Сергия Филимонова от 27 сентября 2023 г. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Крест Господень — хранитель Вселенной
Седмичный Ексапостиларий (в среду и пяток) начинается со слов, посвященных Святому Кресту: «Кре́ст — храни́тель всея́ вселе́нная, кре́ст — красота́ це́ркве, кре́ст — ве́рных утвержде́ние, кре́ст — а́нгелов сла́ва и де́монов я́зва».
Что такое: «Крест — хранитель Вселенной»? Почему именно с этих слов начинается Ексапостиларий? По свидетельству святых отцов Крест лежит в основе мироздания. Так устроил Господь. Святитель Димитрий Ростовский уделил особое внимание пониманию Креста Господня как хранителя Вселенной. Он говорит, что мироздание устроено таким образом: вертикаль Креста — это соотношение с Небом, то есть духовные силы схождения, нисхождения и восхождения, а горизонталь — это наш земной юдольный мир. Таким образом две перекладины, соединяясь друг с другом, образуют смысл мироздания. Это благословение Божие всему земному миру.
Димитрий Ростовский также говорит, что и мир устроен крестообразно. Вот его рассуждения на эту тему: в мире мы обычно говорим, что есть север и юг, запад и восток, а он говорит, что в основе мироздания лежит север и юг, день и полночь. Он как бы соединяет это с действием небесных светил, которые даруют нам ночь отдохновения и день наших трудов. Димитрий Ростовский как бы напоминает нам, что человек, который создан по образу и подобию Божию, имеет тоже знамение Креста.
Вспомним картины, которые рисовал Леонардо да Винчи. Человек вписывается в золотое сечение, которое лежит в основе математического устройства Вселенной. Человеческое естество образовано из всех веществ, которые распространены на земле. Вся таблица Менделеева присутствует в теле человека. Все это говорит о том, что мироздание тесным образом связано с человеком. Святитель Димитрий Ростовский утверждает, что если человек распрострет руки свои горизонтально поверхности земли, то он собой напоминает крест. То есть человек устроен по образу креста.
Если мы коснемся макромира или микромира, то с удивлением обнаружим, что есть растения, в которых, когда их открываешь, например орешек или желудь, то внутри мы видим крест. И чем больше углубляешься в макро и микромир, то действительно убеждаешься тому, что крест лежит в основе мироздания.
По толкованию святых отцов Крест является хранителем Вселенной. С момента, как Господь победил силу вражию, Крест стал олицетворять Самого Господа нашего Иисуса Христа и стал хранителем мира от зла, которое могло бы происходить с ним. Крест препятствует сатанинским силам осуществлять свои злобные деяния. На память приходят слова Паисия Святогорца: «Вы не понимаете, если бы Господь не охранял мир, то есть если бы не препятствовал злу, то зла бы было в тысячу раз больше».
Вы сейчас видите сколько зла, лжи, клеветы в мире. А представьте себе, что этого могло быть в тысячу раз больше. И Крест, как хранитель Вселенной, препятствует этому воздействию нечистых сил. Об этом говорит и святитель Иоанн Шанхайский. В одной из своих проповедей он упоминает о том, что за кулисами мира есть люди, которые хотят управлять всем миром и превратить его в сатанинский клубок. И мы видим, что зло прогрессирует. Мы также видим полусумасшедших людей в правительствах западных стран и прекрасно понимаем, что этими людьми за кулисами правят другие люди.
Святитель Иоанн Шанхайский уже в конце 20-го века говорил о том, что зло сатанинское, которое могло бы быть, Крест останавливает. Он хранит Вселенную, хранит мир на нашей земле. Крест является знамением нашей победы, это оружие, которое вручил нам Господь. До того, как Господь претерпел крестную смерть, беззащитны были многие люди. Господь совершил Свою великую жертву на Кресте, Он дал нам оружие против силы дьявола. Любой человек, который накладывает на себя крестное знамение, исповедует Христа Распятого и вызывает трепет у всякой нечистой силы, сатанинской. Крест является против нее страшным оружием, которое его опаляет, гонит и делает его беззащитным перед христианином.
Крест Христов находится во Вселенной и тесно связан с Фаворскими событиями. Преподобный Анастасий Синаит говорит, что эти два праздника взаимосвязаны.
На Фаворе предстояли два человека перед Христом, собеседуя с Ним, и один был из дольнего мира, а другой был из мира Небесного, два пророка из разных миров.
На Кресте Господнем тоже были двое. И один из них удостоен был горнего мира, а другой спустился в преисподнюю ада — туда, где находятся совершенно другие люди, которые не познали Христа и жили без Него, и без веры в Его грядущее явление как Мессии. Преподобный Анастасий Синаит говорит, что мы, христиане, не должны воспринимать как некий позор — Крест Господень. Он говорит, что Слава Господня проявилась на Фаворе и, особенно, на горе Голгофе — на двух горах проявилась слава Господня и явлена нам для нашего спасения.
В 2009 году по благословлению Святейшего Патриарха Алексия капитан космического корабля «Союз 16» взял на борт крест с частицами Животворящего Креста Господня. На международной космической станции экипаж работал 169 дней. Все это время мощевик находился на борту. Это был своего рода крестный ход вокруг Земли с частицей Животворящего Креста Господня. Вслед за Крестом Господним в космос отправились преподобные и мученики. Особенно часто отправлялись на орбиту мощи преподобного Сергия игумена Радонежского. Космонавты его очень полюбили и часто приезжали в Троице-Сергиеву Лавру. То есть у нас есть свои святые-космонавты, которые больше, чем другие космонавты, пробыли на орбите.
На Международной космической станции находится Крест Христов. Станция все время облетает вокруг земли, и Крест Христов осеняет всю нашу Вселенную, нашу Землю, Солнечную систему. Крест таким видимым образом явлен всем невидимым нам силам, которые находятся здесь за пределами нашей атмосферы и Земли. Мы знаем, что бесы являются воздушными духами злобы и поэтому особенно важно осенение крестом всего пространства, которое нас окружает. Оно очищается Крестом Господним.
На международной станции «Союз – 16» были и иностранные космонавты. Один из них, американский, стал впоследствии христианским проповедником и стал прославлять Крест Христов. Вот такие необычные события окружают нас.
Поэтому не бойтесь ничего происходящего, осеняйте себя Крестом Господним, и Господь всегда будет вас защищать. Он защищает весь мир, но для Него не пустое место отдельный человек — страждущий, боящийся, сомневающийся. Очень много людей грустных, много людей меланхоличных, очень много людей, которые боятся всего в этой жизни. Для них особенно Крест Христов будет утешением и укреплением, а нам во всех бедах и напастях всегда надо помнить, что первое, что мы должны делать, когда что-то происходит не так, то мы должны сказать: «Крест — хранитель Вселенной», перекрестить себя и ничего не бояться. Аминь.
Крест Господень как податель радости
Преподобный Анастасий Синаит, игумен Синайской горы, говорит нам, что Крест Христов должен даровать радость. Но вначале надо претерпеть страдания и понести свой крест. Крест Христов имеет как бы две части в своем составе. Первая часть – страдательная, когда надо понять суть Церкви, суть служения, понять смысл предстояния перед Богом, найти свое место в Церкви. И поначалу многие страдания приходится претерпевать. Некоторые из наших прихожан реально претерпевают страдания. Вот он пришел в церковь, и с этого момента он начал, не переставая, болеть. Он болеет, потом болеют все его родственники, болеют его близкие, соседи. Есть некоторые люди, которые из больниц не выходят, а только ухаживают за разными больными. Я помню некоторых прихожан, у которых с момента Крещения и вхождения в Церковь температура меньше 38 градусов не понижалась. Эти люди задают мне вопросы: «А как же так? Я пришел в церковь, я верю в Господа. Вы говорите о том, что должна быть радость. А что ж такое?» Вот первая часть именно такая.
Мой второй духовный отец — о. Пантелеймон— архимандрит Псково-Печерского монастыря, когда вручал мне иконочку, то говорил: «Дойди до своей Голгофы». Путь до Голгофы — это путь страдания и путь испытания, а за этим начинается путь радости. Так же, как было Воскресение Христово, когда сперва был момент страданий, а потом Воскресение Христово принесло радость и апостолам, и всему миру. Поэтому вы тоже должны знать, что есть период деятельный, именно такой, когда нам надо очиститься. Господь Крестом Своим, который мы несем, очищает нас, а потом уже начинается путь созерцательный, путь радостный, когда возникает радость несения Креста Христова, когда благодать Божия, шехина Божия, поселяется в самой душе и сердце человека. И даже, несмотря на внешние обстоятельства, какие бы они не были тяжелые, душа человека ликует, и он чувствует Пасхальную радость, радость о воскресшем Христе. И это состояние нормальное, к которому должен прийти христианин. Это очень сложный, трудный, но важный путь, который как водораздельная черта, через которую надо переступить. А когда переступил, то наступает радость. Неверно говорят: «У вас в Церкви только одно: болезни, страдания, мучения и т.д. Где же оно, это Христианство?» А Христианство сразу не открывается. Радость Креста Христова приходит не сразу, а по мере трудов и верности Господу для совершения своего духовного пути.
Поэтому я вам желаю, чтобы вы никогда не отчаивались, и знали, что в тот момент, когда эта радость придет в вашу душу, вы поймете с чем она связана, ощутите эту благодать, и уже ни на что не захотите ее променять. Это будет как жемчужина, которую находит купец, и с которой он никогда уже не хочет расстаться. Но до этого состояния надо дойти деятельным духовным путем христианина, а это труд духовный. Тогда все будет на своем месте. Аминь.
27 сентября 2023г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев