Прогресс, развитие науки и образования, промышленности, экономики и т.д. способствовал обретению популярности научной фантастики и ее авторов. Так, первый полет на Луну в прямом эфире комментировали Роберт Хайнлайн и Артур Кларк. В нашей стране широкую известность получили книги Ивана Ефремова, Кира Булычева, братьев Стругацких и др. Интерес к космосу после полета Гагарина, лунных экспедиций, вывода на орбиту первой обитаемой станции и т.п., начинает стихать. Понятно, что тоже самое происходит и с научной фантастикой, сюжет которой связан с освоением космоса. «Лунная пыль» Артура Кларка, представляющая собой роман-катастрофу, описывает выживание экипажа и пассажиров лунного планетолета. Книга была опубликована в 1961 году и получила большую известность у любителей НФ и других читателей. Это было ново и необычно. Отправляло читателей в большой космос. Но со временем, книги с подобными сюжетами находили своего читателя примерно также, как роман А. Хейли «Аэропорт» или советский фильм «Экипаж» с Филатовым, Жженовым, Яковлевой и др. Как бы круто, но не феноменально. Просто потому, что на Луне люди уже побывали, книг про всякие разные фантастические допущения в космосе написано немало и большой ажиотаж космическая фантастика уже не вызывает. Еще один пример для закрепления. В романе Генри Каттнера и Кэтрин Мур «Ярость» (1947) и романе Абрама Палея «В простор планетный» (1968), сюжет проистекает в условиях океанов и буйных джунглей Венеры. Однако, в дальнейшем, исследователи выяснили, что самая ближайшая от нас планета представляет собой адово место, с чудовищной жарой и давлением. Само собой, делать Венеру локацией научно-фантастических допущений становится бессмысленно.
Люди вышли в космос, вывели на орбиту Земли космические станции («Салют», «Мир», МКС и др.), посетили Луну, отправили к другим планетам Солнечной системы автоматические межпланетные станции. Однако, процесс освоения космического пространства затормозился по разным причинам: проблемы целеполагания, дороговизна, отсутствие необходимых технологий, суровые условия космоса (космическая радиация и т.п.). Таким образом, с одной стороны, мы уже, в общих чертах, представляем, что ждет нас в ближнем и глубоком космосе, а с другой – достичь новых высот в исследовании космоса в ближайшей перспективе, скорей всего, не удастся. Ну и понятно, что с такими «заданными условиями» научная фантастика о космосе не будет в авангарде интересов широкой публики. Постоянная аудитория у такой фантастики останется, но не более. Тоже самое касается и других направлений НФ: постапа, альтернативно-исторической фантастики, киберпанка и др.
На какой-то период интерес к фантастическому жанру поддерживался взрывным спросом на фэнтези. Формально, он был обусловлен публикацией «Властелина Колец» за океаном, в первой половине шестидесятых гг. Именно с этого времени, возникает феномен так называемого толкиновского эпического фэнтези. Второе дыхание данное направление фантастики получает уже в середине девяностых, после выхода «Игры престолов» Джорджа Мартина (первой, по времени написания, книги цикла «Песнь льда и огня»).
Да, друзья, придерживаюсь общераспространённого мнения о делении фантастики на два больших направления: НФ и фэнтези.
Глубинными же причинами популярности фэнтези стал тот самый научно-технический прогресс. С одной стороны, как уже упоминал выше, человечество поняло, что с наскока космос не взять. Но с другой – в некоторых других сферах развитие продолжается. К примеру, в информационных технологиях. Зачем мечтать о каком-нибудь миелофоне, когда можно взять телефон, выйти в интернет, и прочесть о мыслях и взглядах бесконечного количества незнакомых тебе людей, да и вообще, получить почти любую информацию. Люди привыкли к новым технологиям, в какой-то мере, даже устали от них. Научно-технический прогресс и новинки науки и техники больше не считаются чем-то таким, вызывающим трепет. Техника меняется, а общество остается тем же, что и раньше. Изменяется медленнее. Автоматические стиральные машины и сотовые телефоны не повлияли на природу человека. Потому и происходит уход в магию, сказки для взрослых. Впрочем, художественная литература о волшебных мирах тоже быстро становится привычной и уже тот же Мартин творит фэнтезийный Вестерос, в котором бал правит реализм.
Но все же, фантастика еще может удивить своих поклонников, проявляясь визуально. Звездные войны, Терминатор, Хищник и т.п. выходят за обычные жанровые рамки. Их знает весь мир. Но и это ненадолго. В мире с большим выбором развлечений на любой вкус, фантастические блокбастеры мал по малу занимают лишь определенную нишу. «Дюна» и «Интерстеллар», на мой взгляд, никак не уступают Звездным войнам и Стартреку. Но современные фантастические блокбастеры известны, в основном, любителям жанра.
Давайте также не забывать, что кроме фантастической литературы и кино, современный человек может поиграть в компьютерные игры, с мистическим, фантастическим или фэнтезийным сюжетом, полистать комиксы, арты (ну или создать их самому с помощью нейросетей). Не будем сбрасывать со счетов форумы и сообщества в социальных сетях (к примеру, данный канал). То есть, предложений досуга очень много. И это я придерживаюсь только рамок одного фантастического жанра.
Суммирую все вышесказанное. Замедление НТР и НТП, пауза в освоении космоса с одной стороны, обыденность технических новинок, о которых наши деды и прадеды могли только мечтать (гаджеты, искусственный интеллект, интернет, бытовая техника и т.д. и т.п.) с другой - уже делают научную фантастику не такой захватывающей и волнующей миллионы, как во времена Азимова, Лема, Ефремова и др. мастеров Золотого века фантастики. При этом, фэнтези смогла заменить НФ только на очень короткое время. Усложнение жизни, атомизация общества, бесконечное разнообразие форм работы и досуга и другие факторы современности делают фантастическую литературу лишь одним из многих доступных увлечений. К тому же, в самой фантастике все больше проявляются черты специализации, к примеру, в виде популярных коммерческих направлений литературы: Бояръ-аниме, ЛитРПГ, бытового фэнтези, попаданства и т.д.
Потому бесполезно вспоминать былое, титанов мировой фантастики и великолепных авторов фантастики советской. Нет, читать и перечитывать их книги можно и нужно. Писать о них тоже. Но вот восклицать, что все пропало, раньше травка была зеленее и фантастика – не чета нынешней, не стоит. Толку то. Жизнь другая.
Ну а я просто буду рассказывать вам про понравившиеся книги современных фантастов и старых проверенных авторов. По мере сил, конечно.
Нет комментариев