В собрании Военно-Исторического музея артиллерии, Инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС) каждый может найти что-нибудь по душе. Помимо знакомых каждому вундервафель двадцатого века, занимающих основное пространство, свое пристанище нашли на площадке и их старшие товарищи и родственники. У стен Нового Арсенала скромно лежат или стоят артиллерийские орудия, отлитые с шестнадцатого по девятнадцатый век. Многие из них – настоящие произведения искусства, шедевральные индивидуальности в грязно-серой летописи войн.
Одна из таких пушек – знаменитый «Ревельский Лев». Найти его можно между заборчиком и стволом по имени «Маленькая кошечка». «Лев» был бы куда менее знаменит, если бы не вингард в виде человеческой головы. Бытует мнение, что изображен там сам Иван Васильевич Грозный. Вот только не совсем понятен выбор мастера –орудие-то отлито немецким пушкарем.
Что же нам достоверно известно о пушке? Ствол бронзовый, длиной 420 см, кал. 8 фунтов (107 мм.), вес орудия – 2375 кг. (№ 09/22) В дульной части ствола – вмятина от попадания ядра, на казенной части – изображения льва и грифов поддерживающих щиты с таллинскими гербами. На стволе надпись:
Den lowen ein radt Let nomen mich van revel dat To spalde ich ere fiende Solde dar nicht wollen Dat se im frede lewen sollen Anno1559 jar goet mi Кarsten Middeldorp dat is war.
Надпись хорошо различима даже на фотографиях. Если пушка отлита в 1559, то рождение ее состоялось во время перемирия в Ливонской Войне, когда происходило накопление резервов. Это понятно. Но кого же Карстен Миддельдорп (мастер не встречается в списках известных пушкарей – это единственное дошедшее до нас его творение) поместил на свое детище?
Что можно сказать об изображении человека на «Ревельском Льве»? На орудии изображен человек восточноевропейского облика, одетый в шапку с меховой валикообразной опушкой. Именно такие шапки характерны для изображений московитов на европейских гравюрах XVI-XVII вв. (да чего там, до сих пор изображают). При взгляде с определенного ракурса в головном уборе можно признать шапку Мономаха. Да и лицо изображенного имеет значительное сходство со знакомым всем образом царя Ивана IV. Внешний облик Грозного известен по нескольким западноевропейским гравюрам и портрету из Национального музея в Копенгагене. Возможно, пушка – единственный сохранившийся прижизненный скульптурный портрет монарха. Вот только чем руководствовался «отец» пушки? Какое изображение брал за образец? Есть ли в этом хоть какой-нибудь сакральный смысл?
В любом случае, это еще одна довольно забавная загадка истории. Пусть незначительная (за ней не стоят золотые сундуки и тайные знания), но от этого не менее интересная.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 3