Впечатления от книги «Житие старца Паисия Святогорца»
Святой Максим Исповедник пишет, что Святой Дух дарует чистоту тем, кто достоин очищения, через страх, благочестие и знание. Он также дарует озарение знанием бытия тем, кто достоин света через крепость, волю и рассудительность, и одновременно дарует совершенство тем, кто достоин обожения через всесветлую, простую и всесильную мудрость.
Приснопамятный старец был достоин очищения, просвещения и обожения, и Бог даровал ему все эти благодатные состояния, когда он стал духовным отцом и начал помогать людям словом и молчанием, молитвой и чудесами. Поэтому когда читаешь его слова, то воспринимаешь их как слова мудрости и рассудительности, слова, которые вызывают обновление и стремление пересмотреть собственную жизнь.
Читая книгу «Житие старца Паисия Святогорца», видишь боговидца–аскета, который прошел все уровни духовной жизни: отречения, нестяжательства, мученического послушания, многолетнего подвига, очищения сердца, просвещения ума, умной сердечной молитвы, опыта боговидения, любви к Богу. Видишь монаха, обладающего крайней честностью и духовным мужеством. Он постоянно говорил христианам, чтобы они приобретали честность и мужество.
Этот блаженный старец пережил всё. Испытал нападки демонов, «дьявольское забрасывание камнями», бесовские «тангалашкины (бесовские. – Ред.) шуточки» из-за зависти по причине его высокого духовного состояния. Бесы ему часто являлись, чтобы ввести его в смущение и сделать зло, однако Божий человек давал им отпор силой Святого Духа с глубоким смирением и духовной мудростью.
У старца было понимание того, что такое Церковь, убеждение, что Церковь – это сообщество святых, у которых есть связь со Христом. Старец видел Ангела, который принес ему пищу, видел своего Ангела Хранителя, который о нем заботился, когда он в этом нуждался. Он видел святых: трех святителей, великомученицу Екатерину, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, преподобного Исаака Сирина, великомученицу Евфимию, целителя Пантелеймона, мученика Лукиллиана, преподобного Арсения и других. Как-то ему явился святой в свете, и, когда старец спросил его, кто он, тот ответил, что он исповедник Власий из Склавены.
Однажды он удостоился ночного посещения Богородицы, в другой раз видел Богородицу в белом и многократно принимал Богоматеринскую заботу, говорил с Ней и брал пищу из Ее пречистых рук. К Богородице он относился как к матери, а великомученицу Евфимию называл «моя святая Евфимьюшка».
Однажды он пережил и увидел наяву благодать Божию, которая укрепляла его и поддерживала целых десять лет. Он хранил умное безмолвие и сердечную молитву. Его ум был охвачен созерцанием, когда он молился. Он видел «сладчайший свет», который, как он рассказывает, был «сильнее солнечного; солнце теряло свое сияние рядом с ним». Он «смотрел на солнце, и солнечный свет» казался ему «слабым, как свет луны во время полнолуния». Он «смотрел на этот свет очень долго». Потом, «когда свет прекратился и благодать уменьшилась», он «не мог найти утешения и радости». Это состояние было столь благодатным, что, когда по окончании этого небесного явления ему нужно было есть, выпить воды и заняться рукоделием, он ощущал себя «как животное».
Он удостоился видеть и Самого Христа, когда ему было еще только пятнадцать лет. О другом Богоявлении он рассказывает так: «В какое-то мгновение как будто бы исчезла стена в моей келлии, и я увидел Христа в свете, примерно на расстоянии шести метров». Он имел опыт переживания Божественного причастия как Тела Христова.
У старца Паисия были все отличительные черты пророков и великих преподобных мужей. Он с ясностью видел всё. Он видел душу старца Филарета Румына в тот час, когда она уходила на небо, «как маленький ребенок, двенадцати лет примерно, со светлым лицом, в небесном свете она поднималась на небо».
Он на личном опыте пережил всю догматику Церкви (богословие, христологию, экклезиологию, демонологию, эсхатологию).
