию представлялось бы во всяком случае нежелательным, ввиду предстоящих в ближайшем будущем землеустроительных работ в области. Тем более, что спор этот продолжается уже 100 лет, и каких – либо сильных проявлений неудовольствия не наблюдается; а потому, отсрочка разрешения вопроса на самое непродолжительное время по – видимому не представит затруднений, тем более, что от местной администрации вполне зависит принятие энергичных мер к прекращению беспорядков, если бы таковые могли возникнуть.Но этим дело не кончилось.
На притоках Чикоя были заложены остроги или поселения. Казаки – первопроходцы продвигались по рекам на больших лодках-стругах, которые вмещали от 20 до 50 человек. Этот факт говорит о том, что несколько столетий назад реки были полноводными, и казаки не испытывали нужды в ...Ещё Село Тамир Кяхтинского района имеет богатую трехсотлетнюю историю. Из охотничьей заимки, расположенной в глухих, труднодоступных местах Селенгинской Даурии, село постепенно превратилось в хлебный, зажиточный край. В 1670 году, река Чикой была обследована казаками-землепроходцами вплоть до самого истока из гольцов Сохондо. Происхождение названия реки «Чикой» имеет не бурятское или эвенское происхождение, а русское, так как казаки произносили тунгусское название «чуку» или «чика», что означало реку, берущую начало в гольце Чукондо, или Сохондо. Селенгинским казакам во главе с Петром Бекетовым было известно не только место впадения реки Чикоя в Селенгу, но и его истоки.
На притоках Чикоя были заложены остроги или поселения. Казаки – первопроходцы продвигались по рекам на больших лодках-стругах, которые вмещали от 20 до 50 человек. Этот факт говорит о том, что несколько столетий назад реки были полноводными, и казаки не испытывали нужды в провианте, в реках водилось достаточно рыбы, а в окрестных лесах в изобилии дикие животные. Знаменитые чикойские кедрачи - основа всей жизни и природное богатство края притягивали многочисленных поселенцев. И потянулись в эти благодатные края поселенцы. Из - за кустов на пришельцев недобро посматривал тунгус – охотник, вооруженный копьем и луком, который никогда напрасно не усердствовал в добыче и который порицал грабительское отношение к тайге. Как степь для монголов – дом, так и тайга для тунгусов мать – кормилица. Народы Сибири жили в гармонии с природой, брали только то, что необходимо для жизни.
Кочующие роды бурят и тунгусов чувствовали себя хозяевами тамирской долины, это был их дом. Все степные пространства и широкие заливные луга в бассейне речки Тамирки использовались в качестве пастбищ. По обычаю предков монгольским племенам нельзя вскапывать землю. Даже обувь у монголов с носком, смотрящим в небо. Нельзя было монгольским племенам копать землю в поисках золота, нефрита, драгоценных камней. По обычаю предков нельзя было нарушать покой духов, люди верили, что если что-то природа дает, то и может забрать. Было чему поучиться казакам у сибирских народов. А вот сейчас ретивые и жадные до денег бизнесмены планомерно уничтожают остатки тайги, властвуя над матушкой природой. А зря. И об этом наш рассказ.
Поселившись на бурятской земле, крестьяне – хлебопашцы зажили дружно рядом с кочующими соседями. Многие семьи породнились с бурятскими родами, взяв себе в жены буряток. Так продолжалось почти целое столетие. Но естественное увеличение населения привело, разумеется, к п...Ещё Хлебопашцам пришлось селиться возле леса, в пазухах гор, распахивались подушки, перелески, в лесу строились заимки. Тамир расположился у самых хребтов, где из леса вытекает речка. В десяти километрах от села Тамир вниз по течению речки Тамирки находится гора Звонкая. Скалистая, поросшая сибирским персиком и багульником гора стала границей между русскими и бурятскими земельными угодьями. На вершине горы с незапамятных времен находился бурятский амбон, внизу горы располагаются плиточные могилы бронзового века. Если взобраться на самую вершину горы, и сбросить вниз камень, то он летит вниз с металлическим звоном. Местное население название горы произносит с ударением на букву «а».
Поселившись на бурятской земле, крестьяне – хлебопашцы зажили дружно рядом с кочующими соседями. Многие семьи породнились с бурятскими родами, взяв себе в жены буряток. Так продолжалось почти целое столетие. Но естественное увеличение населения привело, разумеется, к переселению. Началось недовольство и с бурятской и с русской стороны. Недовольство переросло в противостояние. В 1867 году, по архивным данным, тамирские крестьяне вышли косить луга и буряты тоже. Бурят было около трехсот человек, а русские уступили в меньшинстве. Только благодаря неравенству побоища в тот год не произошло. На следующий год русские собрали большое количество народа, в том числе и из соседних деревень и прогнали бурят. Тамирские крестьяне, не встречая активного препятствия со стороны кочующих бурят, со своими распашками и покосами выдвинулись на территорию, принадлежащую инородцам. И тут этими местами захотели владеть крестьяне села Шазага, вступив в конфликт с тамирскими, и указав свои границы.
Дошло до того, что разбирать споры приезжала не одна комиссия с государственными землемерами аж из самого Санкт-Петербурга для определения земельных границ. Русские крестьяне показывали свою гору Звонкую, конфликтуя между собой, а буряты свою. Но в исполнение приведено не было ни одно решение этих комиссий, подлинной «Звонкой Горы» так и не удалось установить. Русские утверждали, что буряты натаскали кучу камней на вершину для определения межевой границы, и при дележе совсем забыли о культовом, сакральном назначении этого места. Звонкой камень оказался в пределах русских земель, хотя еще в 1746 году, первые жители села Тамир, сотник Павел Котоманов и пашенный крестьянин Москвитинов, указывали о том, что пройти к Звонкой Горе, можно было, только минуя бурятские стойбища, преграждающие дорогу как сторожевые посты. Теперь эти стойбища оказались отброшены верст на пять, и их звенящий как колокол амбон на всю долину, остался забытым.
Только наверное как и у православных, ангел не уходит со святого места, как бы его не попирали, так и духи горы Звонкой не могут успокоиться, и как дань за полученные богатства, забирают души случайных путников, мчащихся мимо. И таких примеров немало. Особо впечатлительным, в летний жаркий знойный день, может почудиться звон. Звенящая тишина в этих безлюдных местах имеет свою трагическую окраску, на дороге разыгрывались многочисленные драмы. Речка Тамирка огибает Звонкую гору. Одиноким путникам, спешащим по ...Ещё В настоящее время село Шазага практически разъехалось, осталось несколько домов, где живут пенсионеры. Село Тамир существует за счет грабительского отношения жителей к тайге Матушке, вырубаются знаменитые кедрачи, досужие бизнесмены черпают богатства в остатках тысячелетней красоты. Исчезло бурятское село Усть Тамир, исчезли многочисленные заимки, фермы, отары. У покосов и полей появились новые хозяева, как и те, прежние, думающие, что это навсегда…
Только наверное как и у православных, ангел не уходит со святого места, как бы его не попирали, так и духи горы Звонкой не могут успокоиться, и как дань за полученные богатства, забирают души случайных путников, мчащихся мимо. И таких примеров немало. Особо впечатлительным, в летний жаркий знойный день, может почудиться звон. Звенящая тишина в этих безлюдных местах имеет свою трагическую окраску, на дороге разыгрывались многочисленные драмы. Речка Тамирка огибает Звонкую гору. Одиноким путникам, спешащим по своим делам, в ночную пору, вдруг послышится девичий смех, чей-то разговор. Исчезнет подступающий страх, нагнетаемый одиночеством, величием горы, захочет такой путник посмотреть, кто же смеется и чей невнятный разговор разносится в долине. Остановится, пойдет в манящий туман, поднимающийся от реки, а там и нет никого, только ночная мгла. Присмотрись, путник, на вершине горы Звонкая, там, где когда-то был амбон, стоит всадник с копьем, в старинных монгольских доспехах и ждет, когда же вернутся люди и вспомнят, что надо бережно относится к Матушке природе.
Анна Коновалова (при напмсании очерка "Гора звонкая" я опиралась на архивные документы, а также рассказы очевидцев)