Н.И. Баженов в "Статистическом описание
соборов, монастырей, церквей Симбирской епархии по данным 1900 г." даёт
такое описание церкви в Саре:
«Храм полукаменный (деревянный
осмерикъ), построен въ 1835 г.г. Саврасовой, и перестроен прихожанами
после пожара в 1859 г. Престолов в нём три: главный (холодн.) в честь
Покрова Пресвятые Богородицы и в приделах (тепл.): в правом в честь
Сретенья Господня и в левом во имя Святителя и Чудотворца Николая».
В 1859 году после большого пожара в селе пострадала и церковь. Восстановлена на средства прихожан.
Церковь
стояла на самом красивом месте села, в центре на возвышенности, её
купола были видны за несколько километров. Церковный двор был обнесён
добротной оградкой из кованного узорчатого железа. По всему периметру
ограды высились могучие деревья, преимущественно вязы. Ограда была
украшена шарообразными фонарями. С восточной стороны церкви было место
захоронения священнослужителей и знатных людей из числа дворянства и
управителей села. С западной стороны были большие двустворчатые ворота.
На колокольне было пять колоколов.
Второй раз церковь горела в
1925 году. Каменные строения уцелели, сгорели деревянные перекрытия. С
колокольни упал огромный колокол весом 200 пудов, но остался целым.
После того, как храм был восстановлен, колокол поднимали всем селом
канатами. Деревянный пристрой церкви построили заново.
В 1930-е
годы начались гонения на церкви и священнослужителей. В 1932 году была
провозглашена безбожная пятилетка. Ставилась задача – к 1 мая 1937 года
имя Бога должно быть закрыто. Коммунистов и комсомольцев заставили
убрать в домах иконы, запретили крестить детей. Вопреки протестам
жителей села, в начале 1931 года церковь в Саре закрыли. Беспощадно
расправлялись с церковным имуществом: иконы выбрасывали, топтали ногами,
сжигали на кострах. То же делалось с церковными книгами, крестами
куполов. Люди бросались в огонь и забирали уцелевшие иконы и книги
домой, прятали и хранили долгое время.
Здание церкви сохранили. В
помещениях сделали зерносклад и сушилку. Колокола продолжали оставаться
на церкви. В 1938 году четыре малых колокола были сброшены и отправлены
на переплавку. В 1942 году сбросили и большой колокол, который при
падении разбился. Его обломки погрузили в машину и отправили в
неизвестном направлении.
После Великой Отечественной войны церковь
стали ломать. Руководителями разрушения были коммунисты села, которые
выгоняли жителей из домов, чтобы они ломали церковь. В 1960 году церковь
полностью была разрушена.
Фотография из коллекции Натальи Калентьевой (Казаковой)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Такие святыни стоят ва многих селения хоть в ни и не служат, но они душевно оберегают.