Записки любителя фантастики "СВЕТЛАЯ МЕЧТА НАШЕГО ДЕТСТВА".
Геннадий Голобоков. "У смирившегося исполина".
Пока канал окончательно не загубили алгоритмы Дзен (или те, кто за ними стоит), буду писать о том, что меня волнует, и о том, что мне интересно. В частности о том, что составляло существенную часть духовной жизни нашего поколения. Независимо от склонностей и увлечений, мы жили будущим. И будущее для нас не было миром сытого безделья, втыкания в гаджеты и унылого ожидания конца цивилизации. Да, мы росли в те времена, когда угроза ядерной войны была столь же обычной, как плохая погода на улице, и тем не менее мы верили, что настанут лучшие времена.
Вячеслав Кисарев "Мир иной". (на момент написания картины художнику было 16 лет).
Можете называть это коммунистической пропагандой, да как угодно, но почему-то в СССР и странах социализма выпускали книги и фильмы, где будущее было представлено в самых оптимистичных красках. Наверное для того, чтобы нас оболванить и заставить вкалывать на урановых рудниках за пайку! Я думаю, найдутся и те, кто предложит более изысканную трактовку коварных планов ЦК КПСС, касательно подрастающего поколения. Да как бы там ни было, важны не цели, а результат.
Вячеслав Кисарев "Альфа Скорпиона". (на момент написания картины художнику было 16 лет).
Под результатом я понимаю то, что многие юные читатели и зрители тех лет шли после школы в техникумы и ВУЗЫ, чтобы приближать это будущее по мере своих сил. Другое дело, что реальность оказалась совершенно иной, нежели ожидалась. Однако я сейчас не об этом. Собственно статья о том, как росла и развивалась эта мечта, применительно к научной фантастике, предназначенной для детской аудитории. С самых первых лет советской власти большевики начали борьбу за умы юных граждан. И это понятно. Нельзя обеспечить преемственность поколений, не передав им те ценности, на которых зиждется общество.
Александр Богослов "У зеркала".
За научной фантастикой, предназначенной главным образом для детей, было закреплено три задачи: развенчание буржуазного строя и разоблачение враждебных замыслов империалистических держав, популяризация знаний и создание привлекательного образа будущего победившего социализма и коммунизма. Нас интересует, как выполнялась третья задача на протяжении существования советского государства. Забегая вперед, скажу, что поначалу взялись детские писатели за эту задачу не слишком рьяно.
С. Варич. Иллюстрация к книге Иннокентия Жукова "Путешествие звена "Красной Звезды" в будущее".
Вероятно первой попыткой стала книжка Иннокентия Николаевича Жукова (1875-1948) "Путешествие звена «Красной Звезды» в страну чудес" (1924). Книжка содержит удивительные предсказания - от индивидуальных средств связи до электронной библиотеки. Уникален и ее автор, человек который стал одновременно основателем и скаутского и пионерского движения в России. В частности он предлагал организацию всемирной пионерско-скаутской экспедиции в Африку, во время которой будут проводится конкурсы с призами в виде подводных лодок и аэропланов.
Михаил Храпковский. Иллюстрация к повести Сергея Розанова "Алюта - летающий слоненок".
В 1936 году появляется книжка Сергея Григорьевича Розанова (1894-1957) "Алюта - воздушный слоненок", фантастическое продолжение самой известной книги писателя "Приключения Травки" (1928). В книжке технические чудеса будущего, такие как - самодвижущиеся тротуары, метро между Москвой и Ленинградом и ракета, отправляющаяся на Луну - являются естественным развитием уже знакомых юным читателем достижений: дирижаблей, столичного метрополитена с его эскалаторами и строящегося Дворца Советов.
Анатолий Елисеев, Михаил Скобелев. Иллюстрация к повести Виталия Мелентьева "33-е марта. 2005 год" в будущее".
Конец пятидесятых годов ознаменовался началом фантастического бума в нашей стране. Не остались в стороне и детские писатели. В 1957 выходит повесть Виталия Григорьевича Мелентьева (1916-1984) "33-е марта. 2005 год". Юный герой книги попадает в будущее, наблюдая там разные технические чудеса, вроде атомного прокладчика дорог, электромобилей и дистанционного обучения. Писатель продолжил рассказывать о приключениях Васи Голубева и Юры Бойцова в книгах "Голубые люди розовой земли" (1966) и "Черный свет" (1970).
Алексей Лаптев. Иллюстрация к повести Николая Носова "Незнайка в Солнечном городе" в будущее".
Николай Николаевич Носов (1908-1976) в повести-сказке 1958 года "Незнайка в Солнечном городе" показал утопическое общество коротышек, которые жить не могут без разных технических усовершенствований, но не устояли перед разрушительной деятельностью трех бывших ослов, превращенных в коротышек посредством совершенно ненаучной волшебной палочки. Удивительно, что никто не заметил этой идеологической мины, хотя скорее всего в те времена книга воспринималась, как сатира на движение стиляг, именуемых автором ветрогонами.
А. Солдатов. Иллюстрация к повести Александра Светова "Веточкины путешествуют в будущее" в будущее".
В 1960 выходит книжка Александра Абрамовича Светова (1912-1972) "Веточкины путешествуют в будущее". По версии автора, в будущем отменят деньги, хотя отдельные страны останутся, на Камчатке будут расти тропические джунгли, небо бороздить солнцелеты и космические корабли, в Гоби поднимется прекрасный город, но при этом в школьной лаборатории от джаза и рок-н-ролла станут разрастаться сорняки.
Александр Матрешин. Иллюстрация к повести Владислава Крапивина "Я иду встречать брата" в будущее".
В 1962 году выходит первая повесть молодого писателя Владислава Петровича Крапивина (1938-2020) "Я иду встречать брата". Далекое будущее. Люди летают к звездам. Спустя двести лет после старта возвращается звездолет "Магеллан". Экипаж ждет встречи с Землей, но получает неожиданное известие - одного из них ждет не дождется мальчик по фамилии Снег. Нааль потерял родителей, он круглый сирота, но вот теперь к планете приближается корабль, на борту которого Александр Снег - быть может, его далекий предок... брат. Вот только Александр погиб, зажигая солнце над ледяной планетой.
Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Евгения Велтистова "Электроник - мальчик из чемодана".
Первая книжка о роботе-ребенке, по имени Электроник, появилась в 1964 году под названием "Электроник - мальчик из чемодана". Автором ее стал Евгений Серафимович Велтистов (1934-1989). Действие ее происходит в недалеком будущем, поэтому жадные и беспринципные капиталисты никуда не делись. Правда, они не могут помешать советским детям хорошо учиться и дружить с роботом Электроником, который не просто чудо советской кибернетики - он словно привет из отдаленного и еще более светлого будущего. Приключения "мальчика из чемодана" были продолжены в повестях "Рэсси - неуловимый друг" (1970), "Победитель невозможного" (1975) и "Новые приключения Электроника" (1984).
Юрий Копейко. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Девочка, с которой ничего не случится".
Наконец, в 1965 году на свет появилась героиня самого продолжительного цикла о светлом будущем, написанного для детей, по имени Алиса Игоревна Селезнева. О приключениях этого весьма любознательного и отчаянного ребенка впервые рассказал ее отец, профессор космозоологии Селезнев в коротенькой повести "Девочка, с которой ничего не случится", а записал эти рассказы Кир Булычев (Игорь Всеволодович Можейко; 1934-2003). В 1968 году появляется повесть "Ржавый фельдмаршал", в 1974 в сборнике "Девочка с Земли" - повести "Путешествие Алисы" и "День рождения Алисы". В 1976 повесть "Сто лет тому вперед".
Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Кира Булычева "День рождения Алисы".
Всего с 1965 по 2002 год вышло более полусотни произведений. Алиса живет в XXI веке, помогает отцу в Космозо - космическом зоопарке, путешествует с ним и без него по всей Галактике и бесконечно приключается. На Земле бесклассовое общество, деньги отменены, в качестве общественного транспорта используются антигравитационные флипы, индивидуальные крылья, нуль-транспортировочные "автобусы", инопланетяне живут бок о бок с людьми. Правда, в Галактике встречаются очень разные и не всегда благополучные миры, а также - космические пираты, но... Алиса со всем разберется.
В. Руденко. Иллюстрация к повести Владимира Малова "Академия "Биссектриса".
В 1968 году выходит повесть Владимира Игоревича Малова (1947-2021) "Академия "Биссектриса". В XXI веке школьники настолько продвинуты, что в обыкновенной школе, в шестом "А" классе существует собственная академия наук. В сфере научных интересов шестиклассников физика, химия, биология, история. Занимаются здесь и созданием необыкновенных технических устройств, при этом не всегда продумывая последствия их применения. Так однажды появляется установка, создающая Поле Радости, а радость - это вещь относительная.
Лев Рубинштейн. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Малыш".
Даже в добром будущем с детьми может произойти всякое. Пьер Семенов должен был родиться на счастливой Земле XXII века, где воспитание детей забота всего человечества, но он родился в космическом корабле, который вскоре потерпел крушение. Пьер выжил, но отныне его воспитывает... неизвестно кто. Прилетевшие много лет спустя на планету Ковчег его соплеменники сталкиваются с существом, обладающим нечеловеческими способностями, но при этом нуждающимся в ласке, любви и дружбе. Об этом Малыше с исковерканной судьбой рассказали в одноименной повести 1970 года Аркадий Натанович Стругацкий (1925-1991) и Борис Натанович Стругацкий (1933-2012).
Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Парень из преисподней".
Своего рода Маугли наоборот стал герой другой повести Стругацких "Парень из преисподней" (1974). Бойцов Кот Гаг, мальчишка с планеты Гиганда, должен был пасть в битве за неизвестную деревню, оборонительные позиции в расположении которой были внезапно атакованы имперскими бронеходами, но его спасли пришельцы с иной планеты. Для чего? Неужто из обычного милосердия? Нет, они явно что-то задумали! И Гаг поставил перед собой цель вырваться из ласкового ада Земли XXII века.
Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести С. Ярославцева "Экспедиция в преисподнюю".
В повести С. Ярославцева (А.Н. Стругацкий) "Экспедиция в преисподнюю" (1974-1984) главные герои в основном взрослые. Они живут в условиях чрезвычайно развитой цивилизации XXIII века. Однако и в эту эпоху приходится сражаться со злом, которое коварно и беспринципно, хотя и способно, в лице некоторых представителей, перевоспитаться, если за дело возьмутся люди решительные и при этом добрые и терпеливые. Вот даже Ятуркенженсирхив на старости лет стал "годяем" и "хобот злоуханный" Мээс - тоже. Не говоря уже о двухголовом космическом пирате по имени Юл.
Светозар Остров. Иллюстрация к повести Сергея Вольфа "Завтра утром, за чаем".
В будущем живут и герои Сергея Евгеньевича Вольфа (1935-2005). В 1974 году выходит первая фантастическая повесть писателя "Завтра утром, за чаем". Ее герой, Митя Рыжкин, обыкновенный гениальный школьник XXI века, которого приглашают в важнейший технический проект своего времени, но... ему очень не хочется в нем участвовать, ведь он же еще пацан, у него свои интересы, друзья и увлечения. Второй раз с Митей и его отцом читатели встретятся в антивоенном фантастическом романе 1990 года "Где ты, маленький Птиль".
Генрих Вальк. Иллюстрация к повести Анатолия Мошковского "Пятеро в звездолете".
Ничуть не хуже чувствуют себя в будущем герои повести Анатолия Ивановича Мошковского (1925-2008) "Пятеро в звездолете" (1975). Они живут в городе Сапфирном на берегу Сапфировой бухты, могут при желании побывать на Марсе, но их влечет дальний Космос, куда их не пускают, а на космодроме, как назло стоит звездолет, с которым справится даже ребенок. В общем - звезды зовут и устоять перед этим зовом невозможно. И пятеро отважных юных сапфирцев не устояли, совершив, в результате угона межзвездного транспортного средства, множество открытий.
Евгения Стерлигова. Иллюстрация к повести Семена Слепынина "Мальчик из саванны".
Советский писатель-фантаст Семен Васильевич Слепынин (1924-2001) в 1982 году написал повесть "Мальчик из саванны". Ее герой первобытный пацаненок, по имени Сан, должен был погибнуть в своем жестоком каменном веке, но его спас Иван Яснов - космо- и времяпроходец, живущий тридцать восемь тысяч лет спустя. Сану придется привыкнуть к миру, напоминающему скорее загробное обиталище предков, нежели человеческое стойбище и лишь ласковое внимание и терпение обитателей гравитонного века помогает ему стать в этом "стойбище" своим.
Геннадий Голобоков "Ковер-самолет".
Часто приходится слышать, что демократия тем и отличается от тоталитаризма, что при ней не существует единого образа будущего. Дескать каждый волен себе представить тот мир, который ему больше нравится. Если учесть, что современные фантасты описывают будущее как череду войн, засилье искусственного интеллекта, бесконечные и бессмысленные модификации человеческой природы, видимо, это и есть то, чего хочет большинство. Ну что ж, вам там жить.
До 1975 надежда на будущее ещё была, ещё малышей спрашивали, кем он хочет быть, лётчиком, капитаном или космонавтом. На полном серьёзе. Но уже в 1985 в воздухе всеми фибрами души ощущалась апатия и ожидание чего то. Чего то, чёрного, мрачного, которое наползало как огромный чёрный спрут. Шестнадцать лет, казалось бы живи и радуйся, а придавливало как плитой, и ощущалась как плита, хотите верьте, хотите нет. И только в 90х стало понятно, что ВСЕ старшие ,, товарищи ,, имея большие возможности обозрения, видели картину масштабнее и ждали ,, Большого хапка ,, . Каждый хапал как мог, в меру возможностей, сил и испорченности, каждый строил маленькую лодочку, вырывая доски из общего корабля будущего. Директора ,, прихватизировали ,, общественную производственную собственность, национальные элиты --- тащили на себя республики, а простой народишко тупо воровал что мог. Народ готовили к этому целое поколение, с начала 60х, вводя в когнитивный диссонанс декларированием громких лозунгов и резонан...ЕщёДо 1975 надежда на будущее ещё была, ещё малышей спрашивали, кем он хочет быть, лётчиком, капитаном или космонавтом. На полном серьёзе. Но уже в 1985 в воздухе всеми фибрами души ощущалась апатия и ожидание чего то. Чего то, чёрного, мрачного, которое наползало как огромный чёрный спрут. Шестнадцать лет, казалось бы живи и радуйся, а придавливало как плитой, и ощущалась как плита, хотите верьте, хотите нет. И только в 90х стало понятно, что ВСЕ старшие ,, товарищи ,, имея большие возможности обозрения, видели картину масштабнее и ждали ,, Большого хапка ,, . Каждый хапал как мог, в меру возможностей, сил и испорченности, каждый строил маленькую лодочку, вырывая доски из общего корабля будущего. Директора ,, прихватизировали ,, общественную производственную собственность, национальные элиты --- тащили на себя республики, а простой народишко тупо воровал что мог. Народ готовили к этому целое поколение, с начала 60х, вводя в когнитивный диссонанс декларированием громких лозунгов и резонансом с окружающей шкурной реальностью, пьянством, уголовщиной и партийной показухой. Поколение ДО хапка, и уже поколение после. Будущего больше нет, всё придётся начинать сначала. А ведь у нас был шанс, шанс жить как в книгах, ,, Полдень,, Стругацких, или ,, Люди как боги ,, Снегова. И до сих пор никто нигде ни разу не обрисовал полную картину , истоки и причины слома, ибо главная сила слома и сейчас рулит.
Купить билеты на автобусы Москва – Ташкент на сайте https://avtobus-tashkent-moskva.uz. Узнайте стоимость билетов и расписание автобусных рейсов из города Мо...
Комментарии 2