Меня давно занимал вопрос, как наши селяне мылись в старые времена. Похоже, в селе Березичи не было традиции строить баньки в привычном для нас представлении, то есть, где-нибудь на задворках в отдельной хатенке, подальше от основной избы, не дай бог, пожар.
Опрос старожилов не дал ответа на то, как же это было. Вспоминают про оцинкованые корыта, тазики и липовые шайки с двумя ручками. Но вот то, что во многих семьях для мытья использовалась наша русская печка, такого никто не припоминает.
Между тем, доподлинно известно, что наши предки частенько мылись в печи.
Мы, немного почитав об истории вопроса, сфантазировали, как это могло происходить, скажем, в 1851 г. в дружной семье из села Березичи.
Знакомьтесь: молодой, 25 лет хозяин
Павел Иванович Демидов, его жена Марфа Ивановна, да дочка их Фёкла 4-х лет. С ними живёт павлова тётка вдова Васса Дмитриевна (42-х лет от роду) со своими детьми от рано почившего мужа Ивана - Максимом (18 лет), Яковом(13) и Родионом (10 лет).
В те далекие времена, когда жизнь крестьян была полна труда и скромных радостей, русская печь играла важную роль не только в приготовлении пищи, но и в поддержании чистоты тела. Да-да, именно так! В русских деревнях существовал особый ритуал мытья, который был тесно связан с этой величественной печью. В ней запросто можно было сидеть, не боясь испачкаться копотью.
Те деревенские печи, которые мы с вами знаем сегодня, а у некоторых они ещё целёхоньки, давно и не раз перестраивались и уже не предусматривали служить помывке.
Так вот,
однажды в Березичах, в этом не небольшом селе, принадлежавшем в ту пору князю Оболенскому, в семье Павла и Марфы наступил день большой стирки и уборки. Все знали, что после такой работы обязательно следовало хорошенько помыться. Павел, крепкий мужик, уже заранее растопил печь, а Марфа приготовила все необходимое для бани: березовые веники, чистое белье и большую деревянную бадью с водой.
Печь долго топили дровами до тех пор, пока ее кирпичные стены не стали раскаленными докрасна. Затем угли выгребли наружу, оставляя внутри жаркое тепло. Печь остывала медленно, сохраняя свою температуру часами. Это было идеальное время для того, чтобы устроить себе настоящую паровую баню прямо дома.
Марфа аккуратно поставила бадью, наполненную горячей водой, внутрь печи. Она добавила туда несколько горстей душистых трав – зверобоя, мяты и ромашки, собранных летом на лугу. Запах стоял просто восхитительный!
Когда вода немного остыла, настала очередь Павла забраться в печь. Из неё аккуратно выгребли угли, золу и обмели кирпичные стены веником. Паша снял одежду и залез внутрь через небольшую дверцу. Там он расположился на специально подготовленных деревянных решетках, которые служили ему своеобразным лежаком. Закрыв за собой металлическую дверцу, Павлуша начал потихоньку обливаться водой из бадьи, смывая грязь и усталость прошедшей недели.
Сначала он просто сидел, наслаждаясь теплом и паром, потом стал тереть себя мочалом, сделанным из льняного волокна. Вода стекала по его телу, унося с собой всю накопившуюся пыль и пот. Павел чувствовал, как мышцы расслабляются, а мысли становятся ясными и спокойными.
Через некоторое время Марфа открыла железную дверцу, чтобы выпустить лишний пар и дать возможность мужу выбраться. Он, пусть и с трудом, но обновленным, словно заново родившимся, выбрался наружу. Жена помогала ему лезть из печи. Его кожа была розовой от тепла, а глаза светились радостью и умиротворением.
После этого Марфа тоже устроилась в печи, повторив весь процесс. Когда она выбралась из печки, вся семья собралась за столом, чтобы отметить этот особенный день вкусным ужином и добрыми разговорами.
Вот так, в те давние времена, когда еще не было современных удобств, наши русские крестьяне находили простые, но эффективные способы поддерживать чистоту и здоровье. Их русская печь становилась настоящим местом отдыха и омоложения, дарящим силы и бодрость на долгие дни вперед.
Примечание:
1. Состав семьи Демидовых в 1851 г. мы разыскали в документах нашей Никольской церкви.
2. Фото - выискали в интернете
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев