Окончил Воронежский университет (1971), аспирантуру при нём (1975) и докторантуру при Институте физиологии растений РАН (1992). Кандидат биологических наук, доцент. Преподавал на биологическом факультете Воронежского университета (с 1971); в перерыве, с 1981 по 85 годы, преподавал в Конакрийском университете в Гвинее.
Борис Иванов начал публиковаться в конце 80-х годов, «стартовав» коротким рассказом «Путешествие белой мыши» и мини-триллером «Репортаж», сразу замеченными любителями фантастики, да и критикой. Его повесть «Один к одному» стала одной из победительниц престижного интернетовского конкурса «Арт-Тенета».
В своих повестях и романах, многие из которых написаны «в дуэте» с Юрием Щербатых, Иванов словно взялся доказать, что «классическая», «твёрдая» SF, основу которой составляет, по его словам, «магическая триада»: тайна + крепкий сюжет + мечта, — жива и не думает уступать своих позиций ни «новым волнам», ни новейшим интеллектуальным изыскам. Впрочем, границы жанра не были для Иванова рубиконом, «который не перейдеши»: причудливо смешаны фэнтези и детектив в вышедшей в 1996 году «Обители монстров», а появившийся следом «Тринадцатый Дож Эбисс-Айл» — не что иное, как одно из первых в отечественной SF успешных «погружений в виртуальность». Писатель не боится бродить по «чужим территориям», по «ничейной земле» и возвращается из таких походов с удачей.
Но ближе всего фантастике Иванова древние как мир и такие же неисчерпаемые сопредельные просторы детектива и плутовского романа, никогда не теряющие своей привлекательности для читателя.
Наверное, всё это — и фантастика, и детектив, и авантюра — отражение какой-то грани личной судьбы автора — учёного-биолога. А судьба эта словно задалась целью сделать его свидетелем как можно большего количества актов трагикомедии нашего века: так, она отправила его погостить к друзьям в Восточную Европу в августе 68-го, когда по её дорогам покатились гусеницы советских танков, и преподавать в университете небольшой африканской страны он приехал именно тогда, когда после двадцати лет «прогрессивной» диктатуры местное воинство решило менять политический курс путём военного переворота. И уж конечно август 91-го и октябрь 93-го встретить ему пришлось командированным в Белокаменную.
В фантастике Борис Иванов присутствует не только как «генератор текстов». Он президентствует в воронежском творческом клубе «Созвездие». Вместе с Василием Щепетнёвым и молодыми фантастами с разных концов СНГ издает электронный «фантастический журнал» «RARA AVIS» («Редкая птица»). Хорошо известен любителям «сетевой фантастики». А до этого был ещё «Оберон» — «фэнзин», на свой манер освещавший жизнь современного «фэндома». Иванов часто пишет о фантастике и в «большой прессе». Его статьи появлялись на страницах газет и журналов, в том числе — американского «Локуса», немецких «Черепков Вавилона» и французской «Жёлтой подводной лодки».
Но ни критиком, ни политиком от литературы, ни пророком Борис Иванов стать не стремится: «Хотя я пишу о том, что будет или может случиться, я — не пророк, — говорит он в своем интервью. — Фиговый из меня пророк. Я — просто шарманщик. Стою на углу и накручиваю старенький инструмент, чтобы вам не так плохо было идти по нынешнему ненастью. А на плече у меня — попугай. Он вытаскивает из коробки билетики с вашей судьбой. Хотите — погадаю?»
Лично для меня он навсегда останется СОВЕТСКИМ писателем. Почему? Так сразу и не ответить…
Борис Федорович в основном придерживается твердой НФ. Вся мистика в романах – имеет техногенный характер. Как говориться высокая технология напоминает магию…Сюжет в основном детективный. И Тайна! Борьба могущественных разведок и злоключения мелких жуликов… Герои Иванова удивительно современны. У них заканчиваются деньги на мобильных, они борются с межгалактической мафией, пришельцами, исследуют наследство древней цивилизации Предтеч, им вставляют палки в колеса бюрократы и преступники… Борис Федорович проявляет свою «советскость», даже «совковость» в хорошем смысле этого слова в отношениях к персонажам в частности, и людям вообще. Персонажи Иванова удивительно, даже трогательно человечны. Даже в преступниках есть что то хорошее. У современных российских писателей - не так. У нас сейчас принято считать что человек-дерьмо, и только ждет возможности вцепиться в горло ближнему своему, а остальные рассуждения -от Лукавого и слабости человеческой. А ведь один из принципов советской эпохи высказывание «Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат». Именно в этом- Иванов не современен. Современный же писатель относиться к своим персонажам, да и читателям, как милиционер к подвыпившему прохожему. То есть не ждет от него ничего хорошего, а как бы наоборот ожидает подлянки. И все время в чем то подозревает. А ведь читатель отлично улавливает отношение автора, причем у одного и того же автора отношение к людям может резко меняться. У того же Лукьяненко, не к ночи будет помянут, от трогательно-сочувствующего (в начале творчества), до пренебрежительно-спесивого (как сейчас например). Герои Иванова -человечны, в его значении слова. Невозможно представить Федерального следователя Кая Санди берущим взятки. Или пытающего задержанного с целью добиться показаний. Агент на контракте Ким Яснов не следит за неверными супругами, в поисках компромата, а медвежатник Дмитрий Шаленый никогда не опуститься до убийства…Мелкие жулики из романов Иванова вызывают улыбку и сочувствие. Даже Черный рыцарь Мо -по своему благороден, со своим кодексом чести. .Где Вы сейчас найдете таких героев? Причем персонажи Бориса Федоровича не находятся в тепличных условиях. Им противостоит безжалостная мафия и абсолютно чуждые иные цивилизации. Еще в романах Иванова действуют спецслужбы. И отношение к ним- типичное отношение советского человека к спецслужбам. Побаивается, но уважает, при этом наделяя теми качествами, которыми спецслужбы не обладают, да и обладать не могут. «Спецакадемия», «Комплекс», разведка«Дальних баз» чем то напоминают ГРУ старого формата. Никакой тебе политики -даешь технологический шпионаж! Холодные, безжалостные, рациональные, во главу угла ставящие интересы своих контор….Ей Богу, хотел бы я жить в мире, где Спецслужбы борются друг с другом, а не как обычно с населением… Через всю сюжетную линию романов о «Кае Санди» и «Хроник 33 миров» проскальзывает тоска об исчезнувшей Империи. Империя могла колонизировать новые миры., и наколонизировала их целых 33 штуки (на самом деле больше!). Империя могла вкладывать деньги в терраформирование планет, неподходящих для человека, на что у новоявленной Федерации денег нет и не будет… Империя могла вкладывать средства в долгосрочные проекты, результаты которых могли увидеть только следующие поколения, а Федерация на это не способна. Таких примеров в романах Иванова -много. Вам это ничего не напоминает? Вообще книги Иванова приятно взять в руки. Знаете, есть такое приятное чувство что в книге ждут тебя не уроды с больной психикой, изнасилования и убийства, а нормальные, симпатичные ЛЮДИ. Чего сейчас так не хватает… Тех кто возмет книги Иванова в руки впервые- ждет много интересного. Не только космические корабли и Федеральные следователи, но и мертвая планета Чур, разумные псы, загадочный инопланетный Тартар, одноглазый император с Харура, и много интересного. Даже, вы не поверите, пересказ «Золотого ключика» на новый лад, отчего герои не стали менее обаятельными, а скорее даже наоборот…Завидую тем, кто еще прочтет.., а нет, пойду перечитаю заново!
Комментарии 1