На северо-восточной оконечности Евразии, на Полярном круге разворачивались самые северные войны человечества. И хотя затерянные среди торосов и заснеженной тундры поля битв остались безымянными, на них также решались судьбы народов.
Полярная ночь в тундре длится долгие месяцы. Заснеженная поверхность земли, словно гигантское зеркало, отражает слабый свет звезд и освещает все вокруг сумеречным светом. Все видно за километр. В тихой укромной долине пасутся олени, добывая копытом из-под снега ягель. Неяркую тень отбрасывают яранги. Все спит. В такой тишине и покое подкарауливала человека смерть.
Никогда не ложились оленеводы спать, не расставив часовых на окрестных высотках. А когда обозначались на горизонте движущиеся тени, часовой вскакивал в маленькие скоростные нарты и несся в долину. В XVII-XVIII вв. уснувшего оленевода не приходилось будить дважды. Заспавшийся человек рисковал никогда не проснуться, так как враг атаковал неожиданно и быстро. Поэтому ложась ночью спать, каждый мужчина не забывал класть себе под голову лук.
Чукотско-корякские войны, окончившиеся лишь в семидесятых годах XVIII в., отличались ожесточенностью, особенно среди оленеводов. Каждое племя находилось в состоянии потенциальной вражды друг к другу. Человеческая кровь лилась на этих войнах из-за оленей. Чукчи, не имевшие больших оленьих стад, как у коряков, направили все свои усилия, чтобы стать хозяевами главного богатства тундры. С 1725 по 1773 г. им удалось отбить у коряков 240 000 голов этих животных.
В том веке окончательно складывается у чукчей пастушеское оленеводство главным образом за счет насильственно отнятых стад у коряков. Многим корякам, обедневшим в войнах с чукчами, пришлось "сойти на берег" и заняться охотой и рыбной ловлей. В этой борьбе чукчи всегда были первыми. Их желание иметь стада подкреплялось воинским умением и неистощимой энергией.
Отряд корякских воинов численностью в 50 человек не решался оказать сопротивление чукчам, если в их отряде было 20 бойцов. Собираясь на большие военные операции, чукчи могли выставить 200-300 бойцов.
Когда на крайнем севере стали появляться русские землепроходцы, коряки и юкагиры встали на сторону России. Коряки и юкагиры даже участвовали в военном походе Дмитрия Павлуцкого 1731 года против чукчей. Поход окончился победой Павлуцкого.
Собираясь в набег, чукчи брали основное оружие дальнего боя - лук, изготовленный из двух пород дерева: березы и лиственницы. Наконечники изготавливались из кости, клыка и камня, на тетиву шли нарезанные из тюленьей кожи ремни или сухожилия. Колчан чукчи носили удобно, как ранец, за спиной.
Свои меткие выстрелы чукчи и коряки "подкрепляли", смазывая наконечники ядом. В тундре растет неказистый лютик, корень которого вполне годился для изготовления смертоносного зелья. Рана опухала, и через несколько дней человек умирал.
Защитить тело человека в бою должен был панцирь из моржовой кожи. Ровными полосами моржовая кожа опоясывала воина - нижний ряд нашивался на верхний. Панцирь расходился к низу широким раструбом, грудь прикрывала пластина из кожи сивуча.
Но самой "приметной" частью доспехов был щит, отброшенный за спину воина. Спинная часть щита, состоявшая из широкой доски, обтянутой кожей, возвышалась над головой воина. Боковые "крылья" легко складывались на сгибах, закрывая в нужный момент грудь и лицо. Чтобы приводить их в движение, на крыльях были петли. Часто такой щит имел только левое крыло, так как в правой руке держали оружие.
Требовалось время, чтобы освоиться с панцирем, имевшем целую систему ремней, петель и пряжек. Когда требовалось быстро передвигаться, воин мог с помощью ремней завернуть раструб наверх и бежать не скованным нижними ремнями. Ленточный панцирь, который чукчи называли мэргэв, имели не все воины, существенная их часть имела более легкое вооружение.
Легкие маневренные нарты и оленья упряжка стали основным транспортом чукотско-корякских войн. И если отряд проскакивал в стойбище врага незамеченным, схватка, как правило, была короткой. Атака проводилась на рассвете. Часть воинов на лыжах окружала ярангу и разрушала ее, выдергивая стойки жилища. Именно для этой цели и были незаменимы арканы, метко набрасывать которые чукчи или коряки умели с детства.
В это же время другие копьями протыкали покров яранги, стараясь перебить всех, кто находился в спальном пологе. Остальные на полном скаку подлетали на нартах к оленьему стаду и, поделив его на части, угоняли.
Оленеводы чукчи и коряки использовали нарты не только как транспорт, но и как незаменимое оборонительное сооружение. Нарты расставляли вертикально по кругу, связывая между собой накрепко ремнями. Сверху на них набрасывали моржовые кожи, закрепляя, где нужно ремнями.
На пути врага вырастал "оборонительный вал", из-за которого лучники вели обстрел. И даже если не было времени на сооружение такой крепостной стены, нарты успевали распрячь и устроить на пути врага баррикады.
После победы над врагом чукчи татуировали свое тело: обычай татуировать на руках изображение поверженного врага очень древний. Как правило, победитель татуировал точку на задней стороне правого запястья. У опытных воинов такие точки сливались в одну сплошную линию, идущую от запястья по направлению к локтю.
Корякские женщины носили нож, которым в случае победы врага убивали своих детей, а потом и себя. Обычай предпочтения смерти плену очень древний. В тех случаях, когда человек попадал в плен, он становился рабом. Чукчи довольно редко применяли по отношению к пленным пытки. Но если им в руки попадал военачальник или знаменитый воин - ему приходилось туго.
Победить и спасти жизнь не только свою, но и всей родовой группы - эта задача была по плечу не только смелому, но и тренированному воину. Сама жизнь приучала действовать в экстремальной обстановке. Охотник, победивший белого медведя, нанесший гарпуном смертельную рану киту, не упускал своего шанса и в бою.
Насколько серьезно подходили к подготовке воина, говорит метод, который практиковали коряки для вырабатывания у детей реакции на внезапную опасность. К ребенку подкрадывались и обжигали его острым, раскаленным предметом. В результате добивались того, что ребенок от малейшего шороха или прикосновения отскакивал в сторону.
Суровые законы жизни на Крайнем Севере, войны выработали у чукчей презрение к смерти. Побежденный в поединке не просил пощады, а просил смерти. Выработалась формула - равнодушное обращение к противнику с просьбой о смерти: "Что ж, если стал для тебя диким оленем, торопись!" - то есть убей.
События XVII—XVIII веков отразились в культуре народов. В героических чукотских сказаниях повествуется о борьбе с коряками, которые выставляются жестокими поработителями и насильниками. Точно таким же образом описываются чукчи в корякских сказаниях.
По материалам: Беляков Ю.М. Тихие войны Полярного круга.
Иллюстрация: Чукотский воин (XVII-XVIII вв.)
Комментарии 1