Львовская летопись в повести "о взятии казанском от великого князя Ивана" [lII в 1487 г], упомянув об отправке войск на Казань "о Велице дни" (около Пасхи - в Стоглаве о Велице дни упомянуты вьюнишник и радуница, которые приходились на разные дни в районе Пасхи) сообщает, что тогда же вятчане отступились от великого князя, великий князь послал на них с большим войском воеводу Юрия [Ивановича] Шестака Кутузова и тот помирился с ними, и что тогда же вятский воевода Константин прибежал к великому князю в Москву.
Н. М. Карамзин со ссылкой на Львовскую летопись заявил, что вятчане... выгнали великокняжеского наместника. Н. И. Костомаров написал, что когда великокняжеские войска пошли на Казань, вятчане выгнали присланного к ним наместника. Г. В. Вернадский со ссылкой на Костомарова утверждал, что вятчане отказались от участия в походе на Казань. То же со ссылками на Вернадского и Львовскую летопись можно найти в статье В. А. Юршиной.
Одно не ясно: где в Львовской летописи сказано, что вятчане выгнали великокняжеского наместника и отказались от участия в походе на Казань? Этого нет ни в одном источнике. Как и сведений о том, что Иван III вообще приглашал вятчан в этом походе принять участие. К слову, в этом походе участвовали служилые люди, а не севернорусские ополченцы вроде устюжан. Уже хотя бы поэтому вятчан никто не должен был звать.
Между тем, из того же Архангелогородского летописца, известного во времена Карамзина, можно понять, в чем же заключалось отступничество вятчан от Ивана III: в 6994 (1486) г. вятчане совершили набеги на подвластные великому князю земли Устюга, оба раза дойдя до Осиновца, во второй раз из-под Осиновца от них в Москву сбежал их воевода Костя Юрьев.
Также в 6996 (1488) г. воевода Шестак вместе с князем Иваном Владимировичем Оболенским Лыко до осени простояли в Устюге, охраняя устюжские земли от вятчан. Впрочем, последняя датировка не точна: этим же годом датируется прошлогоднее солнечное затмение, случившееся 20 июля 1487 г.
Если это - не отступничество вятчан от великого князя, то что это?
Так что, казалось бы, не надо изобретать какие-то иные причины конфликта Ивана III с вятчанами, вроде отказа вятчан участвовать в Казанском взятии, куда вятчан наверное и не приглашали. Понятно, что историкам иногда приходится высказывать разные гипотезы, для того, чтобы попытаться наиболее оптимально объяснить и соотнести друг с другом содержащиеся в источниках мутные лапидарные сведения. Но надо все-таки избегать подобных излишних домыслов, когда в источниках легко можно найти довольно ясное объяснение. Иначе у многих людей будет лишний повод сказать, что история - не наука.
Во второй половине 1480-х гг. митрополит Геронтий послал вятчанам грамоту, в которой, среди прочего, припомнил вятчанам их давнюю "грубость" по отношению к великокняжеской власти, их давнюю поддержку великокняжеских недругов, "поганства", " отлученных" от "церкви Божьи". Здесь, разумеется, имелись ввиду не иноверцы, а православные христиане, отлученные от церкви. Поганые люди с точки зрения высшего церковного иерарха, но все же не нехристи. Таким образом, митрополит явно имел ввиду военные действия вятчан на стороне противников Василия II, Василия Косого и Дмитрия Шемяки, прежде всего на стороне последнего, так как тот был действительно отлучён от церкви. Но... Н. И. Косторомаров не точно пересказал источник, по его словам митрополит упрекал вятчан в соединении с погаными. Г. В. Вернадский со ссылкой на пересказ Костомарова, в свою очередь заключил, что митрополит просил (!) вятчан не объединяться с мусульманами (казанскими татарами) против христиан. Как видно, иногда бывает опасно опираться на пересказ источника, надо смотреть сам текст.
М.А.Несин
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев