09.1932 - 20.10.2021),
диктор Центрального телевидения, народный артист СССР.
Для большинства зрителей Кириллов – символ советского телевидения: ведущий всех
«Голубых огоньков» и программы «Время» 70 - 80-х. Прошло почти десятилетие, как он перестал появляться на экране, но его помнят и любят.
Как показало время (и программа «Время» тоже), равных Кириллову нет до сих пор. Главный диктор Советского Союза прошёл классическую актёрско - режиссерскую подготовку: учился во ВГИКе и Щепкинском училище, работал в Театре на Таганке.
О конкурсе дикторов на телевидении в 1957 году узнал случайно. Всю ночь Кириллов с женой, которую знал с детства и до последнего дня любил, не сомкнули глаз. Стоит ли пытаться?
В то время считалось, что читать с экрана по бумажке – женская профессия. Но Кириллов решил попробовать. Выучил наизусть целую полосу «Правды» (память у него была феноменальная) и отчеканил текст передовицы перед комиссией. И в тот же вечер вышел в эфир с «Телевизионными новостями».
Программа «Время» появилась спустя 10 лет, и именно Кириллов стал основным диктором главной информационной передачи на 22 года – с ее первого дня (1 января 1968 года) до последнего (30 декабря 1989 года).
"- Начиная с 60-х годов и заканчивая 90-ми, Кириллов вместе с коллегами (на телевидении
один ничего не сделаешь) формировал и шлифовал профессию диктора, – говорит ученик Кириллова, ведущий Владимир Березин.
– Сейчас она стала раритетом. Из искусства телевидение превратилось в бизнес и живет по законам своего жанра. На смену дикторам, которых можно сравнить с артистами Большого, Малого театров, пришла художественная самодеятельность. Сегодня всё проще. Если хочешь и тебе разрешили, делай, как сможешь."
Обаяние и врождённая грамотность быстро сделали Кириллова главным диктором СССР, а затем и художественным руководителем дикторского отдела. На каждого из его
подчинённых, имена которых- тоже целая история (Бодрова, Шатилова, Балашов, Лихитченко, Кочергин), велось личное досье.
С определенной периодичностью Игорь Леонидович собирал в просмотровом зале коллег, и они решали, кого в чем стоит поправить. На своей должности Кириллов пережил всех девятерых начальников Гостелерадио и ни разу не допустил, чтобы его коллег строго наказывали. Хотя поводов хватало.
"– Игорь Леонидович обладает уникальным умением избегать неприятных ситуаций, – продолжает Березин. – Я никогда не видел его расстроенным, раздраженным. На жизнь Кириллов смотрит с иронией. Думаю, тонкое, интеллигентское чувство юмора и помогало ему не допускать скандалов и крупных неприятностей, которые в мире телевидения частые гости."
Кириллову ли было не знать, как велика цена ошибки или просто заминки в эфире. Мало безупречно прочитать текст. Мало потянуть время, пока сообщение ТАСС с политически выверенными речами ( плохо пропечатанными пометками и сделанными неразборчиво от руки) ляжет на стол ведущего.
Надо было так подать информацию, чтобы советские граждане правильно ее поняли, и не сомневались ни в одном из фактов.
Кириллов не скрывает: он не столько верил в то, что озвучиваемая им много лет линия партии - единственно верная, сколько сам себя в этом убеждал. За стеклами его очков явно был виден хитрый прищур. Неслучайно возник анекдот, как в «смертоносное» для вождей время, сообщив о смерти Брежнева, Суслова, Устинова, на экране снова возник Кириллов и официальным тоном сообщил: «Товарищи, вы, наверное, будете смеяться, но Черненко тоже умер».
– Дикторская профессия – фасадная, – подчеркивает Владимир Березин. – Ее делегаты были воспитаны как люди, представляющие телевидение (которое, в свою очередь, было голосом партии), а не себя. Не потому что дикторы не могли говорить от себя – интеллигентные люди слово «я» избегают. Сахаров, Лихачев никогда его не произносили, хотя уж они могли бы.
Только однажды Кириллов не выдержал и, войдя в кабинет к Лапину, заявил, что не может больше произносить «товарищ Леонид Ильич». Председатель Гостелерадио проявил невиданную чуткость и посоветовал перечитать Салтыкова-Щедрина.
«Когда я понял, что в русском общении сарказм, ирония, второй смысл играют главную роль, почувствовал облегчение, – признавался Игорь Леонидович. – Мое восприятие информации стало близко к тому, как ее оценивали в народе. Главное не то, что ты говоришь с экрана, а то, что ты имеешь в виду».
Настоящей отдушиной в рамках пропаганды для Кириллова была работа на парадах Победы и в «Голубых огоньках». Мало известно, что свои репортажи с Красной площади диктор вел, сидя в специальной комнате, расположенной в здании ГУМа, и видел происходящее не своими глазами, а на мониторе телевизора – как и все остальные зрители.
За тем, чтобы никто из дикторов не выглядывал в окно, следил специальный человек из КГБ. Только спустя много лет сотрудник секретной службы объяснил причины такой осторожности. Во время торжественного парада снайперы держали под прицелом Красную площадь по всему периметру. У них был приказ – стрелять в любого, кто появится в окне. Так что любопытство могло дорого стоить Кириллову.
«Голубые огоньки» по сравнению с комментарием парада и программой «Время» казались верхом неформальности. Ведущий ходил по студии (что подчеркивало статность диктора) и, по возможности, общался с артистами. Хотя за кулисами было, конечно, веселее, чем на экране.
Муляжные фрукты, газировка вместо шампанского, как и липовые артисты, пришли в «Огоньки» после того, как на ТВ появился цвет, – до этого все было натуральное. Как-то Кириллов подошел к Кобзону и предложил попробовать, какой славный у них в студии чай. «Я чай не люблю», – ответил певец. «А я говорю – попробуй», – настаивал ведущий. Кобзон отхлебнул и чуть не подавился: в чашке оказался коньяк. «Крепкий у вас чаёк», – вытер губы певец. «Заварной!» – подмигнул ему Кириллов.
В самом начале 90-х дикторский отдел был расформирован. «Старая гвардия» оказалась фактически на улице, но обижаться не имело смысла – безжалостное телевидение рано или поздно перемалывает любого.
Кириллову еще повезло: «Взгляд», куда он был приглашен в качестве «модератора» в компанию к стремительно растущей молодежи, продлил его творческую жизнь. Правда, ненадолго. Да и вряд ли можно назвать эту замену новостям равнозначной.
– Тогда как раз появилась Всероссийская телерадиокомпания "Россия" (ВГТРК). Новостная программа перестала быть таковой, превратившись по сути в новостно-аналитическую, – вспоминает колумнист «Собеседника» Анатолий Лысенко. – Ведущими стали журналисты: Сорокина, Киселев, Ростов, Гурнов, Флярковский. А дикторы оказались не у дел.
Я тоже стоял на позиции, что их время прошло. Другое дело, что, как у нас часто бывает, ребенка выплеснули вместе с водой. Ликвидировав дикторский отдел, выкинули и опыт этих людей работы в кадре. На место человека, который знает, как достойно представлять информацию в эфире, пришел легкий стёб, ставший сегодня вообще своеобразным жанром."
Окончательно уйдя с экрана, Игорь Кириллов какое-то время преподавал в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, вел концерты, где награждались лучшие в своих профессиях.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3