Убийства, вскрытия гробниц, подделки и подлоги, призванные доказать,
что произведения Шекспира писал не Шекспир
Автор Дмитрий Иванов
О жизни и творчестве Уильяма Шекспира сохранились десятки исторических документов. Он был хорошо известен своим современникам как поэт и драматург, чьи сочинения неоднократно издавались и цитировались в стихах и прозе. Обстоятельства его рождения, образование, образ жизни
— все соответствовало тому времени, когда профессия драматурга еще считалась низкой, но театры уже приносили своим владельцам немалый доход. Наконец, Шекспир был и актером, и автором пьес, и пайщиком театральной труппы, он почти двадцать лет провел репетируя и выступая на сцене. Несмотря на все это, до сих пор ведутся споры, был ли Уильям Шекспир автором пьес, сонетов и поэм, опубликованных под его именем. Сомнения впервые возникли в середине XIX века. С тех пор на свет появилось множество гипотез, приписывающих авторство шекспировских произведений кому-то еще.
Именами Бэкона, Оксфорда, Ратленда, Дерби и Марло список потенциальных кандидатов в Шекспиры, конечно, не ограничивается. Всего их насчитывается несколько десятков, в том числе такие экзотические, как королева Елизавета, ее преемник король Яков I Стюарт, автор «Робинзона Крузо» Даниэль Дефо или английский поэт-романтик Джордж Гордон Байрон. Но, в сущности, неважно, кого именно те или иные «исследователи» считают подлинным Шекспиром. Важнее понять, почему именно Шекспиру раз за разом отказывают в праве называться автором своих произведений.
Дело не в том, что о жизни Шекспира якобы ничего достоверно не известно. Напротив, после 200 лет разысканий о Шекспире собрано поразительно много свидетельств, и сомневаться в авторстве его сочинений не приходится: для этого нет решительно никаких исторических оснований.
Для сомнений, однако, есть основания эмоционального свойства. Мы — наследники романтического перелома, произошедшего в европейской культуре в начале XIX века, когда возникли новые представления о творчестве и фигуре поэта, неизвестные прежним столетиям (не случайно первые сомнения в Шекспире зародились именно в 1840-е годы). В самом общем виде это новое представление можно свести к двум взаимосвязанным чертам. Первая: поэт гениален во всем, в том числе в обычной жизни, и существование поэта неотделимо от его творчества; он резко отличается от обычного обывателя, его жизнь подобна яркой комете, которая летит быстро и так же быстро сгорает; его с первого взгляда невозможно спутать с человеком непоэтического склада. И вторая: что бы этот поэт ни писал, он всегда будет говорить о себе, об уникальности своего существования; любое его произведение будет исповедью, в любой строчке отразится вся его жизнь, корпус его текстов — его поэтическая биография.
Шекспир не укладывается в подобное представление. В этом он схож со своими современниками, но лишь ему выпало стать, перефразируя Эразма, драматургом на все времена. Мы не требуем, чтобы по законам романтического искусства жили Расин, Мольер, Кальдерон или Лопе де Вега: мы чувствуем, что между нами и ними стоит барьер. Творчество Шекспира способно этот барьер преодолевать. Следовательно, с Шекспира и спрос особый: в глазах многих он должен соответствовать нормам (а точнее, мифам) нашего времени.
Впрочем, от этого заблуждения имеется надежное лекарство — научное историческое знание, критический подход к расхожим представлениям века. Шекспир не хуже и не лучше своего времени, а оно не хуже и не лучше других исторических эпох — их не надо приукрашивать или переделывать, их надо постараться понять.
Arzamas предлагает шесть самых долгоживущих версий того, кто мог писать за Шекспира.
Версия № 1
Фрэнсис Бэкон (1561–1626) — философ, писатель, государственный деятель
Previous
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев