Марк Блок… Как много в этом имени для современного историка Средних веков! В «Вконтакте» даже есть группа «Марк Блок жив». Марк Блок вместе с Люсьеном Февром в 1929 году организовали журнал «Анналы социальной и экономической истории». Журнал затем несколько раз менял название, но существует до сих пор. Именно группа историков вокруг этого журнала совершила переворот в методологии всей исторической науки, а не только медиевистики, переворот, который историк Питер Бёрк назвал «французской исторической революцией». Это движение ознаменовало резкий разрыв ведущих историков с позитивистской парадигмой науки и, так называемой, «ранкеанской» историей. Выдающийся немецкий историк XIX века Леопольд фон Ранке говорил о том, что задача истории «показать, как все происходило на самом деле». Марк Блок и Люсьен Февр заявили и показали в своих работах, что это в значительной степени невозможно и что историк не исследует объективную реальность, а пытается реконструировать ее, пользуясь источниками. Основатели школы «Анналов» изменили понимание самого понятия «исторический источник» и расширили круг этих источников. Источник, по Блоку, – «всё, что человек говорит или пишет, все, что он изготовляет, всё, к чему он прикасается». «Анналисты» впервые четко поставили вопрос о мировоззрении людей прошлого, о том, что люди в разные эпохи мыслят и чувствуют по-разному, и потому надо стараться понять источники «изнутри», не подходить к событиям прошлого с современной меркой. Кроме того, представители школы «Анналов» в своих исследованиях от абстрактных социально-экономических схем вернулись к изучению живого человека. Марк Блок шутил, что историк похож на сказочного людоеда и идет на запах человечины. Полюс исследований в науке с тех пор во многом сдвинулся со знания истории к попытке понимания людей прошлого. Наследниками Марка Блока являются все последующие историки – представители таких направлений, как историческая антропология, история ментальностей, новая социальная история, новая экономическая история и т. д. (то есть практически вся новая историческая наука). У Марка Блока очень мало крупных работ, но все они в итоге оказали большое влияние на современную науку, хотя сам он долгое время был полузабыт, так как погиб слишком рано. Для характеристики книги, о которой идет речь, мне понадобилось бы еще много слов, а ярешил, что мои комментарии будут краткими, поэтому я воспользуюсь помощью А.Я. Гуревича. Он дает развернутую характеристику работе «Феодальное общество». Я позволю себе привести этот отрывок целиком:
«Для понимания функционирования феодальной социальной системы необходимо принимать в расчет природные условия, географическую среду, расселение народов на территории Европы, и с их рассмотрения Блок начинает свою работу. Но главная ее оригинальность заключается в том, что феодальное общество обрисовано здесь — впервые в науке — не только как строй аграрных, военных и правовых институтов, но в виде живого организма, в котором социальные и экономические отношения переплетаются с отношениями социально-психологического и политического плана. Поэтому для его изучения нужно привлечь, помимо хозяйственных кадастров, записей феодальных кутюмов и договоров и иных правовых источников, также и памятники литературы, эпос, героические песни, хроники, генеалогические предания.
Анализ феодального общества Блок осуществляет как бы «изнутри», отправляясь от человека в группе, в социуме — в семье; в системе родства, в отношениях с сеньором. Феодальное общество определенным образом осознавало себя, и Блок ставит вопрос об отношении средневековых людей к природе, о восприятии ими времени и пространства, истории и религии, об их понимании права и богатства. Все аспекты их ориентации в мире, общественном и природном, представляют собой объект изучения для социального историка. Эти разделы «Феодального общества» не есть, как казалось Февру, «изображение цивилизации», — они отражают оригинальное понимание Блоком социальной структуры феодализма, которая опиралась на специфический способ экономики, но вместе с тем характеризовалась и особой «психологической оснасткой» людей, образовывавших это общество. Характеристика ментальности, по Блоку, не некое «дополнение» к социальному анализу, не «расцвечивание» его, — ментальность входит в самую ткань социальной структуры.
Блок предпринимает в этом труде (как, впрочем, и в других своих сочинениях) широкий историко-сравнительный анализ европейских феодальных обществ. Тенденция рассматривать социальные структуры в их взаимном сопоставлении, выявляя одновременно и общее и особенное, — характерная черта Блока-историка. Особенное, индивидуальное стоит в центре его внимания, это диктуется самою природой исторического познания, но в исторически конкретном выявляются повторяющиеся черты, типологические общности.
По прошествии полувека после выхода в свет «Феодального общества» по-прежнему остается в силе утверждение, что этот труд Марка Блока представляет собой лучшее в мировой историографии исследование сущности и функционирования феодальной социальной структуры».
Я прошу прощения за очень длинную цитату, но лучше не скажешь. Остальное надо читать самому. Добавлю лишь, что в книге немало замечательных страниц, посвященных феодалам и рыцарству.
«Феодальное общество» – последний оконченный труд Марка Блока о Средневековье. После него будут еще лишь «Странное поражение» –печальное размышление о быстром и катастрофическом разгроме Франции в 1940 году и «Апология истории или Ремесло историка», написанная в 1941 году и изданная Люсьеном Февром в 1949 году (очень ценная фактически незавершенная работа об истории как о науке). Эти книги я тоже очень советую почитать, хоть они и не о Средневековье. Марк Блок, несомненно, написал бы еще много прекрасных книг и статей, но с 1943 года он активно участвовал в Сопротивлении. 8 мая 1944 года он был арестован гестапо. Под пытками он не выдал никого. 16 июня его расстреляли вместе с двадцатью девятью другими патриотами. Последними его словами были: «Да здравствует Франция!». А последней строкой как ученого тезис из «Апологии истории»: «Причины в истории, как и в любой другой области, нельзя постулировать. Их надо искать».