Православная исихастская традиция об очищении, просвещении и обожении является фундаментом догматов Православной Церкви: через очистительную энергию Божества человек очищается от бесовских сил; через просвещающую Божественную энергию приобретает постоянную память о Боге; через Божественную энергию богосозерцания обретает личное общение с Богом, с Богородицей и со святыми; на опыте переживает Церковь как Тело Христово и приобщение к обожению. Постепенно он становится учителем Церкви, выразителем опытного богословия.
Он отличал Божественное от диавольского, что является истинным богословием. Он исцелял духовные и телесные недуги людей, совершал великие чудеса, вызывал духовное изменение своих собеседников, был ведом Святым Духом.
Приснопамятный отец Паисий совершал великий подвиг, приносил чрезмерные и превосходящие человеческие возможности жертвы ради любви ко Христу, поэтому Бог осыпал его Своими обильными дарами: Он щедро вознаграждает Своих усердных чад.
Старец Паисий очистил умную часть своей души и получил от Святого Духа мудрость, силу осознанного восприятия и приобрел понимание сущности бытия. Он имел опыт знания будущего и сокрытого и получил дар веры. Он в величайшей мере развил в себе человеколюбие, ежедневно отдавая свои силы на служение роду человеческому, и получил дар исцеления.
Все чудеса, которые он совершал, были естественным следствием дара Духа Святого. Его великая любовь к живым и мертвым, которая выражалась в непрестанной молитве и в его жертвенном и мученическом служении, преобразовалась Духом Святым в дар чудотворения.
Пророков Ветхого Завета народ называл «зрящими» и «видящими». У них было духовное зрение, они видели духовные болезни людей, и у них было постоянное общение с Богом через устную речь и устное общение с Ним. Они видели будущее вочеловечение Сына и Бога Слова. Таким же «зрящим» и «видящим» был и старец Паисий.
Его духовная биография напоминает нам великие образы подвижников Древней Церкви. Его ослабленное тело выдерживало эти подвиги, потому что оно получало благодать от Бога. Он совершал великие духовные «безумства» ради любви ко Христу, во сне, в пище, поклонах, пеших путешествиях, заточении в пещерах, в дуплах дубов, схождении в пропасть ради безмолвия, воздержании, тишайшей исихии, непрестанной молитве и сердечном страдании за весь мир, человеколюбии, встречах с медведями и достижении в них покорности, бесстрашии и безбоязненности в отношении вещей, которые вызывают страх. Он не носил обуви в Синайской пустыне, и поэтому пятки его потрескались и стали кровоточить. Иногда он вел себя как Христа ради юродивый, а иногда – как мудрый учитель. О некоторых мученических подвигах он мне рассказывал: например, о том, как поборол искушение «плотского горения» в святой обители Стомион в Конице. Он даже показал шрамы на своей ноге, и я об этом свидетельствую.
И, несмотря на все эти великие подвиги, его самотдачу этим духовным «безумствам» Христа ради, он весь был сердцем, сладостью и услаждением, излучая утешение и сострадание к скорбящим, обладая бесконечным духовным юмором. У него было нежное и чуткое сердце, он был непрестанным духовным солнечным сиянием, тихим осенним светом. Где было нужно, он был строгим, но он соединял строгость с материнским сердцем.
В общем, этот блаженный старец, как написано в книге, «изнурял себя подвигами и духовно успокаивал каждого человека. Сам страдал за боль и грехи людей, но одновременно давал им радость и утешение. Боролся с бесами, беседовал со святыми, общался с дикими животными и помогал духовно людям».
Насколько чудесной была его жизнь, настолько чудесной была и его кончина; она была преподобномученической. Характерен разговор с лечащим врачом за семь дней до его кончины, согласно свидетельству самого доктора. Врач сказал ему: «Геронда, ваша печень распухла и причиняет вам боль». Оказалось, опухоль дала сильнейшие метастазы. Старец Паисий улыбнулся и ответил: «А, это моя гордость, не переживай. Она меня продержала до семидесяти, и она меня сейчас посылает, насколько можно быстрее, туда, куда я должен идти. Не переживай о ней, у меня все хорошо». Такое отношение к словам врача свидетельствует о преодолении страха смерти.
Ближе к концу жизни он хотел быть один, сосредоточенно молиться и лучше подготовиться к своему исходу. В последнюю ночь он пережил то, что переживали мученики. Во время своих болей он призывал Богородицу, говоря: «Сладчайшая моя Богородица!» На два часа он лишился чувств и, когда пришел в себя, сказал приглушенным голосом: «Мученичество, настоящее мученичество…» – и мирно упокоился.
Характерно и духовное завещание старца, которое было найдено после его кончины в келлии Панагуда. В этой маленькой, простой по слогу записке видны его самоуничижение и духовная зрелость. Он сравнивает свою жизнь с небесным жительством, которое удостоился испытать и увидеть.
Благодаря частому общению с приснопамятным великим старцем у меня сформировалось убеждение, что в его личности соединились дары пророков Ветхого Завета и святых мужей Завета Нового.
Если говорить о Ветхом Завете, он напоминал мне пророка Илию с его живым общением с Богом, пребыванием в пещере и принятием от ворона пищи, огненной молитвой, когда даже тело опоясывалось этим огнем, с ревностью о Боге и любовью к народу, желанием, чтобы он вернулся к истине Живого Бога.
Если же говорить о жизни Церкви, он напоминал мне двух великих подвижников. Своим подвижничеством и любовью к людям он очень походил на авву Пимена, своей простотой, чудодействиями и самоотверженным миссионерским служением – на Коему Этолийского. Даже и в миру воспринимали отца Паисия также, как воспринимали миряне авву Пимена и святого Коему Этолийского.
Мы знали его как «зрящего», преподобного и мученика, поэтому и свидетельствуем о его святости.
Личность отца Паисия – это одна из тех, которые я встретил на своем пути поиска внутренней жизни Православной Церкви, после разочарования, которое вызывали рациональные и основанные на логике богословские заключения. Эти благодатные личности наполнили меня особым мироощущением.
Я испытываю глубокую благодарность Богу за то, что Он удостоил меня встретить этот удивительный образ преподобия. Я слышал, как приснопамятный старец Паисий говорил с духовными чадами, как обучал их глубочайшим таинствам духовной жизни. Я ощущал его как живое богословие, я молился вмести с ним во время многочасовой ночной службы, слышал, как он пел, сопровождал его в многочасовом пути от монастыря Симонопетра до келлии Панагуда в Карее, спал, или, скорее, бодрствовал в его келлии и слышал, как он всю ночь молился.
Уже в этой жизни приснопамятный старец пребывал в Церкви торжествующей, а теперь наслаждается ею еще больше. Я испытываю нужду просить его молитв о моем пастырском служении и о спасении моей души, ибо он имеет великое дерзновение. Я мог бы повторить то, что сказал один монах о святом старце в день его погребения: «Я не сожалею о его кончине, но радуюсь, потому что сегодня в Царствие Божие входит человек, которого я знал и которым был любим, родной мне человек». И мы радуемся, потому что люди, которые по–настоящему нас любили и доставляли нам духовное утешение, родные нам люди (как отец Паисий, отец Ефрем, отец Софроний, епископ Едесский Каллиник и другие), являются членами Церкви на небесах.
Нужно внимательно прочесть книгу «Житие старца Паисия Святогорца», чтобы ясно ощутить духовную жизнь, чтобы понять, в чем заключается честность и мужество, которыми обладал приснопамятный старец Паисий, чтобы понять Православную Церковь, увидеть, что такое очищение, просвещение и обожение на практике, чтобы исцелиться от современной неизлечимой болезни богословской неразберихи, этого вавилонского столпотворения, и современной путаницы в богословской терминологии.
Я много общался с приснопамятным отцом Паисием. Не помню в подробности его слов, однако в памяти остались отдельные случаи, но главным образом – его святая личность. Я не старался запоминать его изречения, в моем сердце запечатлелось все его существо, его святость.
