Поначалу, правда, на заре компаративистики, лингвисты так впечатлились обнаружением потерянного родства с какими-то смуглыми дикарями (по мнению белого европейца тех времён, конечно), что были готовы тут же и прародину всех индоевропейцев засунуть куда-нибудь туда - в Гималаи или в Загрос.
Однако очень быстро было определено, что и в Индию, и в Иран индоевропейцы пришли, потеснив местное население (об этом говорили местные топонимы, археология, а также их собственные легенды). Но вот откуда пришли - вопрос оставался открытым.
Этих индийских и иранских индоевропейцев назвали индо-иранцами, поскольку по близости их языков было ясно, что какое-то время после ухода с прародины они существовали как единая группа, прежде чем окончательно разойтись. Сами они себя называли "ариями" (название страны Иран происходит как раз от этого слова), и это поначалу привело к небольшому заблуждению: ариями стали называть вообще всех индоевропейцев.
Немного исторического контекста: вскоре настал XIX век, и в Европе произошёл расцвет романтических национальных идей. После сухости и рациональности Эпохи Просвещения востребованными оказались идеи мудрости простого народа, его полу-языческих верований - осознанных внезапно европейцами более исконными, чем пришлое христианство. Тут же расцвёл и интерес к национальным языкам, и если до XVIII века ни у одной европейской страны ещё толком не было своего официального языка (дипломатия ещё относительно недавно перешла с латыни на французский, а так, в каждом регионе говорили на своём диалекте, так что какой-нибудь итальянский говор мог оказаться ближе и географически, и лингвистически к какому-нибудь южному французскому говору, чем к итальянскому языку в Риме), то теперь начали звучать идеи о том, что язык чуть ли не определяет дух народа. Тут же проснулся и интерес к народным сказкам, в народ пошли собиратели: у нас Афанасьев, в Германии - знаменитые братья Гримм. Народные словечки стали собирать в словари, здравствуй, старина Даль. Французы решили, что они теперь галлы, немцы стали валькириями и нибелунгами, славяне узрели Ярилу и Дажьбога. Каждый народ Европы как будто бы вступил в гонку за то, чтобы оказаться более древним, более аутентичным, более мудрым.
На фоне всего этого и происходили поиски праязыка и прародины индоевропейцев, из-за чего вопрос оказался вдруг не столько лингвистическим, сколько политическим. После выхода в свет "Происхождения видов" Чарльза Дарвина националисты, вооружившись ещё и теорией естественного отбора, нарисовали себе картинку, в которой один народ, самый сильный, завоевывает себе новые и новые земли, а слабые народы вымирают. Далее они объединили понятия "язык" и "раса", и на этом псевдонаучном коне въехали в XX век.
Почему смешивать язык и расу нельзя: в России и тюркские, и финно-угорские народы вполне говорят на русском. В Северной Африке негры говорят на арабском. И что? Туда же, кстати, все попытки слишком активно в лингвистику привлекать генетику. Генетика - это как фамилия. У тебя может быть старинная итальянская фамилия, если твой предок из Италии, и так вышло, что она передалась по мужской линии, но если ты при этом на 90 с лишним процентов русский по всем остальным родственникам, то стоит ли так уж активно из-за фамилии считать себя итальянцем?
Болезненнее всех националистические идеи восприняли придавленные результатами Первой Мировой немцы (хотя начали они копать, конечно, уже до неё). Романтический национализм превратился на этой почве в нацизм, а сильных захватчиков, некогда завоевавших себе всю Европу, а также Индию и Иран, немецкие ученые переназвали "индогерманцами", сделав это странное название ещё более странным синонимом слова "арии", а прародину их смело поместили на территорию Германии и Скандинавии. Волюнтаристски заявили, что были эти арии высокими, стройными, светловолосыми, и вообще нордической расой (она же арийская).
Кое-какие данные лингвистики даже вписывались в эту теорию, например, восстанавливаемые праиндоевропейские слова для бука и лосося (бук и лосось же есть в Германии и Скандинавии). Правда, это ничего и не подтверждало, но отсутствия прямого опровержения было достаточно. Ещё менее надежно выглядело наличие в праиндоевропейском реконструируемого слова для моря - значит, возле прародины было море (но ведь не сказано, что именно Балтийское?). А реконструированное слово для меди (*ayes) указало на то, что праиндоевропейская общность уже существовала во времена неолита. Тогда с праиндоевропейской прародиной связали культуру боевых топоров (шнуровой керамики, III тыс. до н.э.), и это не было неправильно, судя по всему, эта культура действительно праиндоевропейская, но она, во-первых, охватывает территорию значительно больше, чем Германия и Скандинавия, а во-вторых, это не самая ранняя индоевропейская культура. Возможно, носители культура шнуровой керамики стали будущими германцами, италийцами, кельтами, балтами и славянами, и узурпировать её под германцев было совершенно неправильно.
Комментарии 1