«Научной фантастики практически не осталось» - этот тезис сейчас можно услышать очень часто. Дескать, фэнтези наступает по всем фронтам, научной фантастики практически не осталось (всякую метросталкерщину и попаданщину считать не будем, все-таки это о другом), все плохо — типичный плач Ярославны со стороны хардкорных фанатов так называемой твердой научной фантастики. Но так ли это на самом деле?
Думаю, углубляться в особенности каждого из жанров необходимости нет. Для простоты скажем, что в фэнтези основу фантдопущения составляет магия, в научной фантастике, естественно — наука или хотя бы наукообразность. Гибридные истории типа «Дочери железного дракона» Майкла Суэнвика или «Глины» Дэвида Брина вынесем пока за рамки, все-таки это скорее исключения. Да, я в курсе, что сказал Кларк о неотличимости продвинутой науки и технологии от магии, но не будем буквоедствовать. Думаю, моя исходная точка вполне ясна.
Прежде всего, скажу, что я с этим тезисом - насчет тотальной победы фэнтези — не согласен. Возможно, до какой-то степени он релевантен в отношении русскоязычного литературного пространства, но в целом в мире такого прямо уж тотального доминирования фэнтези нет. Научно-фантастические произведения пользуются огромной популярностью, издаются немалыми тиражами и активно экранизируются. «Видоизмененный углерод», «Пространство», «Марсианин», «Задача трех тел», как бы мы (и я) не относились к их литературным достоинствам, точно уж никак нельзя заподозрить в каких-то порочащих связях с фэнтези. Даже «Дюна» при всех обвинениях в ее жанровой принадлежности все-таки куда ближе к НФ, чем к Роберту Говарду и Толкиену.
Не поймите меня неправильно, я совершенно ничего не имею против фэнтези как жанра. Я его тоже читаю и даже иногда пишу. Просто в силу жизненного опыта мое литературное путешествие началось именно с научной фантастики, и именно к ней я прикипел больше. Я вырос в советские времена, где фэнтези в толкиеновском понимании просто не было, а с городским фэнтези (Крапивиным, например), я как-то не пересекался.
Однако нынешние причитания хардкорных поклонников НФ не допускают никаких послаблений. Их жестоковыйность не смягчает даже попытки современных фэнтезийных авторов сделать магию «менее магической». В классическом «высоком фэнтези» магия просто есть и все. Зачем объяснять волшебство? На то оно и волшебство, чтобы оставаться непостижимым и необъясненным. Но современная одержимость читателей (а следом за ними и писателей) возвела «прописывание мира», то что на английском называется точным термином worldbuilding, в ранг абсолюта, и вот уже авторы фэнтези начинают выстраивать системы «твердой магии», конструируя целую новую физику для выдуманной вселенной. По-моему, это совершенно избыточная идея, но это тема для отдельного разговора.
Нет комментариев