Шестиклассники одной сельской школы на первом уроке писали контрольную по математике. Учительница внимательно наблюдала за процессом.
Вдруг дверь тихонько отворяется, и перед ребятами, которые тут же подняли глаза от тетрадей, медленно показывается сковорода. Помещение мгновенно наполняется потрясающим ароматом яичницы, поджаренной на шкварках.
– Алешенька, ты здесь? – это следом за сковородкой перед изумленными «зрителями» возникла Пелагея Васильевна – баба Поля, как ее называли в деревне.
– Ой, дочка, – старушка заметила учительницу, – внучок мой, Алешенька Громов, убежал рано, не позавтракал. А дитю нельзя без еды. Нехорошо это. Ты уж не серчай, милая. Пусть поест.
Класс рухнул со смеху. Алеша вдавил голову в плечи, не зная куда деваться от стыда.
– Конечно, конечно, пусть позавтракает, – доброжелательно сказала учительница: она не хотела обижать пожилую женщину. – Что же ты Алеша? Заставил бабушку прямо в класс тяжелую сковородку тащить? Давай, кушай быстрее. У нас контрольная, если ты не забыл.
– Да он только про шкварки сейчас и думает! – рассмеялся кто-то из ребят.
И понеслось со всех сторон:
– Дитятко, жуй хорошенько!
– Хлебушка не забудь!
– Не подавись там!
– Леха, не чавкай!
– Вот это молотит!
Бабушка смотрела на ребят в недоумении. Не понимала, почему они вроде бы шутят, а шутки-то – злые, колючие. Может, она их чем-то обидела? И Алешка – весь красный, не знает куда глаза девать…
«Напортачила я чего-то и, похоже, внуку навредила», – подумала старушка. Приняла у Алеши пустую сковородку, положила в старую, видавшую виды сумку и пошла к двери. Потом неожиданно развернулась, отвесила поясной поклон и со слезами на глазах проговорила:
– Детки милые, простите меня…
Все мгновенно замолчали. Бабушка ушла, а в классе продолжала стоять звенящая тишина.
– Чего это она?..
– Мы поговорим об этом на классном часе, – учительница посмотрела на часы, – а сейчас – заканчивайте контрольную.
После звонка ребята подошли к Алеше:
– Слушай, за что твоя бабуля прощения просила? Ведь все так весело получилось с этой сковородкой.
– Не знаю, – ответил мальчик. – Вообще-то она часто прощения просит. Все время думает, что в чем-то перед всеми виновата… – смущенно продолжил Алеша и вышел из класса.
– Странная… – подытожил кто-то.
– Ничего не странная, – неожиданно в разговор ребят вмешалась учительница. – Вы же знаете, что Пелагея Васильевна одна растит Алешу. Он для нее – свет в окошке. Конечно, она беспокоится за единственного внука, готовит для него, за здоровьем следит. А как иначе? Вот в таких важных мелочах и проявляется любовь. Живут они рядом со школой. Вы заметили, что Алеша часто приходит раньше всех? Иногда ему сторож дверь открывает. Вас еще нет, а он уже доску натирает, класс проветривает. Для всех старается, понимаете? А вы сегодня так зло над ним посмеялись! Ему ведь и так неудобно было…Добрее надо быть друг к другу, ребята, внимательнее.
***
Уроки шли своим чередом. Ребята уже не подшучивали над Алешей, они смотрели на него совсем другими глазами. Да и вообще: день проходил необычно. Никто не носился, не кричал, не дергал девчонок за косички. Все будто замерли и обдумывали то, что произошло утром. Перед глазами стояла маленькая, седая старушка. Она вытирала слезы, а потом склонялась перед совсем юными мальчишками и девчонками, прося прощения.
Последним уроком был классный час. Все знали, о чем пойдет разговор.
Пришла классная, все встали.
– Сегодня мы, – начала учительница, – поговорим о доброте, любви к близким, о том, как важно заботиться друг о друге.
В этот момент дверь тихонько отворилась… В класс, как и утром, несмело вошла бабушка Поля со своей огромной, старой сумкой.
– Деточки мои, а я все поняла! – ее глаза сияли от счастья. – Ох и прав был Алешка, что краснел да глаза прятал! Как же я про вас про всех не подумала? Притащила яичницу любимому внуку! Заставила есть в одиночку! Вы простите меня, милые! Мы сейчас все исправим!
В полной тишине Пелагея Васильевна достала из своей необъятной сумки огромный сверток. Сначала сняла с него теплый кожушок, потом пуховый платок, несколько слоев старых газет, и, наконец, все увидели круглую большую кастрюлю. Бабушка Поля поставила ее на учительский стол и заговорщицки шепнула учительнице:
– Ну, милая, командуй... Только не обожгись – горячо.
Классная подняла крышку и ахнула, как девчонка:
– Ребята, это же драники!
– А вот и сметанка, – поддакнула бабушка, доставая из сумки целую банку домашней сметаны.
И что тут началось!..
Ребята уплетали драники за обе щеки, облизывали пальцы, шутили, смеялись. Всем было так хорошо, что не хотелось расходиться…
– Пелагея Васильевна, спасибо вам большое! Как же вы столько драников нажарили, столько картошки натерли? – спрашивали ребята. – Устали, наверно?
– Да что вы, милые! Это ж такая радость – ближнему послужить… – отвечала старушка, утирая, теперь уже, слезы счастья.
– Ну что ж, ребята, мне к этому добавить нечего, – улыбнулась учительница, – урок окончен.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев