Во многих странах мира специалисты признают: система образования, построенная в СССР, была лучшей в мире. И если вернуть ее сегодня кажется делом чрезвычайно сложным, то вспомнить ее и увидеть то достойное, что в ней было и что мы, к несчастью, во многом растеряли, будет гораздо проще.
До революции 1917 года в России было лишь считанное число учреждений для дошкольников. Все изменилось, кода большевики провозгласили курс на обеспечение равенства женщин и мужчин и активное участие женщин в трудовой и общественной жизни. Очень скоро в стране появилась разветвленная сеть детских садов и яслей.
В. И. Ленин называл детские сады «ростками коммунизма», утверждая, что только с их помощью женщина может добиться истинно равного положения с мужчиной.
С середины 1920-х годов детские сады начали появляться не только в городах, но и в сельской местности. К 1941 году детские сады и ясли посещали около 2 миллионов детей дошкольного возраста. К 1971 году это число увеличилось до 12 миллионов человек.
В 1959 году ясельно-детсадовская система была реформирована, эти учреждения были объединены в единую цепь. Отныне система дошкольных учреждений брала под опеку детей от 2 месяцев до 7 лет, когда им приходило время идти в школу.
До Великой Октябрьской Социалистической революции уровень грамотности в России был чрезвычайно низок. Большевики запустили кампанию ликбеза (ликвидации безграмотности), нацеленную на неграмотную часть взрослого населения. К 1926 году в стране был 1 миллион грамотных людей, а к 1939-му, благодаря ликбезу, их число достигло 40 миллионов.
Настоящий прорыв случился в 1930-е годы, когда в стране начала действовать система всеобщего начального образования. К началу 1940-х проблема всеобщей грамотности в стране была, в целом, решена.
На первых этапах существования системы всеобщего образования школы не могли вместить всех учеников, поэтому было введено посменное обучение. Младшие классы начинали учебу в 8 утра и продолжали учиться до полудня, когда их место занимала следующая смена. Старшие ученики последней смены начинали учиться в 6 часов вечера и заканчивали после 10-ти, а иногда и после 11-ти вечера.
Первые десятилетия существования системы всеобщего образования в СССР были временем больших экспериментов. К примеру, поначалу исторические события изучались несистематизированно в рамках разных общественных дисциплин.
Великая отечественная война сильно подкосила систему образования в стране. Прошло много лет, прежде чем удалось восстановить то, что было разрушено войной и гитлеровской оккупацией. В послевоенные годы советские власти в развитии образования делали упор на усиление системы высшей школы, раскрытие индивидуальных способностей ученика и привлечение в школы квалифицированных преподавателей. Именно тогда появились всевозможные учительские надбавки и льготы.
После начала «холодной войны» и технологического соревнования двух систем в СССР стали уделять все больше внимания развитию точных наук, в особенности математики. В конце 1950-х годов в стране происходил настоящий математический бум. Появились математические спецшколы, выпускники которых впоследствии сделали большой вклад в развитие советской космической программы.
Помимо школ, в СССР существовала широкая сеть внешкольных образовательных учреждений, детских кружков и клубов, где дети бесплатно могли заниматься любым интересным им предметом — от робототехники до вышивания.
Большую роль в работе со школьниками играла пионерская организация. Основным в воспитательных целях стали спортивные и социальные занятия: пионеры ходили в походы, собирали макулатуру и металлолом, помогали ветеранам войны.
В СССР уделялось большое внимание развитию высшей школы. Программа индустриализации уже в 1930-х потребовала множества квалифицированных специалистов. В 1950-х прошла новая волна открытия институтов и университетов. К 1975 году в СССР насчитывалось почти 5 миллионов студентов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев