"
МОНОЛОГ НА ЛЕСТНИЦЕ...
До сих пор лучшие умы человечества ломают головы над тремя вопросами:
- Что раньше появилось: яйцо или курица?..
- Что раньше зазвучало: гармонь или частушка?..
Ну и:
- Что раньше полюбилось народом: гитара или бардовская песня?.
Про курицу или гармошку спорить не буду, не знаю ответа на эти вопросы, а вот насчёт бардовской песни...
...
Сегодня День Бардовской Песни, друзья!..
И так уж вышло, что и я имею к этому Празднику некоторое отношение...
...
Свою первую песню я написал, ещё толком не умея зажимать струны на гитаре...
Конечно, песня была о любви и называлась она "Ответ на последнее письмо"...
Была в середине 70-х такая популярная песня - "Последнее письмо" - про то, как парень пишет письмо из армии своей девушке, которая его не дождалась, о чем он узнал, получив письмо от ее подруги, "некрасивой с рыжею челкою"...
Так вот, втемяшилась мне тогда в мою молодую головушку шальная мысль, " а вдруг?"!...
А вдруг эта подружка, подумал я, "некрасивая с рыжею челкою", написала неправду, типа, оклеветала свою подругу из зависти или ещё там чего...
А почему бы и нет, в принципе, чего в жизни только не быаает?!.
Я взял за основу текст песни, сохранил размер, некоторые обороты, а мелодию оставил из репертуара ВИА "Лейся, песня"...
Конечно, до Владислава Андрианова, исполнявшего эту песню "на слезе", мне было далеко, но моим друзьям песня понравилась, переписывали они ее в свои тетрадки-песенники...
Вот таким был мой первый опыт написания собственной песни!..
...
А в начале 80-х поступил я в институт культуры, где познакомился уже с настоящими авторами КСП-эшниками, как они сами себя тогда называли...
Слово "бард" в те годы ещё не имело такого значения, как сегодня, а вот КСП-эшники были очень популярны!..
Булат Окуджава, Юлий Ким, Юрий Визбор, Юрий Кукин, Олег Митяев, Татьяна и Сергей Никитины, Александр Суханов - эти имена тогда были на слуху у каждого любителя авторской песни...
...
Внимательный читатель, оценив список авторов, может задать резонный вопрос, типа, а как же Высоцкий, почему его я не назвал?..
Отвечу...
На мой взгляд, Владимир Семёнович - явление само по себе настолько уникальное и неповторимое, что его трудно причислить, как к бардам, так и к КСП-эшникам, тем более...
Лично я не могу представить Высоцкого, скажем, у вечернего костра, исполняющего, например, ту же "Охоту на волков"...
Повторюсь - это только мое личное мнение...
...
Помню, как я волновался перед посещением кемеровского Клуба Самодеятельной Песни, ехали мы туда на трамвае через полгорода, я представлял себе этот Клуб в виде чего-то такого грандиозного, в стиле Барокко или Ампир, но...
На поверку это оказалась ...простая "двушка"(!!!) с кухней-музеем и мини-зрительным залом человек на пятнадцать...
Правда, фотографии, которыми были щедро оклеены стены квартиры, произвели на меня огромное впечатление, я видел то, чего никогда не покажут по телевидению: все наши знаменитые на тот момент исполнители авторской песни были запечатлены в простой, бытовой обстановке: в застолье, за кулисами, в курилке, в магазине, на стадионе и даже у роддома!..
...
А потом, уже в конце 80-х, на КАТЭКе, я начал писать песни уже серьезно, как большой, но...
Кроме моих самых близких друзей, никому я свои опусы не показывал, стеснялся, такой вот я был тогда скромный...
Единственным моим слушателем, кому я не стеснялся показывать все свои песни, был мой отец, которому я их исполнял, приезжая на побывку в родительский дом...
И однажды..
....
Так случилось, что не был я на своей малой Родине целых шесть лет!..
Тосковал я страшно, но - не помню сейчас причину - вырваться к родителям я никак не мог и вот тогда появился у меня самый настоящий цикл песен на тему малой Родины под общим названием "Монолог на лестнице"...
Назвал я это цикл именно так потому, что частенько мы с вами приходим в гости к другу после долгой-долгой разлуки, сидим с этим другом всю ночь, о чем-то беседуем, чем-то заветным делимся, и вдруг, когда уже на рассвете мы обнимаемся и покидаем квартиру, то вдруг, спускаясь по лестнице мы понимаем, что самого главного другу мы сказать-то, оказывается, и не успели!..
И, бормоча себе под нос то самое, недосказанное, мы и произносим этот "Монолог на лестнице", как бы в догонку!..
Сейчас все это кажется наивным, а тогда...
...
Я помню двор средь тополей,
Тот уголок,что всех милей,
От всех печалей на земле
Мы знали средство!
До ночи, с самого утра,
Свой мяч гоняла детвора
Команда нашего двора,
Команда Детства.
Там не один истерзан мяч,
Там не прощался стон и плач.
А этот парень был горяч,
Горяч не в меру.
Не уступая никогда,
Во всем он первым был всегда.
И даже в том, что навсегда
Ушел, был первым...
Проходит время день за днём,
Мне часто снится старый дом.
И те друзья, что жили в нем
И по соседству.
Мне снятся старые дворы
И эпизоды той игры,
И парень, тот что до поры
Ушел из детства...
...
Эту нехитрую зарисовку я написал на одном дыхании, как только стало известно, что я вскоре, (после шести лет разлуки!), поеду в свой родной городок, увижу родителей, друзей, знакомых, соседей, просто незнакомых мне людей из города моего Детства... Написал я все это почти без помарок буквально за полчаса...
При всех минусах, осмелюсь признать, что в тексте чувствуется тоска, ностальгия, грусть, те чувства, которые я искренне тогда испытывал...
А буквально накануне отъезда, когда уже были куплены билеты, я, в предвкушении, написал ещё одну песню...
...
Можно рассмеяться,
Можно улыбаться,
Можно промолчать, поговорить.
Можно без печали
Лишь пожать плечами,
Только невозможно позабыть:
Домик двухэтажный,
Без балконов даже,
В тополях заросший шумный двор.
И друзей ораву
Не забудешь, право,
Тех, что часто снятся до сих пор.
Домик двухэтажный,
Без балконов даже,
На проказы детские глядел:
Детвора неслышно
Обрывала вишни,
Те, что так стерег соседский дед.
Детские праказы
Все не вспомнишь сразу,
Да и неудобно вспоминать.
Порванные книжки,
Синяки, да шишки,
Это помнят лишь отец, да мать.
Время безнадежно
Мчится, но с надеждой
Мы мгновенья ловим и тогда:
Словно по привычке
В той же электричке
В Детство приезжаем иногда.
Жаль, не бесконечен
Вечер нашей встречи,
К сожалению, древние правЫ:
В Детстве очень часто
Можно возвращаться,
Только возвратить его ...увы!..
...
А потом я приехал в свой маленький городок, в котором вырос, переулки которого мне, действительно, частенько снились, после шести лет разлуки, (вечность!), я прямо с вокзала пошел пешком, как бы здороваясь с местами моего детства и тут...
На месте любимого кинотеатра, в котором мы пересмотрели всю нашу "детскую классику" - от "Мальчиша-Кибальчиша" до "Фантомаса - раскинулся заросший бурьяном пустырь...
Вместо родной школы, в которой было все, что положено - от драк за гаражами до Первой любви - стоит административное здание с какими-то мелкими конторами...
Встретившийся по дороге одноклассник Володька в ответ на мои объятия суетливо сказал, что, мол, он очень спешит, "извини, Саня, некогда"...
И...
И прямо там, в своей родной спальне, под знакомым с детства ночником, улучив момент, я написал заключительную песню своего символического цикла "Монолог на лестнице"...
...
Как много лет пошло с той сказочной поры,
Куда вернуться вновь пытаюсь я.
Я снова прохожу сквозь старые дворы,
Где выросли подружки и друзья.
Знакомые дворы, знакомый с детства путь,
Сюда я приходил из года в год.
Жаль, ничего назад уже не повернуть.
И город мой меня не узнает...
Знакомый школьный двор, знакомый полисад,
Как говорится - Школьная страна.
На первом этаже, как много лет назад,
Все та же парта, слева у окна.
Знакомая тропа уводит в тополя,
Знакомая калитка у ворот...
Все то же, лишь стареют, увы, учителя...
И город мой меня не узнает...
Заветный уголок, заветное окно,
Сюда я возвращался вновь и вновь.
Забыть мне не дано наивное кино
С названием сладким - Школьная Любовь!
На мой простой вопрос звучит простой ответ:
- Такая здесь давно уж не живёт...
Казалось бы, прошло не так уж много лет,
Но город мой меня не узнает...
Мой город по ночам ко мне приходит в сны,
И, как всегда, накатывает грусть.
И я считаю дни до будущей весны,
Когда я обязательно вернусь!
Напрасно, может быть, сюда я прихожу,
Напрасно встречи жду день ото дня...
Напрасно...Может быть, но все же я прошу:
Мой Город Детства, ты узнай меня!..
...
А потом я стал артистом, работал сольные концерты, гастролируя по стране с Программой миниатюр и пародий, зрители были довольны, я был счастлив, как артист, но...
Не давал мне покоя, честно говоря, тот самый "Монолог на лестнице", хотелось создать ещё и Концертную программу по этим песням, тем более, что репертуар мой постоянно обновлялся, я написал много песен, посвященным друзья, родителям, жизненным событиям того времени, ещё были написаны и шуточные зарисовки...
Но...
Не решился я...
Увы...
А, может, и к счастью...
...
И вот только сегодня, в День Бардовской Песни, перебирая прошлое в своей памяти, я впервые осознал, как много доброго и хорошего не успел я сказать своим родным и близким в то время, когда это сказать ещё было можно: и папа был жив, и мама, и Ирина, моя первая жена, с которой мы прожили двадцать лет день в день...
И очень многих друзей уже нет, и знакомых, и соседей, которых я совершенно искренне любил и уважал...
Вот и этот рассказ получился, как тот самый - так и не произнесенный мною тогда - "Монолог на лестнице"...
... ... ...
Александр Волков...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев