#Классическая_музыка #Русский_фольклор #Советские_композиторы #ГеоргийСвиридов
Премьера «Курских песен» состоялась 13 июня 1964 года в Москве, в Большом зале консерватории.
В 1985 году Свиридов переработал кантату, сделав сопровождение хора не оркестровым, а ансамблевым — из оригинального и выразительного сочетания двух роялей, органа и ударных. В таком виде кантата была впервые исполнена 7 мая 1987 года.
После многих обращений к любимым и разным поэтам, от Бёрнса до Маяковского, композитор приник к народному источнику. «Часто я вспоминаю свою родину — Курский песенный край, — писал композитор в дневниковой тетради. — Россия была богата песней, Курские края — особенно. До 50-ых годов (как я знаю) хранились в памяти народных певцов и певиц передаваемые изустно из поколения в поколение дивные старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость — слушать их».
Обратившись к сборнику песен Курской области, составленному фольклористом Рудневой, в котором были опубликованы исконные образцы фольклора малой родины Свиридова — лирические протяжные, покосные, свадебные, бурлацкие, хороводные, — композитор отобрал семь различных песен для семи небольших частей кантаты, объединённых общей музыкально-поэтической идеей. Это «Зелёный дубок» (девичья лирическая), «Ты воспой, воспой, жавороночек» («тягальная» — мужская протяжная), «В городе звоны звонют» (сва - дебная), «Ой, горе, горе лебёдоньку моему» (лирическая), «Купил Ванька себе косу» (покосная, лирическая), «Соловей мой смутный» (лирическая, бурлацкая) и «За речкою, за быстрою» (хороводная, так называемая тапочная, с особенным плясовым движением; курский вариант общеизвестной «Весёлой беседушки»).
«За отдельными зарисовками можно увидеть нечто глубокое, серьезное, — пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. — Перед нами проходит история крестьянской девушки. Она любит, гуляет с милым, выходит замуж, становится матерью, страдает от измены мужа, горюет в «золотой клетке». Проходит через кантату и другая линия — бодрых весенних настроений... Возникают раздумья о судьбе русской женщины, о её прекрасной душе, о её возвышенном этическом облике. Картины быта и природы сливаются с этим глубоко человечным образом».
1. Зелёный дубок (девичья лирическая)
2. Ты воспой, воспой, жавороночек... («тягальная» - мужская протяжная)
3. В городе звоны звонют... (свадебная)
4. Ой, горе, горе лебёдоньку моему... (лирическая)
5. Купил Ванька себе косу (покосная, лирическая)
6. Соловей мой смутный... (лирическая, бурлацкая)
7. За речкою, за быстрою... (так называемая, тапочная)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев