С. Ф. Гансовский в разные годы своей жизни. Слева - 1949 г., справа - 1988 г., писатель сыграл как актер в фильме "Генеральная репетиция". На среднем фото - портрет Гансовского, сделанный дочерью писателя, художницей Илоной Гонсовской (ее фамилия через "о", она писала ее по дедушке-поляку)
В общем, принципиально это повествование совершенно не претендует на какую-то слишком серьезную научность, хотя за ее основу и взята наукообразная идея. Хочу повторить – эта повесть приключенческая, хотя и заключена в оболочку научной фантастики. Кое-какие научные выкладки в рассказе Коростылева имелись, но они были настолько поверхностными, что это не мешало увлекательному чтению. Мне было интересно, чем все закончится, и хотя никаких взрывных хэппи-энда тут не было, все же стало понятно, почему именно это случилось именно в этом месте и именно с этими людьми.
Вся проблема заключалась в реакторе солнечной станции, процессы, происходившие в котором во время грозы, явились причиной появления шаровой молнии, получившей некоторые интересные свойства. И именно в зоне пролета этой молнии и произошли изменения в физических свойствах пространства. Как выяснилось, убыстрились не только Коростылев с Жориком, но и некоторые растения, попавшие под облучение нового типа – трава, цветы, и даже насекомые. За 20 минут времени в «ином мире» они выросли так, как за реальных четыре дня, и это явилось еще одним доказательством, которое приобщила комиссия по расследованию к имевшимся материалам.
Но вот к каким выводам пришла эта комиссия в конечном итоге, и как использовало это открытие человечество – неизвестно, потому что рассказ все же, как ни крути, фантастический. Север Гансовский выдвинул только самые общие предположения, но современному читателю это совершенно неинтересно. Ему интересна только приключенческая составляющая, а не все эти «научные» выкладки, к которым автор, кроме всего прочего, присовокупливает и утверждение о том, что якобы скоро человечество станет жить уже при полном коммунизме, и тогда-то уж этому открытию и будет дан ход, который осчастливит всех людей в мире.
Если говорить о творчестве Севера Гансовского в общем, то он написал более десятка фантастических повестей, включая большие рассказы, которые тоже можно отнести к повестям. Также его перу принадлежат почти 50 небольших рассказов, не все из которых были фантастикой – поначалу, еще в 50-х годах, писатель работал в других жанрах, в основном военных и политико-социальных. Вся фантастика, которую успел написать Север Феликсович Гансовский, издавалась не только отдельными книгами, но появлялась во множестве авторских сборниках и антологиях, а также во всевозможных журналах, причем не только на русском языке, но и за рубежом. Это был очень популярный, и даже авторитетный писатель, и потому недостатка в публикациях и изданиях у него не было.
Но вот в целом Гансовский мне как-то «не зашел». Из всех его произведений я ценю только две повести – это рассмотренную «Шаги в неизвестное» и «Винсент Ван Гог». В целом эта повесть тоже не совсем фантастическая, хотя и заключена в рамки фантастики, а скорее она биографическая, потому что именно из нее я и узнал о подробностях жизни великого голландского художника. Но не только за это я ценю данное произведение – оно написано просто прекрасно, почти что гениально, хотя, конечно же, я не скажу, что остальные произведения Гансовского плохи. Просто я не очень люблю фантастику Гансовского как таковую, но там, где он отходит от нее в параллельные жанры – он хорош, и даже очень. Но о повести «Винсент Ван Гог» я напишу в другой публикации, а сейчас постараюсь рассказать об изданиях повести «Шаги в неизвестное».
Итак, первая публикация этого произведения, как указано выше, состоялась в альманахе «Мир приключений», № 6, издательство «Детская литература», Москва, 1961 год. Тираж составил 215 тысяч экземпляров, цена – 1 руб. 25 копеек. Такая высокая цена была обусловлена большим форматом книги (205 на 260 мм), ее немалой вместимостью и практически «злитным» оформлением. Иллюстрации к каждому произведению делали разные художники, к повести Гансовского их нарисовал М. Хабленко.
Нет комментариев