(ко дню рождения Серпиевки)
Продолжение
В новый Дом культуры, нужны были конечно же соответствующие работники. Вот Вам и молодой дипломированный специалист Боровкова, а тогда ещё Калинина Наталья Петровна. Художественный руководитель, она и режиссёр концертов и различных мероприятий. Наталья стала вести большую работу с населением, привлекать молодёжь, искала талантливых мальчишек и девчонок, девушек и молодых людей, и даже среди взрослого населения села она присмотрела себе артистов. Например помню концерты с участием Елены Калининой, а в девичестве Скомороховой, Елена очень круто играла, и сейчас думаю играет, на гитаре, и песни военных лет, и романсы, и бардовские песни. Например концерт на девятое мая и песня "Нас ждёт огонь смертельный, но всё ж бессилен он..." Это точно для любой публике! "Елена, это было здорово! Все исполненные тобой песни мы знали наизусть." Это было ещё и воспитание подрастающего поколения своего рода. Наталья Курдакова в девичестве Лучшева здорово играла в сценках, как сейчас помню говорила серьёзно о смешном например: " К нам в колхоз привезли навоз ..." все смеются а она кремень, стоит и так серьёзно смотрит в зрительный зал. Это не больше не меньше серпиевская Фаина Раневская. Ольга Мурыгина в девичестве Елышева - просто талантище, лучше её бабу ягу просто никто не сиграл бы, меняла голос, перевоплащалась в движениях, за маской и мохрястой одеждой её первое время никто и узнать не мог. Артистка номер один среди подростков. Владимир Калинин мой сосед, попросту Вовка, ему было в то время лет 15, и тот девчонкам играл частушки на концерте, а девчонки у него были свои, которые спелись с ним это Марина Куликова, Наташа Трякшина и т.д., девчонки 90-х вы вспомните сами кто ещё под Вовкину гармонь пел частушки. Казалось бы Вовку приобщить к концертам, это просто было невозможно, ан нет, Петровна вызвала и у него интерес к культурной жизни.
И ещё про одну музыкальную инсценеровку я очень хочу рассказать
Девчонки все в длинных юбках, в старинных кофтах и с платками цветастыми на плечах встали полукругом на сцене, и песню вот такую запели, а точнее затянули
"Во деревне то было в Ольховке
Во деревне то было в Ольховке...
потом значит припев
Ой лапти да лапти, да лапти мои
Лапти липовые,
Вы не бойтесь наситё
Тятька новые сплетёть...
А потом
Полюбил Андрияшка Парашку
Вы знаете, и Парашка у нас была, ну и Андрияшка тоже был в старинную русскую рубаху одет и кепка с цветком на голове, он стоял среди девчонок в этом полукруге, и когда пели про Андрияшку он выходил к своей Парашке, а Парашка руки в боки и у них был свой танец. Потом вступали все в их танец и получалось как гулянье на свадьбе. Сколько нам тогда было, лет по 13, 14, 15 мы уже тогда знали старинные песни и отплясывали как положено, как плясали наши бабушки и прабабушки и это нам нравилось и заводило нас. Вот только не помню, чтобы нам кто-то играл, это было акопельное исполнение помоему. В помощь вместо музыки были наши ноги, которые отплясывали под мотив. Эта была постановка художественного руководителя Натальи Петровны очень удачная, продуманная до мелочей, и она нравилась всем и зрителям, и самим исполнителям. А это главное когда все в теме, когда между артистами и зрителями есть диалог и взаимопонимание, вот это самое сложное, и этого нужно добиться именно художественному руководителю.
Желающих среди молодёжи поучаствовать в концерте было много, Наталья Петровна никого не откидывала, у кого-то стихи хорошо получались, у кого-то песни, у кого сценки, она могла увидеть в каждом свой талант, своё зерно, а кто-то занавесью руководил, тоже знаете вовремя закрыть, открыть ну очень ответственно.
Директором дома культуры работала Калинина Нина Владимировна. Директор то директор, а по совместительству певица.
В сиреневом платье, туфли на маленьком изящьном коблучке, а в волосах как у Валентины Толкуновой вплетены бусы она пела песню "Ромашка белая", а в руках под цвет её платья она держала сиреневые флоксы подаренные зрителями. Владимир Михайлович Кривогин аккомпонировал ей. И так красиво было смотреть как свет софитов играет в её волосах и бусах, в цветах и на планочках его гормошки. Им хлопали свистели и кричали на бис. И они пели ещё и ещё. Надо сказать, что Владимир Михайлович Кривогин один из первых с гармонью вышел на сцену, хотя гармонистов в селе тогда было достаточно. Ну стеснительный иногда бывал серпиевский мужик, стеснительный! Позже Владимира Михайловича поддержал в этом деле молодой гармонист Алексей Баранов, у него был свой коллектив, свои "дивщата". Алексей был пчелиных дел мастер, и не только пчелиных, и строительных и лесных, и ещё вот ко всему этому обладал таким талантом, играл на гармони. Рассуждал так, как будто прожил большую жизнь, "а годиков то ему ещё совсем ничего" люди говорили про него, и всё знал, хотел знать всё, мог объяснить некоторые необьяснимые для нас вещи, по своему, конечно же, по деревенски, и исключительно со своей философией. С детства впитывал деревенские примудрости как губка от отца Ивана Алексеевича, от своего тезки деда, и гармонист то он был потомственный. В клуб ходил на гармони играл для "дивщат", так говорил он которые хотели петь. Ну и их наставлял иногда "падущивал". Играет, играет, а тут говорит им, "а вот тут дивщата маленькя ни так паетя, вот тахта нада б. Уразумели?" И не бида что "дивщата" некоторые ему в матери годились, а всё равно "дивщата". А у них сразу лет десять с плеч долой, уж общий язык они нашли с ним сразу и надолго. "Аны слухали яго, а он их." Душевные концерты тогда получались, с серпиевскими наигрышами вот с какой то своей изюминкой. Алексей навечно остался в памяти односельчан молодым. Леха, Леха, лежишь на погосте такой молодой, талантливый со своим необычным, богатым, как ни у кого, как только у тебя внутренним миром. А как тебя нехватает в нашей Серпиевки, твоих обычных советов и твоего взгляда на всё происходящее, как горько отпускать в мир иной таких людей. И невольно вспоминаешь "яго жа слыва". "Жись и есь жись дивщата, а кОму нынщя лягко". Вот почему человек в самом расцвете сил талантливый во всём должен уйти в мир иной? Что за философия такая?
Так что художественная самодеятельность в 90 - е годы и позже у нас в Серпиевке была на самом высшем уровне, и развивалась во всех направлениях, и постепенно переросла в начале 2000 - х в два коллектива один из них "Серпияночка", просуществовал более 15 лет.
Продолжение следует...
Е. Мартынова-Тимакова
1 фото Владимир Михайлович Кривогин с гармошкой и участницы художественной самодеятельности с Серпиевка Ирина Самарина, Валентина Калинина.
2 фото в первом ряду сидит слева первый Алексей Баранов, рядом с ним стоит директор серпиевского дома культуры Калинина Нина Владимировна
3 фото Алексей Баранов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев