Эта памятная дата приурочена к годовщине смерти матери Терезы Калькуттской. Известная монахиня и миссионерка на протяжении полувека служила бедным, больным и сиротам, стала лауреатом Нобелевской премии мира "За деятельность в помощь страждущему человеку".
🙏Благотворительность дополняет работу государства в сфере здравоохранения, образования, способствует развитию культуры, науки, спорта. Она сплачивает людей, способствует созданию более устойчивого общества.
Первый толчок к развитию благотворительности в России дал Петр I, организовав так называемые гошпитали. Данная структура объединяла в себе функции больницы и дома-приюта для стариков и детей. Позднее, при Екатерине II, были открыты приюты для брошенных детей в Москве и Петербурге.
До XVIII века благотворительность была делом церковным, а мотивация ее религиозной. Государство осознало контроль за благотворительностью как свою обязанность впервые в царствование Петра I, то есть в первой четверти XVIII века. Это время стало переходным периодом от неорганизованной подачи милостыни к созданию заведений общественного призрения по единому плану, регламентированному общероссийскими узаконениями.
Правление Петра I справедливо считать отправным пунктом в возникновении государственной политики поощрения благотворительности. Идея изыскивать средства для устройства госпиталей и детских заведений не из казенных сумм, а от подаяния зажиточных людей была высказана Петром I после того, как он побывал в Западной Европе. После этого были сделаны первые шаги к созданию законодательства и приняты практические меры в этой сфере. В частности, были созданы единичные благотворительные заведения – богадельни для престарелых и приютов для «подкидных» младенцев в губернских городах.
В XVIII веке матрица благотворительного поведения задавалась первым лицом в государстве, и, повторяя его благочестивые поступки, придворные демонстрировали свою лояльность. Известно об устройстве только в 1698-1710 годах пяти благотворительных больниц, детского приюта и гостиницы для странников в Новгороде митрополитом Иовом, которому были переданы денежные пожертвования от самого Петра I и его сподвижников – военачальника, позже губернатора и сенатора Петра Матвеевича Апраксина и крупного чиновника Якова Никитича Римского-Корсакова.
Наступившая после смерти Петра эпоха дворцовых переворотов почти не сказалась на курсе развития благотворительности. В послепетровский период число благотворительных заведений, главным образом, богаделен, постепенно увеличивалось. На содержание большинства благотворительных заведений выделялись средства из казны. Четверть их была создана на деньги и при участии частных лиц.
Прием в богадельни регулировался административными и полицейскими органами, поскольку число мест было ограничено и всех принять не могли. Предпочтение отдавалось престарелым лицам не имевшим семьи, из беднейших семей, которые не могли прокормить старика, дряхлым родителям, сын которых по приговору мирского схода был отдан в рекруты, являясь до ухода в армию на 25 лет «единственным кормильцем при дряхлом и немощном отце или матери». Позиция государства заключалась в том, чтоб не допустить окончательного обнищания семей, не имевших бюджета для достаточного пропитания.
Круг бедных, имевших право на получение призрения или благотворительных выдач, определялся и контролировался на уровне церковных приходов, основным документом, удостоверяющим бедность, была справка от священника, поскольку священники знали положение своих прихожан.
Несмотря на отсутствие законодательно прописанного морального поощрения государством частных жертвователей, благотворительность развивалась. В области практического воплощения ее поддерживали губернские власти, обязанные не допускать возмущения горожан и валяющихся на улицах нищих.
Системное законодательство в области благотворительности стало создаваться в годы правления Екатерины II. При ней были проведены административные реформы, обеспечившие стимулы для развития светской филантропии на местном и губернском уровне, и сформировались институты самоуправления. В правительственной политике в сфере благотворительности сочеталось рациональное начало с провозглашением положительных моральных принципов. Фактически в эпоху Екатерины II началась история светской благотворительности.
Екатерина выбрала для себя образ заботливой матери, для которой интересы страны и подданных важнее личной выгоды. Широко известен случай, когда в 1767 году императрица отказалась от памятника, который хотели воздвигнуть в её честь, повелев употребить предназначенные для него средства на строительство благотворительных заведений. Она заявила: «Я лучше желаю воздвигнуть монумент в сердцах подданных, нежели на мраморе», и, добавив к 52 тыс. рублей, собранным дворянством и купечеством, 150 тыс. руб. от себя, предназначила деньги на устройство училищ, сиротских домов, богаделен, больниц. Вместе с пожертвованиями вельмож, последовавших примеру императрицы, общая сумма составила 500 тыс. руб.
Впоследствии её жесты повторял Николай II, с 1897 года не принимая подношения в ходе своих путешествий по стране и призывая подданных тратить деньги не на подарки государю, а на местные нужды.
За 34 года царствования Екатерины сложилось несколько важных благотворительных практик. Устоялась традиция образца морального поощрения щедрых благотворителей высшей властью. Крупные филантропы удостаивались личной благодарности монарха, а их портреты устанавливались на всеобщее обозрение в залах заседаний городских дум и благотворительных заведений.
В рамках своего политического кредо – «проявить блеск власти», «согласить враждующие общественные интересы» – императрица пошла на осторожное разрешение возникновения негосударственных институтов. По законам «Учреждения для управления губерний» (1775) и «Жалованной грамоте городам» (1785) в Российской империи вводились начала местного самоуправления. «Учреждение о губерниях» стало отправной точкой для правового регулирования частных пожертвований, поскольку содержало дозволение использовать «доброхотные подаяния». Также оно разрешало создавать благотворительные заведения: «Частным людям, обществам и селениям не возбраняется учреждать от себя благотворительные заведения».
В соответствии с «Учреждением о губерниях», в 1775 году были созданы Приказы общественного призрения – институты под председательством губернатора, куда выбирались заседатели из местного общества, а также приглашались выборные главы купеческого и дворянского сословий. Совет Приказа из 6-7 человек решал вопросы о местных заведениях Приказов: народных школах, сиротских домах, больницах, богадельнях и смирительных домах, которые могли создаваться как на средства местного бюджета, так и на благотворительные пожертвования. При создании каждого губернского Приказа на образование основного капитала выделялось 15 тыс. рублей из доходов губернии для образования основного капитала. К 1830 году было по стране создано 57 таких Приказов.
Первая половина XIX века была ознаменована крупными законодательными реформами, проводимыми тремя сменившими друг друга на престоле императорами – Павлом I и двумя его сыновьями – Александром I и Николаем I. К началу столетия чётко определились правила принятия пожертвований.
Важным событием в истории благотворительности стало появление Ведомства учреждений Императрицы Марии и Императорского Человеколюбивого общества. Ведомству учреждений Императрицы Марии передавался ряд взимаемых государством пошлин, в частности сборы с публичных зрелищ и увеселений и карточная монополия, то есть обложение сбором каждой колоды игральных карт. Таким образом, достигались две цели: взимался своеобразный «налог на развлечения» и создавался образ власти – защитника интересов слабых и неимущих.
После отмены крепостного права и других реформ 1860-1870-х годов, среди которых наибольшую значимость для развития благотворительности имели земская и городская реформы, был дан толчок проявлению общественной активности в сфере благотворительности.
В последние десятилетия существования монархии сформировалась широкая сеть благотворительных заведений, включавшая такие крупные организации как, например, Попечительство о трудовой помощи и Российское общество Красного Креста, основанное в 1867 году за счет сборов с заграничных паспортов и с проезжающих по железным дорогам пассажиров.
Согласно данным за 1902 год в Российской империи насчитывалось свыше 19 тыс. филантропических учреждений. К ХХ веку государственная власть придерживалась позиции всемерной поддержки филантропии, что отразилось на трансформации правовых норм. Упростились бюрократическая система, механизм передачи пожертвований и порядок открытия благотворительных организаций, деятельность которых с 1897 года регулировалась «Примерным уставом общества пособия бедным».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев