Расформирована в 1960 году.
Удивительный, теперь уже исторический документ, написанный рукой нашего замечательного земляка, военного лётчика, писателя, поэта, почётного гражданина Гдова Сергея Каширина, передал в редакцию Марат Фаляхиев.
«Этот документ хранится у меня в семейном архиве давно. Но я решил, что всё, касающееся Сергея Каширина, имеет такую ценность, которой должны обладать все мы – его друзья, земляки, почитатели его таланта», – сказал Марат Мавлитович, передавая раритет.
На двух пожелтевших от времени листках бумаги быстрым почерком описаны первые дни появления военных лётчиков на Гдовской земле…
Июнь 1953 года. В Смуравьёво-2 начали прибывать самолёты из ОГ СВГ (из Германии).
Это были фронтовые бомбардировщики ИЛ-28, первые реактивные самолёты этого класса, заменившие Пе-2. Среди лётчиков был молодой лейтенант Сергей Каширин.
Экипаж бомбардировщика состоял из 3 человек – лётчик, штурман и стрелок-радист. Прибыла целая авиационная дивизия с тремя полками и частями обеспечения. Это примерно 3 тысячи человек!
Городок и аэродром не были готовы к приёму военных. Как они жили, а вернее, выживали, и описал в своих воспоминаниях Каширин.
✅И строили, и летали…
«1953 год. День «Х» в ГДР. В Берлине было жёстко танками подавлено восстание немцев против социализма. Возле Бранденбургских ворот сошлись лоб в лоб наши и американские танки. Мы, лётчики, сидели в самолётах с заряженными для боя пушками и с подвешенными бомбами: ждали приказа бомбить Берлин.
К счастью, войны удалось избежать, но наши новейшие и лучшие по тому времени Ил-28, МиГ-17 и МиГ-19 стояли на аэродроме, что называется, под открытым небом – под ударом. Над нами то и дело летали американские разведчики – фотографировали.
Буквально через несколько дней нас вывели из-под удара – дивизия Ил-28 «своим лётом» взяла курс на неведомое нам Смуравьёво.
Прилетели – мама родная! Среди вырубленного леса на болотистой местности была проложена всего лишь взлётно-посадочная полоса с узенькой для Ил-28 рулёжкой, без бетонированных стоянок. Рулишь, а вдоль РД кучи поваленных деревьев…
Для стоянок из брёвен и досок сделали настилы, закатывали на них тяжеленные бомбовозы (вручную), жили в палатках. Как на грех, лето 1953 года было очень дождливое. Грязюка, ходили в резиновых сапогах. Палатки мокрые. Столовую сделали на улице возле палаток – состряпали дощатые столы и скамейки. Не хватало посуды. Не хватало хлеба – трактором возили из Сланцев. Не было бани, не было для всех рукомойников – умывались и купались в Черме.
Помню построение. Стоим – свет не мил. Нас в ту пору называли сталинскими соколами, и вот как они вынуждены жить! Жить не хочется.
Выходит перед строем генерал. «Товарищи! Мы вынуждены жить и продолжать боевую учёбу вот в таких условиях. Ну что ж, построим дома, построим хорошую баню. Построим штаб. Сделаем первоклассный аэродром. Вот здесь, – показывает рукой, – разобьём парк. Вот здесь посадим сад…
–А летать? – спрашиваем хором.
– А летать будем. Будем строить и летать. И такой будет у нас военный городок – лучше, чем в ГДР.
Заулыбались сталинские соколы.
– Главное – летать!
И летали. И строили. Всё – сами, «хозяйственным» способом. То есть все – и солдаты, и офицеры с пилами, с топорами, с лопатами. Нет, к зиме не успели, снег захватил в палатках. Лётному составу отдали под общежитие солдатскую казарму, но к морозам поставили дощатые бараки – жили в страшной тесноте, но в более-менее натопленных помещениях.
Не было электричества. Поставили движок. Сами давали ток. Не было санчасти, но вроде и не болели. Хуже было семейным. Кое к кому, несмотря на то, что в письмах мужья категорически запрещали, всё же приехали жёны с детьми. Помню, сидят на чемоданах с ребятишками, а тут дождь со снегом. Заселили все близлежащие деревушки, Гдов…
Горючее возили со станции Гдов. Начали срочно прокладывать ветку. Зимой вручную лопатами расчищали от снега взлётно-посадочную полосу и РД. И всё-таки летали!
И не только. Кажется, уже к весне над нами на большой высоте начали плыть в небе американские воздушные шары-шпионы. Фотографировали. Пришлось их сбивать. Американцы диву давались: «Как? Почему?» Выдашь в шар весь боекомплект, а он, сволочь, висит. Оказывается, их внутренности стали делать камерными. Пробьешь несколько камер, а остальные держат. Да и когда несёшься на него, того и гляди, как сам в него врежешься. Потом рассмотрели сбитый – стали прошивать очередями из пушек. Крест-накрест. Да ещё так, чтобы не повредить подвесную аппаратуру…
А жили-то как! Так называемый финский домик – щитовой, быстросборный, нечто вроде летней досчатой времянки. На 4 семьи. Лётчикам и штурманам – комнатки 12 м. кв. Стрелкам-радистам и техникам – малюсенькие – 8 м. кв. Независимо от количества детей. Одна кухонька с металлической плитой да печечка, которую топили едва ли не все 24 часа в сутки, особенно если был грудной ребёнок. Какой уж тут предполётный режим: до полночи муж топит, вторую половину ночи – жена. Запасали дрова сами. Туалет-уборная на дворе, воду носили из колонок.
К тому же в стране была ещё послевоенная разруха, голодуха. Сами сажали грядки и картошку. Было и огромное своё подсобное хозяйство.
Между домиками непролазная грязь. Весной – воскресники. Сами строили дороги. И продолжали строить аэродром...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5