Давненько я не писал каких-то концептуальных текстов, и вот время пришло 😊
В классических исследованиях шаманизма подробно описана архетипичная шаманская вселенная, которая состоит из трех миров – среднего, нижнего и верхнего. Обычные люди живут в среднем мире, а после смерти одна из душ человека уходит в нижний мир. В каждой конкретной шаманской вселенной, например у алтайцев в описании Потапова эта схема сильно усложнена – у миров – верхнего и нижнего есть слои, в каждом слое живут свои духи. Некоторые души человека после смерти уходят в верхний мир, или даже перевоплощаются в среднем. Мы в эти аспекты углубляться в этом очерке не будем, а рассмотрим, чем шаман кардинально отличается от обычных людей. Он отличается от них тем, что может при жизни, с помощью своих духов помощников, путешествовать в нижний или верхний мир, а, зачастую, и в оба сразу, и совершать там сложные действия. Путешествует в них он во время своего ИСС (измененного состояния сознания). Для того, чтобы попасть в ИСС ему нужно провести определенные действия – например призвать своих духов помощников с помощью бубна, или, на худой конец, выпить отвара мухоморов. Также исследователи шаманизма всегда отмечали, что у любого шаманского путешествия есть конкретная цель, и во время такого путешествия шаман преодолевает препятствия различной сложности - встречается с опасными существами – духами верхнего и нижнего мира. Встреча с некоторыми из них может нести смертельную опасность.
Рассмотрим эту матрицу, и найдем параллели с альпинизмом.
Альпинисты, поднимаясь в горы, попадают в мир, в котором они пребывают относительно короткое время, а большую часть времени они живут в том же мире, что и остальные люди – в среднем. ИСС в горах обеспечивает действие высоты и отсутствие кислорода. Для достижения ИСС альпинисту нужно просто довольно быстро набрать высоту. У альпиниста всегда есть конкретная цель - достижение вершины, прохождение конкретного маршрута и т.д. На пути к вершине альпиниста подстерегают опасности, и он почти всегда понимает, что рискует в горах жизнью.
Как видим – параллелей очень много, и можно в целом считать, что альпинисты – это исследователи другого мира. Также, не лишним будет заметить, что законы верхнего и нижнего мира всегда существенно отличаются от законов среднего мира. Это же можно сказать и про мир альпинизма – там другие законы и другая мораль.
Все серьезные исследователи шаманизма всегда отмечали, что шаманизм — это феномен, который трудно исследовать, но за ним стоит какая-то реальность, которая не сводится к простым объяснениям типа того, который предлагали поверхностные исследователи. Например, некоторые из таких поверхностных исследователей считали, что шаманы — это просто душевнобольные, или эпилептики. В ХХ веке прорывные исследования шаманизма случались тогда, когда исследователи выходили за рамки академических методов и сами становились учениками шамана. Тогда они проживали свой непосредственный опыт вхождения в шаманскую вселенную. Яркий пример – Карлос Кастанеда, который, будучи академическим ученым антропологом пошел в ученики к шаману Дону Хуану из племени Яки.
Интегральные исследователи шаманизма, например такие как Мирче Элиаде считали, что шаманизм был присущ всем человеческим обществам на определенной стадии своего развития. Я думаю, что если считать, что шаманская матрица существует, то в в наше время она трансформировалась в такие виды деятельности как альпинизм, фридайвинг и бейсджампинг и другие.
Хочу рассказать про один случай из своего альпинистского опыта. Когда-то спускаясь с Кийтына – высшей точки Монголии, мы попали в плотный туман. Обычно в горах из-за яркого солнца и очень большого количества ультрафиолета альпинистам приходится идти в солнцезащитных очках. Так как не было ветра, то они в этот день запотевали изнутри. Во всем моем поле зрения был виден плотный туман и снег. Вместе они представляли однородный желтоватый мир, в котором хоть как-то выделялись только носки моих ботинок. Желтоватый оттенок я видел из-за напыления в моих очках. В какой-то момент, я уже с трудом понимал я иду вниз, вверх, по горизонтали, или вообще в другом мире. Я вспомнил про желтую стену тумана, про которую писал Карлос Кастанеда в свих книгах. Мне в том состоянии легко было представить себе, что я иду внутри этой стены из одного мира в другой, а не по склону Кийтына.
В заключение хочу сказать, что большинство альпинистов если не шаманы, то немного шаманисты, и вступают в личные отношения с каждой горой, на которую пытаются подняться. Это очень похоже на взаимодействие обычных шаманистов с духами места. Они всегда уважительные и немного ритуальные, как и отношения альпинистов к горе.
Иллюстрирую этот пост фотографией себя на сераке ледника Менсу.
Жду, что вы дополните этот пост своими мыслями на эту тему.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев