Александр Романович Беляев - русский писатель-фантаст, во многом предсказавший нашу нынешнюю реальность. Есть в этом парадокс, который на поверку оказывается вполне логичной причинно-следственной связью. Представьте: все изобретения есть плод фантазии смелого, свободного, по-детски ничем не ограниченного, кроме сказочного воображения, ума создателя. Именно эти черты, вкупе, конечно, с научными изысканиями, дают миру непостижимы прежде открытия и достижения. Но ведь именно те же черты и качества отличают любого художника - хоть и того же писателя. Который, по сути, о чем намечтает себе, то и выписывает на страницах, готовых стерпеть все, что угодно. Так и выходит, что на стыке лирики и физики писатели-фантасты во всей смелости своих фантазий приближают будущую реальность, которую строят такие же смелые хулиганы-ученые. И был таким, сочетающим физику и лирику, первым русским писателем, полностью посвятившем себя фантастике. А по факту - и прогнозированию будущего, футурологии. Он предвидел изобретение искусственного легкого, создание орбитальной космической станции, акваланга со сжатым воздухом, беспилотных аппаратов, безграничные возможности пластической хирургии (в частности, по смене цвета кожи представителя другой расы).
Но начиналось все с вполне земных событий. Александр родился в марте 1884 года в Смоленске в семье православного священника Романа Беляева. Отец видел сына продолжателем династии и тот действительно даже поступил в духовную семинарию. "Даже" - потому что Саша с детства более всего другого обожал чтение, театр и музыку, а семинаристам разрешалось даже припадать к прессе лишь после особого письменного разрешения ректора. И пусть он окончил семинарию в 1901 году, священником становиться не решился.
Это время - рубеж веков и эпох - было смешением множества течений в искусстве, философии, идеологии. Увлеченный Беляев не оставался в стороне, играя на скрипке и рояле, занимаясь фотографией и живописью, даже играя в театре родного смоленского Народного дома. Уже позже его будут называть "русским Жюлем Верном", а ведь среди любимых его авторов французский коллега был на первом месте! Время столкновения наук и искусств, духовности и промышленности давали почву футурологическим прогнозам, представлениям о том, каким будет или может быть мир спустя 30, 50, 100, 300 лет. Вот и будущий писатель зачитывался приключенческими романами, мечтал о сверхспособностях, как их герои. Однажды он даже прыгнул с крыши, пытаясь «взлететь», и серьезно повредил позвоночник. Это ли не детство души, не безграничность веры в невозможное? Вот, что объединяло во все века детей, художников, изобретателей и....сумасшедших.
Но увлечения и фантазии не могли стать полноценной реальностью и 18летний выпускник семинарии поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Случилась первая Революция и юношей Беляев участвовал в студенческих стачках, строил в Москве баррикады, записывал происходящее, вел дневник, который чуть не сжег, подвергаясь обыскам. Жандармское управление взяло молодого человека "на карандаш".
Комментарии 1