Насилие над детьми — жестокое обращение с детьми. Может
выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального
насилия или отсутствия заботы. Согласно ВОЗ, насилие над детьми
является глобальной проблемой с серьёзными пожизненными
последствиями.
✔Виды насилия над детьми
Физическое насилие над ребёнком —преднамеренное нанесение взрослым ребёнку побоев, травм, повреждений, увечий. Признаками физического насилия являются синяки, царапины, рубцы, ожоги, ссадины, раны, переломы, а также грубое обращение, которое может привести к увечьям. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Часто граница между телесными наказаниями и физическим насилием размыта. Культурные нормы, определяющие физическое насилие, сильно разнятся: как среди специалистов, так и среди общественности нет единого мнения о том, какие именно действия считать физическим насилием. Некоторые специалисты считают, что культурные нормы, допускающие телесные наказания, являются одной из причин насилия над детьми, и организуют кампании за изменение этих норм.
- Сексуальное насилие
- Эмоциональное (психологическое)насилие
- Психологическим насилием
✔К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется:
• задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у
дошкольников и младших школьников);
• импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей,
вырывание волос), злость;
• попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в
жизни (у подростков);
• уступчивость, податливость;
• ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь
гнева;
• депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность,
заторможенность;
• запущенность, отсутствие заботы о детях – невнимание к основным
нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском
обслуживании, присмотре;
• не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок
постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
• брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
• нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена
кожи;
• не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком
рано и уходит из нее слишком поздно;
• устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное
поведение.
✔Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается
насилию, то:
1. Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве,
особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями,
эмоции соответствуют пережитому состоянию.
2. Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а
пострадал ваш ребенок.
3. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая,
что понимаете всю тяжесть его страдания.
4. Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего
страшного, все пройдет...".
5. Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит
осуждение, страх, гнев, то, что может нанести ему более глубокую
рану, чем само насилие.
✔Отсутствие заботы
Отсутствие заботы — это пренебрежение основными потребностями
ребёнка (в еде, одежде, жилье, медицинской помощи или
присмотре) со стороны родителя или другого человека, несущего
ответственность за ребёнка, в результате чего здоровье,
безопасность и благополучие ребёнка оказываются под угрозой. К
наблюдаемым признакам отсутствия заботы относится постоянное
непосещение ребёнком школы, попрошайничество, кражи ребёнком
денег или еды, грязная кожа или одежда, отсутствие сезонной
одежды.
Заброшенные дети могут страдать задержками физического и
психосоциального развития, что может стать причиной
психопатологии и нарушения нейропсихологических функций, в
том числе исполнительных функций, внимания, речи, памяти и
социальных навыков. По данным исследований, дети, пережившие
отсутствие заботы, как правило, впоследствии не воспринимают
взрослых как источник безопасности и демонстрируют
повышенную агрессивность и гиперактивность, что может
помешать формированию здоровой и прочной привязанности к
приёмным родителям. Адаптируясь к насильственному или
непостоянному родителю или опекуну, такие дети становятся
настороженными и недоверчивыми; часто отмечают их
неискренность и склонность к манипуляциям. Жертвы отсутствия
заботы впоследствии могут испытывать трудности при завязывании
и поддержании дружеских и романтических отношений в
результате недостатка привязанностей в детстве.
✔Последствия семейного насилия
По данным исследований, любые формы насилия в детстве увеличивают вероятность многих хронических заболеваний. К наиболее надёжным исследованиям в этой сфере относят масштабное исследование «Опыт
неблагополучного детства» (Adverse Childhood Experiences, ACE), проведённое правительственным Центром по профилактике и контролю
заболеваемости США, в ходе которого были обнаружены
корреляции между пережитым насилием или отсутствием заботы и
повышенным уровнем заболеваемости хроническими болезнями,
рискованного поведения и сокращённой продолжительности жизни.
Для детей, переживших отсутствие заботы или физическое
насилие, более вероятно возникновение психиатрических проблем
или нарушений привязанности.
• Ребенок учится насилию;
• Ребенок становится тревожным;
• Ребенок не уверен, что его в семье любят.
✔Предотвращение насилия.
Согласно официальной позиции ВОЗ, для предотвращения насилия
над детьми наиболее эффективны многосекторальные программы,
направленные на поддержку родителей и обучение их навыкам
ухода за ребёнком и его воспитания. Такие программы
предполагают, в частности, посещения родителей и детей на дому
медсестрами для поддержки, обучения и предоставления
информации, а также групповые занятия для родителей, где их
обучают навыкам воспитания детей, расширяют знания о развитии
ребёнка, развивают стратегии позитивного обращения с детьми.
ВОЗ также рекомендует специальные программы, направленные на
профилактику травм головы в результате синдрома детского
сотрясения (информирование молодых родителей о синдроме
детского сотрясения, проводимое в больницах до выписки
новорожденного), и программы профилактики сексуального
насилия над детьми (информирование детей в школах о праве
собственности на своё тело, обучение распознаванию угрожающих
ситуаций, обучение отказывать старшему и рассказать об инциденте
заслуживающему доверие взрослому).
Рисунки: Netter&;s pediatrics (1st ed.), Florin, 2011
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1