С детства мальчику была привита любовь к русской литературе, особенно к Пушкину и Гоголю. А еще он бредил романтикой моря. Эти две страсти — литература и море остались у него на всю жизнь.
Гражданское образование получил в Третьем кадетском корпусе императора Александра II, где обучался с ноября 1910 г. по май 1916 г. В Российском государственном архиве Военно-Морского Флота (РГАВМФ) хранится аттестационная тетрадь Л.С. Соболева с краткими записями и характеристиками за каждый год обучения, данные преподавателями корпуса. Из этих записей следует, что Леонид был «юноша по характеру добрый и отзывчивый, жизнерадостный и веселый, всегда правдивый и скромный, чрезвычайно привязанный к матери. При исполнении поручений аккуратен и ответственен. Учится очень успешно. Любит читать, занимается музыкой, которой посвящает много свободного времени».
По окончании корпуса Соболев решил последовать примеру старшего брата Александра, морского офицера, служившего на линейном корабле «Император Павел I». 16 мая 1916 г. Л.С. Соболев был зачислен в Морской кадетский корпус, 8 августа 1917 г. произведен в старшие гардемарины. Из документов архива следует, что в конце лета – начале осени 1917 г. гардемарин Л.С. Соболев участвовал в Первой мировой войне на эсминцах «Страшный» и «Забайкалец», которые несли дозорную службу в Рижском заливе. В марте 1918 г. после сдачи экзаменов всех выпускных гардемаринов распустили без производства в офицеры, училище же вскоре было расформировано. Покидая стены легендарного Корпуса, Л.С. Соболев получил на руки все свои документы, о чем сделал запись в аттестационной тетради.
О последующей службе Л.С. Соболева можно судить по документам архива, в том числе по сохранившемуся послужному списку, различным анкетным листам, приказам и распоряжениям. Октябрьские события 1917 г. заставили каждого сделать свой выбор. Л.С. Соболев безоговорочно перешел на сторону Советской власти, связал свою жизнь, а затем и свое творчество с военно-морским флотом Советской республики. В 1918 г. он поступил в штурманский отдел Соединенных классов специалистов комсостава флота, и уже в 1920 г. считался опытным штурманским специалистом, исполнял обязанности дивизионного штурмана 4-го дивизиона эсминцев, затем – флагманского штурмана Отряда траления и заграждения, штурмана линейного корабля «Октябрьская революция» (до 1925 г. – «Гангут»). События, последовавшие за Кронштадтским мятежом марта 1921 г., не обошли Соболева. В августе 1921 г. он был арестован, допрошен и «за непричастностью» освобожден для продолжения службы на кораблях Балтийского флота. Реввоенсовет Морских сил Балтийского моря отмечал, что его работа по проводке судов в сложных условиях Балтики отличалась продуманностью, отличным выполнением, требовательностью к подчиненным. Штурманская практика позволила Л.С. Соболеву в совершенстве изучить навигационные условия Балтики. Впоследствии приобретенные на службе знания фарватеров, рейдов, особенностей судоходства по Финскому заливу помогли Л.С. Соболеву уже в художественной прозе дать яркие описания плаваний кораблей различных классов в годы Великой Отечественной войны.
В конце 1920-х гг. Л.С. Соболев увлекся литературной деятельностью, совмещая службу на флоте с работой в журналах «Краснофлотец» и «Залп». В 1931 г. он вышел в отставку и перешел на работу в писательскую организацию – литературное объединение Красной армии и Флота (ЛОКАФ) и его Ленинградско-Балтийское отделение. Здесь же он начал публиковать небольшие сочинения на флотскую тему. С этого момента вся литературная деятельность Соболева была посвящена морской тематике. В 1932 г. он публикует роман «Капитальный ремонт» сначала отдельными частями на страницах журнала Литературного объединения Красной Армии и Флота (совр. журнал «Знамя). В 1933 г. роман вышел отдельным изданием и стал крупным литературным и общественным явлением, вызвавшим немалые дискуссии в среде старых офицерских кадров и молодых красных командиров.
Роман «Капитальный ремонт» и сейчас читается с необыкновенным интересом. Тогда же Л.С. Соболев сделал попытку разобраться в причинах зарождения революционных настроений на флоте. Работая над книгой Л.С. Соболев обратился к документам архива. Сохранилось его заявление за июнь 1937 г. с просьбой о доступе к документам Центрального комитета Балтийского флота (Центробалта) и анкета читателя. Позже круг его архивных изысканий значительно расширялся. В сферу интересов вошли документальные источники центральных органов управления флотом в разные исторические эпохи; материалы о действиях Балтийского и Черноморского флотов в годы Первой мировой войны; личные архивы адмиралов русского флота (как перешедших на сторону белого движения, так и продолживших службу в Красном флоте) и многое другое. В РГАВМФ хранится несколько личных дел писателя Соболева, говорящих о широте его научных изысканий.
В период советско-финляндской войны Л.С. Соболев активно работал в области военной журналистики. Приказом по Политуправлению РККФ от 25 марта 1940 г. за активное участие в боевых операциях Краснознаменного Балтийского флота в Финском заливе и освящение героических дел флота он был награжден медалью «За боевые заслуги». Рассказы Соболева о третьем поколении балтийских моряков, о сухопутных отрядах моряков-лыжников, о подводниках неизменно вызывают чувство гордости за поколение, пришедшее на смену революционным матросам.
В годы Великой Отечественной войны Л.С. Соболев активно выступал как корреспондент газеты «Правда», Совинформбюро и газеты Главного политуправления ВМФ «Красный Флот», участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Подлинные свидетельства очевидца легли в основу сборника фронтовых очерков и рассказов «Морская душа» (1942). За эту литературную работу Л.С. Соболеву была присуждена Сталинская премия 2-й степени (1943), которую он передал в Фонд обороны с просьбой построить на эти деньги катер. Сторожевик «Морская душа» был спущен на воду и вступил в строй 13 августа 1943 г. Впоследствии Соболев опубликовал сборник фронтовых очерков и рассказов «Морской военный дневник. Из записных книжек. Одесса. Сентябрь-октябрь 1941 г.» (1966), несколько очерков, посвященных освобождению Крыма и Севастополя.
Адмирал Ю.А. Пантелеев в своих воспоминаниях о Л.С. Соболеве (журнал «Катера и яхты». 1975 г. № 2. С. 84–87) писал, что Соболев хорошо известен как писатель-маринист, много и хорошо писавший о флоте. Однако мало кто знает, что Соболев был страстным любителем и знатоком паруса, активно участвовал в парусных соревнованиях и воскресных походах. Обойти его в гонке было нелегко. Жизнерадостный, приветливый и остроумный, он всегда был окружен молодежью, увлекал ее спортом, рассказывал о большом его значении для воспитания выдержки, сообразительности, быстроты реакции. Качества, описанные Соболевым в рассказе «Рождение командира», по замечанию Ю.А. Пантелеева, с точки зрения моряка «абсолютно грамотны».
Несмотря на большой объем работы в Правлении Союза писателей СССР, в свободное время Л.С. Соболев приходил в архив, в 1960-е гг. изучал документы для написания третьей части романа «Капитальный ремонт». Свою фотографию, незадолго до кончины в 1971 г., он подписал заведующей читальным залом архива Л.Н. Гусаровой: «Милой Ларисе Николаевне в память моих счастливых свободных недель в родном архиве! Леонид Соболев. 1968 г.».
Нет комментариев