Очерки об отце
Следует начать с вопроса: «Кто такой отец?». Так могут называть мужчину, чей сперматозоид оплодотворил материнскую яйцеклетку. Подобный ответ совершенно нас не удовлетворит, потому что такая позиция исчерпывала бы функции родителя донорством, и биологический «отец» мог бы самоустраняться в неизвестном направлении еще до рождения ребенка, не откладывая какой-либо отпечаток на психике. Но именно биологические предпосылки определили социокультурные особенные характеристики отца, а именно: это тот, кто отделен от своего семени после полового акта и не вынашивает плод; следовательно это тот, кто всегда может сомневаться в своем родительстве в отличие от женщины-матери. Здесь берет начало психоаналитическая мысль о возможной исключенности и сомнении, которые заложат основу извечного внутреннего конфликта отца.
До нас дошло много мифов и легенд. Как мы видим, верховные божества в большинстве случаев мужского пола, а сюжеты типичны в части противостояния отца и сына. Например, древнегреческий вариант, где Хронос (Кронос) кастрирует своего отца, чтобы взойти со своей сестрой на мировой трон. Отец жесток и это передается детям и дальше. Зигмунд Фрейд осуществил дешифровку этих культурных кодов с помощью мифа об Эдипе, что легло в основу его психоаналитической теории развития личности. Вытесненное бессознательное сексуальное влечение к матери и неосознаваемая конкуренция по этому поводу с отцом, видится как прямая отсылка к животному миру, где нет табу на инцест, а любой самец — конкурент за еду и самок.
Многие психоаналитики отмечают, что решающая функция отца — быть объектом идентификации в целях последующего здорового психического развития. Здесь мы наблюдаем ключевую сложность: родителю, чье существование определено агрессивными импульсами, необходимо создавать отношения с ребенком, нагруженные любовью и заботой. Конфликт заключается в противоречивых требованиях к отцу: быть нежным по отношению к ребенку, но жестоким за пределами семьи.
В 20 веке после мировых войн в семьи не вернутся миллионы отцов, что даст начало реальной безотцовщине, что окажет влияние на многие поколения вперед. Это будут поколения, выращенные в кругу мам, бабушек, сестер и теть — в женском кругу. Увеличится рост числа разводов по всему миру, станет больше случаев домашнего насилия, начнутся сексуальные революции и будет наблюдаться бум на однополые отношения, смену пола и все, что связано с полоролевой идентификацией — живое свидетельство утраты обществом отца.
Психоаналитическая практика сегодня буквально переполнена случаями анализантов, не знающих как жить, они наполнены тревогой или депрессивным состоянием. Анамнезы таких случае содержат в себе тему безотцовщины: родителя умершего, бросившего своих детей, жесткого и деспотичного или слабого и отстраненного, зависимого от алкоголя или наркомана. Подобная картина приводит к невозможности и нежеланию идентифицироваться с такими отцами, что в свою очередь ведет к серьезным личностным структурным дефицитам. Последствия указанных личностных пробелов типичные: расстройства пищевого поведения, психосоматические заболевания, зависимости, промискуитет, изоляция, смена места жительства, неопределенность в сексуальных предпочтениях, трудности в сексуальной ориентации или половой идентификации.
Фигура отца противоречива по своей природе и в связи с культуральными особенностями, происходящими в том числе из физиологии. Психоанализ и психоаналитическая практика не заполнит пустоты в связи отсутствующим отцом, но позволит сформировать отношение к этим лакунам, отношение к отцу, которого не было. Бессознательное двусоставное: из материнского и отцовского. Все поименованные симптомы приходят на место пустот, чтобы заполнить их собой. Тенденция к возможности заменить отца с учетом изложенного, представляется иллюзорной, но пленительной по-своему для тех, кто столкнулся с безотцовщиной, ведь в этом случае не придется горевать. В современных вопросах «неужели без отца ребенок не сможет вырасти психически здоровым человеком? Неужели его нельзя заменить?» можно расслышать приглашение отцу занять свое законное место — быть авторитетом, любить своих детей, учить справляться с трудностями и неудачами, научить «что делать с этой жизнью».
#психоанализ
Нет комментариев