Вряд ли найдется человек, который не слышал о «Великом переселении народов», начавшимся с вторжением в Европу «диких полчищ» гуннов в середине 4 века н. э. Перед глазами встает картина движущихся огромных масс людей с мешками и повозками, которые снялись с обжитых мест, чтобы переселиться на новую территорию. Возможно такое?
Термин, который привел к заблуждениям
Во всяком случае, такого мнения были исследователи в 19 в. и в первой половине 20 в. Самые именитые ученые провозглашали это утверждение несомненным. Им казалось очевидным, что поздние античные миграции были странствием народов в поисках новой родины. Эта концепция показала себя очень устойчивой по сравнению с другими. Поэтому она до сегодняшнего дня широко распространена за пределами научной области, но также среди ученых-славистов.
Однако сегодня, согласно преобладающему мнению ученых, теория переселения целых народов является «упрощенной» и «не обоснованой». Исследования, проводимые с начала 1960 года, показали, что в поздней античности «мигрировали» не «народы», а часто только сопровождаемые обозами воинские объединения, бывшие на службе у Рима, которые к тому же были этнически смешанными (Halsall (2007). Поэтому термин «переселение народов», как и долгое время связанная с ним историческая картина, «проблематичны и вводят в заблуждение». (Pohl (2005); Rummel/Fehr (2011).
Лишь очень небольшие группы продвигались путями, по которым, как предполагалось раньше, шла массовая миграция. К ним присоединялись другие, приобретавшие тем самым новую групповую идентичность. (Springer (2006). Например, к объединению готов могли присоединиться группы ругиев или герулов. Поэтому, вряд ли можно говорить о едином процессе «переселения» целых народов или племен. Эта все еще довольно популярная концепция в настоящее время большинством экспертов рассматривается как «миф», восходящий к национализму 19-го века. (Steinacher (2017).
Следовательно, также ошибочно утверждение славистов о том, что германские племена в полном составе и навсегда покинули свою родину, куда «крупными массами» стали расселяться славяне. Она требует более веских доказательств, чем только указание на названия мест, которые, по их мнению, имеют славянское происхождение.
Как доказывает Райнер Шульц в книге «Die wahre Bedeutung der deutschen Ortsnamen» на примере 1500 топонимов, все «славянские» названия мест появились в результате искажения германских слов в документах, составленных посланниками Римской церкви при христианизации германских племен и их дальнейших изменений в течение столетий.
Слависты пытаются с помощью археологии обосновать свою легенду – «славяне заняли обезлюдевшие земли германских племен». Однако материалы археологических исследований это не подтверждают. Седов В. В. пишет что, «первые славяне начали расселяться в области Эльбы только в VI в.», и что они там «застали германское население и находились с ним в культурных контактах».
В это же время славяне появились в Моравии и соседних с ней дунайских землях. «Находки раннеславянской керамики в лангобардских могильниках свидетельствуют о том, что славяне расселились в этих землях уже в первой половине VI в. и в ряде мест застали германское население». (Седов (1979).
Кроме того, как указывает Седов, «отнесение к славянской керамике всех форм глиняной посуды, обнаруженной при раскопках памятников, атрибутированных исследователями в качестве славянских, нельзя считать правомерным. Во-первых, этническое определение многих раннесредневековых памятников часто бывает спорным. [...] Во-вторых, многие раннесредневековые памятники оставлены населением, в этническом отношении смешанным». (Там же).
Таким образом, массовый уход германских племен в римские провинции археологически доказать не удается. Наоборот, обнаружено, что население в местах переселения славян, особенно в среднедунайском регионе, было смешанным, в результате чего со временем произошло разделение праславянского языка на диалекты.
Когда и почему заговорили о «переселении народов»
Термин «переселение народов», да еще и «великое», известен только в руском языке и в польском (Wielka wędrówka ludów). Западные историки употребляют слово «migration» или (как в датском и шведском) ориентируемое на немецкое «Völkerwanderung», что означает «поход», «странствие», но не переселение, как хотят это понимать сегодня.
В исторических исследованиях так называемое переселение народов в более узком смысле означает перемещение преимущественно отдельных германских групп из областей их проживания в Южной, Западной и Центральной Европе в период между появлением гуннов на границе римской паннонской провинции (западная Венгрия) в 375 г. до вторжения лангобардов в Италию в 568 году.
С одной стороны термин «миграция народов» является обозначением эпохи, а с другой – указывает на определенные события, которые происходили в это время. Однако за пределами немецкоязычного мира все еще подчеркивается военный аспект этой эпохи в сочетании с «вторжением варваров» (barbarian invasions –migration period –, invasion(s) barbare(s), invasioni barbariche).
В этот период перестала существовать западная половина Римской империи вместе со всеми структурами и порядками, которые она сохраняла в течение веков. Государство, которое начиная с конца 6 в. до н. э. захватывало соседние страны и города-государства, превращая некогда независимые цветущие области в бесправные провинции; государство, которому принадлежало всё побережье Средиземного моря и большая часть Западной и Средней Европы, включая Британию. Это огромное и, как казалось, непобедимое государство распалось в течение одного поколения. На земле империи появились новые королевства: готов, франков, вандалов и др.
Объяснение этого феномена занимало умы многих ученых немецкого гуманизма. С открытием в 15 в. сочинений античных авторов, в которых сообщалось о независимых друг от друга перемещениях германских племенных групп, появилась идея о масштабном переселении германских племен на территорию Римской империи.
Однако, поздняя античность и раннее средневековье не писали о «странствующих народах». Клаус Розен обратил внимание на то, что в античной латинской литературе глагол migrare очень редко употреблялся в связи с кимврами, тевтонами или германцами вообще. (Rosen (2009).
Впервые с начала 16 века в латинских сочинениях германского гуманизма возникла основная картина истории, а также термин migratio gentium (миграция населения), а затем и «миграция народов». Многие сочинения германского гуманизма стояли в начале установления эпохального термина. Одним из первых был Вольфганг Лациус, который в 1557 году опубликовал свою работу De gentium aliquot migrationibus.
Но звучали также критические голоса, хотя они были исключением. В авторитетной энциклопедии 18-го века, универсальной лексике Зедлера от 1746 года, находится статья, которая открыто критикует новую концепцию «миграции народов» и, очевидно, опирается на взгляды юриста и историка Иоганна Эренфрида Чаквица.
Чаквиц полемизировал против постоянно растущей истории о миграции народов и в своем трактате (1733) разработал встречный тезис: Не младшие княжеские сыновья и воины, которые не имели шансов для продвижения в своих странах, разделили Римскую империю и основали там свои королевства. «Миграция» это «абсолютно неправильный термин» и даже «вымышленная вещь». То, что люди странствовали с «козами и козлами, мешками и поклажей» была «нелепой идеей». Если народ в течение длительного времени живет в стране, то маловероятно, что страна вдруг не может его прокормить и он будет вынужден эмигрировать».
Эта здравая мысль нашла свое подтверждение в 1950-х гг., когда начали проводить археологические раскопки древних германских поселений в приморских районах современной Голландии и Германии, на территории современной Центральной Германии и Восточной Европы (в частности, в округе Берлина, в Румынии и в Польше, в Свентокшиских горах и в Южной Мазовии).
Основываясь на результаты этих археологических исследований, английский историк Питер Хизер в книге «Великие завоевания варваров» (2016) пишет, что «в германской Европе к позднеримскому периоду начали процветать не только сельское хозяйство, но и иные сферы экономики». (Разработка месторождений, производство металлов, изготовление крупными партиями военного снаряжения и орудий труда, производство высокого качества стекла и гончарной посуды, а также изготовление изысканных золотых и серебряных сосудов, блюд и украшений).
Во второй половине 18-го века термин «миграция народов» становился все более популярным в единственным, но еще не был тогда широко известным и общепринятым. Широкое употребление он получил только в 19 веке и был инструментализирован в политических целях, главным образом, в вопросе об определении восточной границы Германии после Первой мировой войны. Итог известен.
Почти все польские исследователи 20-30 гг. отстаивали зародившуюся еще в конце 18 в. мысль, что прародина славян находилась в междуречье Вислы и Одера, т.е. на территории современной Польши. Сегодня археологические и лингвистические данные, а также исследования генетиков указывают на формирование ранних славян на Украине.
Немного о «варварах» и цивилизованном римском мире
Как уже было сказано, термин «миграция народов» и связанное с ним традиционное представление о массовом переселении германских племен подорваны недавними исследованиями специалистов. Хотя в то время были передвижения различных групп, но они были этнически неоднородными и сегодня многими исследователями рассматриваются как бывшие на службе у Рима армии рекрутов, т.е. федераты – неримские вооруженные отряды из областей, не принадлежавших к римским колониям.
В русскоязычной научно-популярной литературе термин «федераты», о которых дальше пойдет речь, почти не встречается. Обычно говорится о тех или других германских племенах или просто о варварах. Намеренно или нет, но этим симпатии читателя направляются в сторону империи.
Известно, что античные авторы к «варварам» относили всех неримлян, следовательно, славян тоже. Весь мир, лежащий на пределами империи римляне называли barbaricum, «земля варваров». Даже Персия, сильный противник и вторая по величине метрополия, которая захватила Вавилонское царство и унаследовала его древнюю культуру, была для Рима нецивилизованным государством. Для греков, а затем и римлян слово «варварский» содержало эмоционально-оценочную информацию «низший» – во всем, от моральных устоев до поведения за столом.
При этом, в самой империи 60 процентов населения были рабами, в порядке вещей были торговля людьми, пытки и казни, охота на людей, попавших в списки смертников по подозрению в заговоре и объявленных «вне закона». В этом цивилизованном римском мире считалось нормой ради развлечения скармливать людей диким животным и устраивать смертельные бои гладиаторов. Процветали гомосексуализм и проституция. Император Домициан «для оздоровления внутренних дел» даже вынужден был применить «закон Сканциния о совращении малолетних».
Это было государство-паразит с имперским самомнением, которое безжалостно уничтожало, подавляло и грабило соседние народы, и только поэтому могло так долго существовать. Стоит ли сегодня горевать о распаде Римской империи, как это делал в свое время римский ученый и теолог Софроний Евсевий Иероним? «Сияющий свет всех стран погас, отсечена голова Римской империи – с одним городом погиб весь мир. Завоеван город, который когда-то покорил весь мир», – жаловался он, когда в 410 году вождь готов Аларих взял Рим.
Федераты в Римской империи
Римским войскам всегда были нужны рекруты, – пишет Питер Хизер в упомянутой выше книге. «Со времен Августа по меньшей мере половина всей армии – дополнительные отряды, состоявшие из наемников, – всегда включала в себя неримлян. В ней было немало выходцев с германских земель».
Набор солдат осуществлялся двумя способами. «Иногда приходили добровольцы, решившие пойти на прибыльную службу в римской армии. У других не было выбора. Древнеримский историк Аммиан весьма недвусмысленно говорит об этом. Принудительный призыв на службу был частью большинства мирных договоров между империей и варварскими племенами, условия которых он приводит в своем труде. Для того чтобы вновь заручиться расположением империи после поражения, нужно было не только поставлять ей рабочих и продукты, но и отдавать отряды молодых людей на службу в римской армии».
Начиная с 382 года, все больше и больше заключалось договорных соглашений (foedera) между римским правительством и такими группами как вандалы, аланы и, прежде всего, вестготы, что привело к созданию военных поселений из этих воинов на римской приграничной территории. Также франки были поселены на римской земле и в качестве федератов взяли на себя задачу пограничной службы на северо-востоке Галлии, а саксы отправленны на британский остров, где позже сформировался англо-саксонский народ.
Во времена Поздней империи произошла перестройка военных институтов, в результате чего различия между легионерами – гражданами Рима и «чужаками» отчасти стерлись и к середине 6 века, по данным ранневизантийского историка Прокопия Кесарийского, почти исчезли.
В 5 веке римские военные все больше полагались на федератов, так как Западный Рим, потерял контроль над экономически важными провинциями (прежде всего, в Северной Африке) и, как следствие, финансовую базу для содержания своих войск. Это привело к дальнейшим поражениям и увеличению набора федератов, что было намного дешевле, чем оснащение римских формирований.
Поскольку Западный Рим погрузился в бесконечные гражданские войны, их ход вызвал движение воинских групп, так как они играли все более заметную роль в боевых действиях. В то же время авторитет императорского правительства в Италии быстро падал, и все больше политической власти переходило к римским и германским армиям. В связи с этим процессом в 476/80 гг. пришел конец Западной Римской империи, в то время как Восточная империя, которая была первой целью гуннских нападений, пережила 5-й век в значительной степени незатронутой.
На периферии и на земле Западной Римской империи в 5-м и 6-м веках возникли фактически независимые германо-римские королевства (лат. regna): готы в Италии (куда позже вторглись ломбарды) и в Испании, вандалы в Северной Африке, франки и бургунды в Галлии; а также маленькие королевства англосаксов в Британии (когда оттуда в 407 г. ушли римские войска). Однако, по крайней мере до 6-го века они формально признавали верховенство (восточного) римского императора, чтобы придать своему правлению дополнительную легитимность.
Причины гибели Западной империи в свете новых исследований
На вопрос о том, какую роль сыграли события периода миграции в распаде Западной Римской империи – проблема, неоднократно обсуждаемая в исторических исследованиях – нельзя ответить однозначно. Это была смертельно-ядовитая смесь из внешних угроз и негативного развития событий внутри империи, плюс растущее равнодушие ко всякого рода опасностей, которые шаг за шагом положили конец Риму.
Нет сомнений в том, что в конце 4-го и 5-го веков Рим уже не мог защищать свои границы так же эффективно, как раньше. Однако, создание германо-римских королевств на территории Западной империи не может быть объяснено так просто, как часто полагали раньше, это был постепенный процесс. Как правило, эти королевства возникли в то время, когда постепенный распад центрального правительства в Западной империи создал вакуум власти во многих местах, который заполнили предводители неримских воинских объединений. Эти объединения имеют мало общего с племенами к востоку от Рейна и к северу от Дуная, которых упоминают в своих трудах античные этнографы.
Популярное представление о том, что германские племена насильственно вторглись в империю, чтобы как завоеватели основать там свои империи, в настоящее время большинством экспертов рассматривается как неприемлемое и упрощенное или просто неправильное. (Goetz, Jarnut, Pohl (2003); Pohl (1997).
Мнение французского историка Андре Пиганьоля, который в своей работе L'Empire chrétien (1947) заявил, что Римская цивилизация была буквально убита германскими племенами, в свете недавних исследований не выдерживает критики. В еще более ранних работах, особенно в первой половине 20-го века, многие историки из романских и англосаксонских стран применяли такие формулировки, не в последнюю очередь, из-за военных конфликтов того времени с современным немецким государством, в котором видели непосредственного преемника германцев.
Сегодня вряд ли кто из экспертов представляет точку зрения (до сих пор очень популярную в общественности), что Римская империя была завоевана наступающими германскими племенами. По мнению Питера Хизера, падение Западного Рима было вызвано в основном гуннами, появление которых в 4 веке заставило многих людей покинуть свою родину и иммигрировать в Римскую империю, которая не выдержала этого давления. (Peter J. Heather (2005).
Эта гипотеза, больше ориентированая на традиционные идеи, яростно оспаривается многими учеными. Они не отрицают, что произошли значительные военные события и разрушения, но видят передвижения большинства германских групп не как причину, а как следствие слабости Западной Империи. За крах империи были ответственны прежде всего внутренние римские конфликты, в которые были вовлечены федераты. Это привело к ослаблению охраны границ, что сделало возможным разграбление римских приграничных провинций. (Halsall (2007); Börm (2013).
Только в результате постепенного коллапса Западной Римской империи в контексте гражданских войн лидеры этих формирований могли заполнить образовавшийся вакуум власти и основали свои собственные regna – первые государства, ставшие далекими предками современных.
Так как передвижения федератов находились в рамках внутренних римских конфликтов и зависели от них, то было логично, что после окончательного развала Западного Рима в середине 6-го века дальнейших «миграций» не было.
Германо-римские регна
Германские федераты, поселенные на римской территории для охраны границ, составляли незначительное меньшинство по отношению к провинциальному римскому населению. Хотя возможны только приблизительные оценки, так как древние и средневековые авторы часто имели тенденцию преувеличивать, то 20 – 30 тыс. воинов было пределом – не случайно эта цифра примерно соответствовует максимальному числу солдат в римской армии в условиях логистики 5-го века; сюда часто входили женщины и дети солдат. Но чаще эти объединения были намного меньше. (Pohl (2005); Rosen (2003).
Также это говорит против распространенного мнения, что группы германских воинов вторглись в Римскую империю как завоеватели. Они просто заполнили пустоту, которую оставило после себя исчезновение римской армии. Согласно последним исследованиям, эти воины сначала заняли место имперских войск и пытались сохранить по возможности развитые римские структуры.
Обычно они прибегали к политике сотрудничества с римскими гражданскими элитами, поскольку их целью было использование позднеримской государственной системы налогообложения (в германском мире 4 века не было бюрократии). Таким образом, основные административные посты были заняты римлянами. Поэтому представляется уместным говорить о германо-римской или пост-римской империи. (Springer (2006).
Появление так называемой regna, вероятно, стало самым важным достижением римской государственности. Германо-римские королевства значительно способствовали становлению Европы в средние века. Без образца и влияния Римской империи эти королевства, во многих отношениях напрямую связаные с Поздней Римской империей, были бы немыслимы. Из этих regna только королевства франков, ломбардов, англосаксов и вестготов продержались наиболее длительное время.
Прим.: Термин regna применительно к династическому роду франков, самым известным представителем которого был Карл Великий, описывает области господства влиятельных семей – Каролингов, которые только случайно имеют какое-либо отношение к «племени» или герцогству, то есть, к алеманнам, баварцам, саксонцам и так далее.
С. Панкрац
....................................
Литература:1. Guy Halsall: Barbarian Migrations and the Roman West, 376–568. Cambridge University Press, Cambridge 2007.
2. Philipp von Rummel, Hubert Fehr: Die Völkerwanderung. Theiss, Stuttgart 2011.
3. Walter Pohl: Die Völkerwanderung. 2. Auflage. Kohlhammer, Stuttgart u. a. 2005.
4. Matthias Springer: Völkerwanderung. In: Reallexikon der Germanischen Altertumskunde (RGA). 2. Auflage. Band 32, Walter de Gruyter, Berlin/New York 2006, S.509–517.
5. Roland Steinacher: Wanderung der Barbaren? Zur Entstehung und Bedeutung des Epochenbegriffs ‚Völkerwanderung‘ bis ins 19. Jahrhundert. In: Felix Wiedemann, Kerstin P. Hofmann, Hans-Joachim Gehrke (Hrsg.): Vom Wandern der Völker. Migrationserzählungen in den Altertumswissenschaften. Berlin 2017, S. 67–95).
6. Валентин Седов: Славяне. Происхождение и ранняя история славян. Гл. Славяне в V–VII столетиях. М.: Наука, 1979 г.
7. Klaus Rosen: Die Völkerwanderung. 2. Auflage. C. H. Beck, München 2003; 4. Auflage. München 2009.
8. Hans-Werner Goetz, Jörg Jarnut, Walter Pohl (Hrsg.): Regna and Gentes: The Relationship between Late Antique and Early Medieval Peoples and Kingdoms in the Transformation of the Roman World. Brill, Leiden u. a. 2003.
9. Peter J. Heather: The Fall of the Roman Empire: A New History. Macmillan, London 2005.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4