Часто, когда я с ним встречался, мне было достаточно видеть его, сочувствовать ему. Я не записывал за ним, он был дня меня как открытая книга, которая постепенно входила в мое сердце, книга немногословная, без сносок. Это ощущение у меня сохранилось доныне. Я был знаком с благодатным человеком, с прозрачным человеком, с человеком Божиим. Я ощутил качество духовной жизни, которое выражается как духовная энергия и духовная связь.
Помню, на ночном богослужении в праздник святых апостолов Петра и Павла постригали монаха. Я видел, как отец Паисий, молясь, всю ночь смиренно и благоговейно проводил (оставался) в своей стасидии (стасидия – специальное деревянное приспособление в храме, чаще всего – стул или скамья со спинкой. – Ред.). Незабываема картина, когда его попросили спеть псалом Исповедайтеся Господеви… (Пс 135, 18). До сих пор в душе у меня звучит то, как он пел, четвертым гласом, как это пели в Фарасах, своим слабым и умилительным голосом, голосом, который выходил не из уст, а из самого его сердца. В те минуты в соборном храме монастыря было по–особому умилительно и благоговейно–тихо.
Однажды я пришел к нему в келлию Честного Креста и застал его готовящимся идти на ночную службу в монастырь Ставроникита. Он взял меня с собой, и дорогой мы говорили о духовной жизни. Я спросил его о связи между Богом и творением. Он подошел к краю тропинки, взял в руку, нежно и мягко, зеленый листок и, не срывая, нагнулся и поцеловал его. И сказал мне: «Мы целуем рясу преподобного Нектария, которая принадлежала святому и наполнена его энергией. Намного больше мы должны целовать листочки и творение, которое имеет в себе энергию Божию». Таким простым способом он объяснил мне богословие «словес сущих», сущностно творящей и животворящей Божественной энергии, которая присутствует во всем творении.
Однажды я спросил, как нам должно жить в Церкви. Он ответил просто и совершенно естественно: «Надо чувствовать святых и Ангелов рядом с собой». И добавил: «Часто я вижу рядом с собой своего Ангела Хранителя и целую его».
Он почитал моего духовного отца митрополита Едесского Каллиника. Однажды я пришел к отцу Паисию и рассказал о клевете, которую возвели на него. Я тут же увидел, как у старца потекли слезы из глаз, и он сказал мне: «Всех тех, кто терпит несправедливость, Бог очень любит. Именно они являются чадами Божиими». И сам он очень любил тех, кто претерпевал клевету и несправедливость.
Как-то я пришел к отцу Паисию со студентом богословского факультета одного из университетов. Старец спросил его об учебе. Студент с наивностью поведал о своем сочинении, связанном с сотворением человека. В какой-то момент он сказал отцу Паисию: «Как-то Бог не знал, чем заняться, и сотворил Адама и Еву». И в тот же миг я увидел, как отец Паисий занес руку и дал ему крепкую пощечину. Студент растерялся, опешил, застыл с вытаращенными глазами, пытаясь осознать, что произошло, и заплакал, всхлипывая, как маленький ребенок. Отец Паисий смотрел на него молча, давая ему выплакаться; наконец сказал: «Хороший мой, что же ты такое произнес? Пойдем со мной». Взял его за руку, как мать маленького ребенка, подвел к умывальнику: «Умой лицо». Дал полотенце, чтобы тот вытерся, привел на прежнее место и тогда начал с веселостью, нежностью и любовью объяснять, что мы не должны неуважительно говорить о Боге и Его делах. Он даже подарил ему книгу с надписью. Излишне говорить, что я наблюдал за всей этой сценой безгласно и с изумлением.
Посещая старца, после разговора о своей личной жизни я задавал вопросы, связанные с моими духовными чадами. Как-то я рассказал старцу об одном из них. Этот человек был очень живой и противоречивый. Я спросил, как себя вести с ним. Старец ответил обезоруживающе: «Поступай так, как поступаешь с мулом. Крепко держи узду и отойди подальше, чтобы он не брыкался».
Когда я восстанавливаю в памяти этот святой образ, то умиляюсь, плачу и молюсь.
Пусть он молится за нас.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев